Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании
статья

Мещерякова Татьяна Ивановна

В статье раскрываются необходимость и основные направления взаимодействия педагогов и родителей в воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_s_roditelyami_v_vospitanii.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности   взаимодействия   родителей    и педагогов  в  дошкольном  образовании

Закон «Об образовании» призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Работа с родителями – это сложная и важная работа. Сложность ее заключается в том, что приходится фактически ломать стереотип многих родителей, что воспитанием должны заниматься ТОЛЬКО детский сад и школа. Свой след наложил и кризис 90-х,  который разрушил многие государственные институты воспитания, поставил материальность на первое место, а родителей «отпустил в свободное плавание в мире бизнеса», сделав из них добытчиков материальных средств, посеяв иллюзию, что деньгами можно будет решить все проблемы.

Негативно сказывается и тот момент, что в училищах, техникумах и институтах из нас делают хороших, квалифицированных рабочих, инженеров, специалистов в различных областях науки и техники, но нигде в этих учебных заведениях нас не учат быть родителями. В результате, о значимости таких элементарных понятий как «ребенок – это личность, независимо от того, сколько ему лет», «особенности развития и проблемы детского возраста», «как стать ребенку другом» , воспитание "примером" или "словом" -большинство родителей узнают слишком поздно.

Сломать этот стереотип, раскрыть роль СЕМЬИ в воспитании ребенка, открыть родителям неповторимый, краткосрочный, важный и бесценный мир детства, помочь им понять, что нужно поделиться своим личным времен чтобы увидеть своего ребенка, понять его и правильно помочь ему, другими словами подключение института семьи к воспитательному и образовательному процессу ребенка и есть одна из задач педагогов дошкольных учреждений.

Важность же работы состоит в том, что занимаясь этим вопросом сегодня, мы выстраиваем наше будущее, будущее нашим детям и внукам.

РОЛЬ СЕМЬИ

Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на разрушение. Дошкольное детство – самый благоприятный период, в который закладывается созидательное отношение к миру. Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей, преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».  А.С. Макаренко писал: "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".

И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско – родительских отношений. Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую  часть времени находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также УРОВЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ.

      Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Родительско-детские отношения оказываются наиболее эффективными при наличии определенных условий.

1. Авторитет и личный пример родителей.

      Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

      Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

2. Педагогический такт родителей.

      Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

3. Культура быта в семье.

      В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована.

4. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

      Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

 Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.

   

 Для того чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронова, С.И. Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей, вовлечь родителей в жизнь ребенка и заинтересовать их принимать в ней активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия специального психолога с родителями

1. Особенности взаимодействия специального психолога с родителями в ходе консультирования; диагностическое и коррекционное поле в структуре консультативной встречи; особенности профилактической работы...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Особенности взаимодействия педагогов воспитанниками детского дома

Социально-экономические изменения влияют на систему образования. Именно она первая объявила самоценность личность каждого ребенка в процессе взаимодействия с педагогами, гуманистический подход, ...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в повышении качества коррекционно-развивающего процесса

Основными участниками коррекционно-образовательного процесса являются ребенок – учитель-логопед – родители. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит ...

«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...