«Особенности взаимодействия родитель - ребенок»
статья (средняя группа) на тему
«Особенности взаимодействия родитель - ребенок»
Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности взаимодействия родитель - ребенок»
Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.
Первым этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений, их особенности.
Мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа. Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.
Изучение особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью методики «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.) .
Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.
Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:
1. Нетребовательность - требовательность
2. Мягкость - строгость
3. Автономность - контроль
4. Эмоциональная дистанция - близость
5. Отвержение - принятие
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество
7. Несогласие - согласие
8. Непоследовательность - последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем) .
Процедура опроса: при заполнении опросника родителям предлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 -- несомненно, да (очень сильное согласие) ; 4 -- в общем, да; 3 -- и да, и нет; 2 -- скорее нет, чем да; 1 -- нет (абсолютное несогласие) .
По итогам проведения нашего исследования были получены следующие данные.
Анализ полученных результатов:
Анализ полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.
1 шкала: Нетребовательность — требовательность родителей (7%). Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем по результатам исследования видно, что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего числа опрошенных.
2 шкала: мягкость-строгость родителя (12%). По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям, наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей говорит о том, что при всей требовательности к личности ребенка, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку (22%). Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%). Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Анализируя данные родителей, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения родителей и детей более доверительные и близкие.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем (6%). Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку. Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о том, что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем и ребенком довольно велика. Остальные же родители стараются более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%). Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и детьми, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%). Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя (3%). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.
9 шкала: авторитетность родителя (5%). Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%). По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре детско-родительских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.
Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации детско-родительских отношений.
Заключение
Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
К сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка.
Задача родителей - так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.
Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с амбивалентным поведением
Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действ...
Построение системы взаимодействия "родитель-ребенок-специалист" в зависимости от родительского отношения к ребенку
В материале рассмотрены особенности контакта между ребенком и родителем....
Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании
В статье раскрываются необходимость и основные направления взаимодействия педагогов и родителей в воспитании дошкольников...
"Младший, средний, старший или единственный?". Особенности взаимодействия родителей и детей в зависимости от порядка их рождения.
Как очередность рождения ребенка влияет на формирование его личности....
Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...
Специфические особенности взаимодействия родителей с младшими дошкольниками
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми и прежними миром. Поэтому задача взрослого - поддержать стремле...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...
Комментарии
Очень интересное исследование
Очень интересное исследование !!!