Консультация для родителей «Речевая активность детей раннего и младшего возраста»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевая активность детей раннего и младшего возраста»
От природы человеку дан уникальный дар – речь. Грамотная красивая речь это залог успеха в любых начинаниях, в учебе, в карьере, в общении. И какой будет речь вашего ребенка, зависит от вас, родители. Не оставляйте без внимания проблемы формирования речи ребенка и решайте их своевременно.
Как же стимулировать речевую активность детей? Что поможет правильно сформировать речевые навыки?
Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.С самых первых месяцев жизни ребенка (и на протяжении всего дошкольного периода жизни) важно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Речь взрослых должна быть эталоном для детей: спокойная, грамотная, неторопливая, эмоционально окрашенная.
Эффективный прием в работе с детьми раннего и младшего возраста – это использование малых форм фольклора (“Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”). Многие родители прибегают к гаджетам: это и музыка, и сказки, и игры. Конечно, на короткий период времени, для общей информированности– это вариант занятости детей, но не полностью заменяющий человеческое общение.Большинство детей по своей природе –кинестетики, они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров удовлетворяет потребность ребёнка в тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми, насыщению потребности в ласке; способствуют эмоциональному отклику, желанию глазами, движением, улыбкой ответить на знакомые фразы. Далее это будет проговаривание детьми концовок, рифмованных окончаний, рассказыванием и придумыванием сказок, историй. При этом, дети всегда должны ощущать поддержку, видеть положительную реакцию со стороны взрослых, их заинтересованность и участие в любых творческих детских проявлениях.
Большое внимание надо уделить играм и упражнениям фонематического (звукового) порядка. Ещё лежа в кроватке, малыш слышит звон погремушек, узнаёт голоса близких. Когда начинает ползать, ходить, звуковой ряд стремительно увеличивается: шуршание бумаг, звон кастрюльных крышек, стук ложек, хлопанье, скрип дверей и т.д. Всё это накапливает слуховой опыт малыша.Уже в самом раннем возрасте малыш пытается воспроизвести услышанные на улице звуки, кстати, вызывающие более сильные эмоции, чем привычные домашние аудиальные впечатления: «ав-ав»- имитирует лай собаки, «ж-ж-ж» — работающий мотор автомобиля, «мяу» — мяуканье котенка и пр. Попытки повторить услышанное, являются зачатками речи.
Вот малыш и готов выдать первые звукосочетания, но часто на долгое время этим и ограничивается. Взрослые, понимая, что означают звукосочетания ребёнка, стремятся удовлетворить его просьбу, тем самым,гасят стремление малыша проговаривать слова(словосочетания, простые предложения) до конца. Зачем напрягаться, если по первым звукам ребёнок получает то, что захочет?! Эффективнеесоздать ситуацию непонимания, и помочь на первых порах проговорить слово (словосочетание, простое предложение) вместе с малышом и только после этого удовлетворить просьбу ребёнка. Придерживаться такой тактики можно до тех пор, пока не закрепится самостоятельный речевой навык.
Создание проблемных ситуацийтакого плана, как что-то попросить, сделать, узнать, объединиться в игру, стимулирует детей к общению. На первых порах это сложно сделать ребёнку, но правильная подсказка взрослого (речевой образец) способствует формированию речевого навыка.
Ребёнок будет активно включаться в беседу, если ему есть что и о чем рассказывать, делиться переполняющими его впечатлениями и знаниями. Значит, надо создать условия для этого: прогулки и путешествия, чтение художественной литературы, развивающие игры, посещение театров и концертов, общение со взрослыми и сверстниками и т.д..
Организуя развивающую речевую среду для малышей, взрослым необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- рассказывать, описывать то, что окружает; поддерживать интерес ребёнка к происходящему вокруг;
- строя собственные высказывания, использовать различные части речи для обозначения предметов, их признаков, действий;
- делать свою речь эмоциональной и богатой интонационно, сохраняя при этом спокойный тон, не повышая голос;
- не опасаться, что малыш не поймет вас, в момент общения он учится слушать и воспринимать родную речь;
- не забывать хвалить и обнимать малыша! Какой он умница!
Всё это, дозированно и в правильном речевом сопровождении, даст свои положительные результаты.
Многие родители озадачены тем, что ребёнок молчит, хотя всё, что необходимо для формирования его речевой активности, они предпринимали. В такой ситуации необходимо проконсультироваться у специалистов: ортодонта, отоларинголога, логопеда и психиатра. Возможно, нужна специализированная помощь.
Итак, для стимулирования речевой активности дошкольника необходимо:
- активное общение взрослого и ребёнка;
- создание предметно-развивающей и игровой среды;
- использования эффективных приёмов, вызывающих желание ребёнка говорить;
- своевременная помощь специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра- как средство воспитания творческой активности детей раннего и младшего дошкольного возраста
Театрализованная игра является одним из средств развития общения детей дошкольного возраста, воспитания творческой направленности личности, у детей развивается творческое воображение, ассо...
Стимулирование вокальной активности детей раннего и младшего возраста
Как сделать так ,чтобы маленькие дети запели...
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста".
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспит...
Мастер-класс "Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ"
Мастер-класс«Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия фо...
Консультация для родителей "Речевые игры" для детей раннего возраста
Консультация для родителей "Речевые игры" для детей ранного возраста. В материале описывается значение речевых игр для развития речи у малышей и их классификация....
Консультация для родителей «Речевое развитие у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....