Мастер-класс "Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Каргаполова Светлана Петровна

Мастер-класс

«Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Начиная с раннего возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую,  так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка.

Эффективным инструментом речевого развития детей раннего возраста являются игровые методы и приемы ТРИЗ-технологии,  позволяющие решать проблемы речевого развития.

Для организации деятельности по речевому развитию детей в группе создан развивающий центр «Познавайкин мир», в котором располагаются разные мыслительные модели:

-на освоение признаков предметов;

-на установление причинно-следственных связей;

-для усвоения детьми способов формулировки вопросов и др.

Рассмотрим работу с моделями на конкретном примере:

Прежде всего, я знакомлю детей с анализаторами, называя их «Помощниками умной головы». В ходе разнообразных игр дети узнают, что нам помогает видеть, слышать, чувствовать, ощущать.

Предлагаю вам со мной поиграть.

Игра «Графический рисунок»  Рисуем конфету и мешочек.

…..и конечный результат, правильно, это ПОДАРОК.

А когда дарят подарки?

На день рождения. Сегодня  день рождения вот у этого кувшинчика (показывает). С детьми мы поем ему каравай. Кувшинчик накрыл стол (рисует на доске) и пригласил к себе гостей. Первой к нему пришла (рисует лягушку)? Кто это? И подарила кувшинчику ….(показывает ребятам глазки) Что это? А у вас есть глазки, покажите. Зачем нужны глазки? Посмотрите глазками вокруг, что вы видите? (можно закрыть глазки и открыть…темно-светло).

         Второй гость стучится в дверь. Как стучится? Тук-тук-тук. (рисует зайчика) Кто это? Зайка подарил кувшинчику (показывает ушки). Что это? А у вас есть ушки? Зачем нужны ушки? Послушайте (дети слушают разные звуки и узнают: колокольчик, машина, водичка журчит и др.) Смотрите, а вот и третий гость (рисует обезьянку с большими руками). Кто это? Что у обезьянки такое большое – показывает на ручки, и кувшинчику она подарила ручки. Куда мы их приделаем? Покажите (дети предлагают куда прикрепить ручки).

А у вас есть ручки, а сколько? А зачем нам нужны ручки? Чтобы все трогать. Предлагает потрогать разные объекты (теплые, холодные, пушистые, колючие, мокрые, сухие).

  Посмотрите внимательно на Кувшинчика, чего ему не хватает? Правильно носика. Зачем нужен носик? А еще чего не хватает? (ротика и язычка). Зачем нужен язычок? Да, все пробовать язычком на вкус (даем попробовать сладкое яблочко и апельсин, спрашиваем у детей какой на вкус апельсин и какое по вкусу яблоко).

Для закрепления, вместе с детьми делаем друзей Кувшинчику.  Каждому ребенку раздаем чашечки и предлагаем сделать им глазки, ручки и ушки.

- У вас есть чашечки, а все остальное возьмите у меня. Дети подходят к воспитателю: Попроси у меня, что тебе надо, сколько?   ( дети должны попросить). Занятие обычно заканчивается показом чашечек друг другу и взрослым.

Работа с моделями требует от педагога глубокого изучения и осмысления. Например, чтобы обогатить словарь детей разнообразными словами, обозначающими признаки объектов, надо самому владеть широчайшей  палитрой слов и выражений.

  На этапе ознакомления детей с признаками объектов обогащается чувственный опыт детей по определенному признаку. Например, при ознакомлении с признаком << влажность >>   дети ощупывают руками разные предметы и ищут объекты мокрые, влажные, сухие, влажноватые, сыроватые. Задача воспитателя – ввести в пассивный словарь обобщающее слово (влажность).

Через две недели происходит знакомство с символом признака. Например, появляется значок с изображением тучки с капельками.  Детям предлагается путешествовать со значком и определять влажность. Далее активизируется умение видеть значение признака, с которым познакомились дети. Малыши самостоятельно трогают объект и называют значение признака. Очень важно понимать, что понятие ( имя признака) и его значение не одно и то же.

Например, имя признака (температура), а значение может быть разным: горячий, холодный, ледяной, прохладный и т.д. По мере надобности внимание детей обращается на модель (имя признака) и предлагается сделать описание какого- либо объекта в соответствии с данной моделью. Задача воспитателя- побуждать детей узнавать данный признак на схеме и делать описание объекта через его значение. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно, опираясь на значки признаков рассказать об объекте. Например: яблоко по цвету- зеленое, по форме-круглое, похоже на мячик, гладкое- по рельефу, по вкусу-сладкое, сочное и т.д.

В группе необходимо создать игротеку дидактических игр и гибко включать их, по мере необходимости, в целостный процесс познания.  Таким образом, использование игровых методов и приемов ТРИЗ, содержит в себе большой образовательный потенциал и способствует развитию речи и умений познавательного характера, а именно:

- пониманию слов, обозначающих части тела человека, признаки объектов; 

-закреплению умений понимать слова, обозначающие объекты, некоторые признаки, размер, цвет, местоположение, понимать речь взрослого; 

- осознанию способов познания признаков с помощью анализаторов:                                                                                                

 - обобщению признаков.                                                                                  Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Начиная с раннего возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка.

Эффективным инструментом речевого развития детей раннего возраста являются игровые методы и приемы ТРИЗ-технологии, позволяющие решать проблемы речевого развития.

Для организации деятельности по речевому развитию детей в группе создан развивающий центр «Познавайкин мир», в котором располагаются разные мыслительные модели:

-на освоение признаков предметов;

-на установление причинно-следственных связей;

-для усвоения детьми способов формулировки вопросов и др.

Рассмотрим работу с моделями на конкретном примере:

Прежде всего, я знакомлю детей с анализаторами, называя их «Помощниками умной головы». В ходе разнообразных игр дети узнают, что нам помогает видеть, слышать, чувствовать, ощущать.

Предлагаю вам со мной поиграть.

Игра «Графический рисунок»

…..и конечный результат, правильно, это ПОДАРОК.

А когда дарят подарки?

На день рождения. Сегодня день рождения вот у этого кувшинчика (показывает). С детьми мы поем ему каравай. Кувшинчик накрыл стол (рисует на доске) и пригласил к себе гостей. Первой к нему пришла (рисует лягушку)? Кто это? И подарила кувшинчику ….(показывает ребятам глазки) Что это? А у вас есть глазки, покажите. Зачем нужны глазки? Посмотрите глазками вокруг, что вы видите? (можно закрыть глазки и открыть…темно-светло).

Второй гость стучится в дверь. Как стучится? Тук-тук-тук. (рисует зайчика) Кто это? Зайка подарил кувшинчику (показывает ушки). Что это? А у вас есть ушки? Зачем нужны ушки? Послушайте (дети слушают разные звуки и узнают: колокольчик, машина, водичка журчит и др.) Смотрите, а вот и третий гость (рисует обезьянку с большими руками). Кто это? Что у обезьянки такое большое – показывает на ручки, и кувшинчику она подарила ручки. Куда мы их приделаем? Покажите (дети предлагают куда прикрепить ручки). А у вас есть ручки, а сколько? А зачем нам нужны ручки? Чтобы все трогать. Предлагает потрогать разные объекты (теплые, холодные, пушистые, колючие, мокрые, сухие). Посмотрите внимательно на Кувшинчика, чего ему не хватает? Правильно носика. Зачем нужен носик? А еще чего не хватает? (ротика и язычка). Зачем нужен язычок? Да, все пробовать язычком на вкус (даем попробовать сладкое яблочко и апельсин, спрашиваем у детей какой на вкус апельсин и какое по вкусу яблоко). Для закрепления, вместе с детьми делаем друзей Кувшинчику. Каждому ребенку раздаем чашечки и предлагаем сделать им глазки, ручки и ушки. - У вас есть чашечки, а все остальное возьмите у меня. Дети подходят к воспитателю: Попроси у меня, что тебе надо, сколько? ( дети должны попросить). Занятие обычно заканчивается показом чашечек друг другу и взрослым. Работа с моделями требует от педагога глубокого изучения и осмысления. Например, чтобы обогатить словарь детей разнообразными словами, обозначающими признаки объектов, надо самому владеть широчайшей палитрой слов и выражений. На этапе ознакомления детей с признаками объектов обогащается чувственный опыт детей по определенному признаку. Например, при ознакомлении с признаком << влажность >> дети ощупывают руками разные предметы и ищут объекты мокрые, влажные, сухие, влажноватые, сыроватые. Задача воспитателя – ввести в пассивный словарь обобщающее слово (влажность). Через две недели происходит знакомство с символом признака. Например, появляется значок с изображением тучки с капельками. Детям предлагается путешествовать со значком и определять влажность. Далее активизируется умение видеть значение признака, с которым познакомились дети. Малыши самостоятельно трогают объект и называют значение признака. Очень важно понимать, что понятие ( имя признака) и его значение не одно и то же. Например, имя признака (температура), а значение может быть разным: горячий, холодный, ледяной, прохладный и т.д. По мере надобности внимание детей обращается на модель (имя признака) и предлагается сделать описание какого- либо объекта в соответствии с данной моделью. Задача воспитателя- побуждать детей узнавать данный признак на схеме и делать описание объекта через его значение. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно, опираясь на значки признаков рассказать об объекте. Например: яблоко по цвету- зеленое, по форме-круглое, похоже на мячик, гладкое- по рельефу, по вкусу-сладкое, сочное и т.д. В группе необходимо создать игротеку дидактических игр и гибко включать их, по мере необходимости, в целостный процесс познания. Таким образом, использование игровых методов и приемов ТРИЗ, содержит в себе большой образовательный потенциал и способствует развитию речи и умений познавательного характера, а именно: - пониманию слов, обозначающих части тела человека, признаки объектов; -закреплению умений понимать слова, обозначающие объекты, некоторые признаки, размер, цвет, местоположение, понимать речь взрослого; - осознанию способов познания признаков с помощью анализаторов: - обобщению признаков. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Использование игровых методов и приемов ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников».

laquo;В  «В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.ТолстойСогласно ФГОС  ДО  поз...

План программы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей дошкольного возраста».

Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии речи дошкольников   в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать,  искать самостоя...