Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ дошкольного возраста «Мозг на кончиках пальцев»
консультация (старшая группа)

Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников; показать практическое применение дидактических игр по развитию мелкой моторики рук; укрепить сотрудничество родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozg-na-konchikah-paltsev.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ дошкольного возраста

«Мозг на кончиках пальцев»


Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников; показать практическое применение дидактических игр по развитию мелкой моторики рук; укрепить сотрудничество родителей и воспитателей

Ход семинара-практикума:

 

1. Вступительное слово

Нашу встречу мне хотелось бы начать с загадки:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать? Пальцы. 
Действительно, это пальцы.


Уважаемые родители, тема практикума «Мозг на кончиках пальцев»

 Я предлагаю начать наше мероприятие необычным способом, давайте немного окунёмся в детство и поиграем.

Упражнение на сплочение коллектива «Невербальное приветствие»

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Участникам предлагается молча поздороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами,  б) спинами, в) мизинцами, г) плечами, д) локтями.

Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это координация движений конечностей и тела. Ходьба, бег, ползание, прыжки, лазанье, метание – все это относится к крупной моторике.

Ежедневно в детском саду во всех возрастных группах педагоги проводят динамические паузы, направленные на координацию движений крупной моторики.

Крупная моторика - это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Учёными доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать кисть руки как ещё один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребёнка, зависят его успехи в обучении. Поэтому развитие мелкой моторики важнее перед школой, чем умение писать и читать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию психических функций, т. е. памяти, внимания, мышления, воображения.

Упражнение «Вопрос – Ответ»

Цель: активизация мыслительной деятельности; развитие воображения, фантазии. 

1) Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне (ответы родителей)?

Обобщение педагога


На кухне у нас традиционным хит- парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики — все это ставится на поднос. И дальше, ребенок играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Однако, крупа — не единственный вид "кухонной деятельности". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? 

2) Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки (ответы родителей)? 

Обобщение педагога

Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с запасами свежесобранных желудей шишек, которые дома перебрать, разложить по стаканчикам, потом сооружать незамысловатые поделки. А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами. 

Упражнение «Придумай игру с предметом»

Психолог предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами, лежащие на подносах (пробки, скрепки, веревки) Необходимо написать на листочках

 Что же можно использовать для развития мелкой моторики ребёнка? Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 

1.Пальчиковые игры. 

Пальчиковых игр очень много. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

2. Упражнения.

Так же существует множество упражнений по развитию мелкой моторики руки, например,

1) быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой

2) упражнение "Фасолина"

ребенок выбирает в чашечке фасолину и выполняет с ней следующие манипуляции:

- кладёт фасолину на одну ладонь и другой ладонью раскатывает её;

- берёт фасолину в щепоть и катает её между пальцами;

- кладёт фасолину на стол и катает её по столу одним указательным пальцем.

3) упражнения для подготовки руки ребёнка к письму, направленные на развитие координации движений руки, зрительного восприятия строки, умения обводить рисунки по пунктирной линии - штриховка, продолжи узор, графические упражнения, соедини по точкам, дорисуй картинку, нарисуй такую же картинку, обведение по трафарету и др.

3. Массаж

Для развития мелкой моторики рекомендуется использовать массаж пальчиков и ладошек. Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками (шарики Су-джок). Возьмите мячик и помассируйте ладони:

 

«Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад- вперед его качу.

Вправо-влево-как хочу.

Сверху -левой, снизу — правой

Я его катаю браво»

Можно также массировать себе ладошки грецкими орехами или карандашом с гранями.

4. Также развитию мелкой моторики способствуют различные виды деятельности:

- лепка (пластилин, соленое тесто)

- рисование (кистью, зубной щеткой, пальцами, тычками и др.,

- конструирование (из конструктора, счетных палочек, и др.,

- аппликации (из цветной бумаги, салфеток, ткани, гофрированной бумаги,

- шнуровка, плетение,

- бисероплетение,

- игры с песком, крупами, пуговицами и др.

И конечно подключаем кинезиологические упражнения:

 

    Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Заключение

Таким образом, следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, мыслит ребёнок.

 Совместная аппликация «Солнышко»

 

Цель: ощущение единства; развитие мелкой моторики рук. 
Ход:
- Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. А лучики нашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый пусть обведет карандашом свою ладонь на цветной бумаге, вырежет, подпишет и приклеит к нашему солнышку. - Включаем музыку, начинаем работу! - Это разноцветное солнышко всегда будет освещать и согревать наш детский сад. И ни какие капризы природы нам не страшны, ведь в каждом лучике этого солнышка есть частичка вашей доброй души. 

И хотелось бы закончить нашу встречу высказываниями известных педагогов.

Сухомлинский В. А. говорил: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Аристотель сказал: "Рука - это инструмент всех инструментов"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Семинар-практикум «Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов...

Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье"

Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми страшего дошкольного возраста в семье" работа с родителями....

Семинар-практикум для педагогов «Значение пальчиковых игр в дошкольном возрасте.

Учеными доказано, что речь и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны. Развивать ручную умелость малыша нужно так, чтобы ему было интересно. А что может быть интереснее, чем рисование? Особенно ри...

Семинар-практикум «Организация театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом развитии дошкольников....

Семинар-практикум: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», разв...

Семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24180131","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....