Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье"
материал (подготовительная группа)
Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми страшего дошкольного возраста в семье" работа с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий семинара-практикума для родителей
«Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье»
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей. Цель: Выявить уровень компетентности родителей в организации театрализованной деятельности с ребенком в семье.
2.Оформление памятки «Организации театрализованной деятельности с детьми в семье».
3.Подготовка оборудования для проведения семинара – практикума.
Оборудование: презентации Mikrosoft PowerPoint «Наши артисты», «Назови героев сказки». Памятки для родителей. Материал для изготовление куклы бибабо. Куклы бибабо по количеству участников мероприятия (для каждого ребенка и родителя) по сказке «Гуси - лебеди». Выставка различных видов театра. Карточки со скороговорками не менее 10 штук.
1.Вступительное слово педагога: Добрый вечер, уважаемые родители!
Формирование социально - коммуникативных навыков и развитие творческих способностей детей являются основными задачами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО. Театрализованная же игра является одним из эффективных средств социализации дошкольника, так как в процессе деятельности происходит осмысление ребенком нравственного подтекста литературного произведения, создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются. В ходе диалогов и монологов за героев сказок происходит освоение средств выразительности речи, наиболее эффективно осуществляется речевое развитие ребенка. Во время театрализованных игр дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованные игры также способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, она может быть групповой и индивидуальной.
Но, к сожалению, сегодня домашние спектакли, еще совсем недавно прочно входившие в нашу жизнь, позабыты в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение и компьютерные игры. Но ведь они никогда не смогут заменить живого творческого общения родителей и детей.
Я же вас призываю организовывать театрализованные игры с ребенком в семье, так как именно они являются доступным для вас и эффективным средством социально - коммуникативного, речевого, познавательного, художественно- эстетического развития ваших детей.
2. Информирование родителей об организации театрализованной деятельности в группе. (Свой рассказ педагог сопровождает слайдовой презентацией.)
В нашей группе много внимания уделяется театрализованной деятельности воспитанников, направленной на развитие творческих способностей детей. Для этого в группе оборудована театральная зона, где представлены различные виды театров, костюмы, декорации. В ходе совместной деятельности воспитанники, под руководством педагога, для создания образа учатся использовать средства выразительности речи, мимики, жестов, движения; овладевают простейшими исполнительскими навыками.
Дети очень любят играть в режиссерские игры. Дети самостоятельно организуют настольный театр игрушек или картинок, используют театр на фланелеграфе. В таких играх ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Игры-драматизации наших воспитанников основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Игры-драматизации с пальчиками очень востребованы нашими детьми. Показ сказок «Репка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди» осуществляют двое – трое- пятеро детей, которые располагаются за ширмой. С этими спектаклями мы часто ходим к малышам.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень интересная игра для наших детей. Игры импровизации мы используем часто для закрепления социальных правил поведения.
3.Анализ результатов анкетирования родителей.
Уважаемые родители! Анализ ваших анкет показывает, что только 20% наших родителей устраивают дома театрализованные игры и представления, а 60% родителей затрудняются в их организации; но 70% родителей хотят узнать, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях.
И я вам сегодня предоставляю такую возможность: я расскажу вам о том, как можно организовать театрализованную деятельность с детьми в семье. Затем мы вместе с вами и нашими детьми организуем театрализованную деятельность, и Вы в практической деятельности убедитесь, что организовать театрализованную деятельность с детьми возможно в каждой семье. Это не требует больших усилий, необходимо только Ваше желание и немного фантазии. Но зато какое удовольствие приносит данное занятие, как оно позволяет сплачивать семью и развивать творческие способности всех ее членов.
4.Сообщение педагога «Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье»
Семейный театр – это особая среда не только для развития творческих способностей детей, но это еще и ключ к нравственному развитию ребенка. Семейный театр открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. И хотя театральная деятельность активно используется в детском саду, но, сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!
Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, ведь он обязательно стремится все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Я вам рекомендую иметь дома два—три вида театров. Например, театр кукол бибабо.
Способ действия кукол би-ба-бо заключается в том, что они надеваются на руку: на указательный палец - головка куклы, большой палец и средний- служат руками. Для таких кукол шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше, старых игрушки. Для изготовления головок из ткани подойдет любой трикотаж: старые чулки, колготки; ненужные вафельные полотенца, окрашенные анилиновым красителем или гуашью, разведенной в воде.
Воспитатель демонстрирует изготовление куклы и комментирует свои действия: «Для изготовления головы необходимо вырезать круг, собрать его по периметру на нитку, слегка стянуть, набить ватой и стянуть окончательно. Нос в форме маленького шарика делается по тому же принципу, что и голова; волосы из мочалки, ниток, разных тканей.»
Воспитатель демонстрирует кукол, изготовленных на основе этой технологии.
Кто из вас знает, как правильно держать такую куклу и управлять ею?
Воспитатель предлагает всем родителям взять по кукле (на выбор).
И мы с вами освоим общие правила кукловождения:
1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты.
2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
Если у куклы нет ног, то, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен, необходимо поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.
6. Движения куклы и слова всегда должны быть обращены к определенному объекту внимания.
7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе зрителю будет не понятно, кому принадлежат слова.
9. Помните! Характер актера передается кукле.
Я вам рекомендую иметь в доме хотя бы один набор кукол би-ба-бо.
(Идеально приобрести в магазине или изготовить по представленной технологии набор кукол к сказке «Теремок» или «Колобок», потому что потом, используя этих кукол, можно будет разыграть сюжеты из многочисленных сказок.)
Также вместе с ребенком вы можете изготовить некоторые виды театров своими руками: пальчиковый, варежковый или театр картинок. Я всегда готова проконсультировать вас индивидуально по способам их изготовления. Эти театры вы можете изготавливать вместе с ребенком. (Педагог демонстрирует эти виды театров.).
Но недостаточно иметь в доме только театры. Необходимо также читать детям сказки, рассматривать иллюстрации к ним, смотреть мультфильмы.
Также необходимо проводить с ребенком некоторые игры и упражнения, направленные на развитие техники речи, движений. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.
Педагог приглашает детей. Каждый ребенок присоединяется к своим родителям.
Воспитатель: Ребята! Сегодня необыкновенный день. Наша группа превращается в театр. Но сегодня не будет большого представления, а мы вместе с родителями будем готовиться стать артистами. Согласны?
Дети выражают согласие.
5.Организация театрализованной деятельности детей совместно с родителями.
Воспитатель: Прежде всего, давайте вспомним наши любимые сказки, в которые мы любим играть:
1.На слайдах перелистываются иллюстрации к сказкам, и дети называют название сказки, ее героев и озвучивают диалоги героев, представленных на слайдах. Несколько раз педагог просит принять участие и родителей.
Воспитатель: но прежде чем представить сказку надо подготовиться к спектаклю. Ответьте мне, пожалуйста, что необходимо уметь делать артисту. Дети и родители перечисляют: красиво говорить, изображать разные черты характера героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, подбирать костюмы и атрибуты и пр.
2. Воспитатель: Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе скороговорщиков. Использование скороговорок позволяет развивать дикцию. Я предлагаю вам выбрать одну скороговорку и немного поупражняться в ее произношении.
(Воспитатель предлагает родителям карточки со скороговорками:
1. Волки рыщут – пищу ищут.
2. Много снега, много хлеба.
3. Посреди двора дрова.)
Время на подготовку - 1 минута. Потом вам необходимо выбрать того, кто будет участвовать в конкурсе.
Воспитатель: Объявляется конкурс скороговорщиков. В конкурсе участвуют дети и родители.
Участники конкурса произносят скороговорки.
Воспитатель: Все участники достойны аплодисментов!
Звучат аплодисменты.
Воспитатель: А теперь поиграем в нашу любимую игру «Король»
Уважаемые дети и родители, ваша задача - действовать согласованно.
Ход игры: На роль короля выбирается ребёнок. Остальные дети и их родители – работники. Работники договариваются о том, что они умеют делать. Затем они подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники? Мы много чего умеем делать.
Король: А что вы умеете делать?
Работники: мы не скажем, а покажем. А вы отгадайте!
Дети и родители, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, стирают бельё, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать, что умеют делать работники. Если он отгадал, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребёнок становится королём.
Игра проводится 3-4 раза. Педагог отмечает наиболее выразительные движения участников игры.
Воспитатель: Уважаемые родители! В конце марта в нашем детском саду всегда проходит Театральная неделя. И наши дети уже выбрали сказку, с которой пойдут к малышам. Это сказка «Гуси- лебеди».
А сейчас я предлагаю детям вместе с родителями организовать репетицию. Выберите отрывок из сказки «Гуси - лебеди» и разыграйте его, используя кукол бибабо или создавая образы героев сказки с использованием костюмов из нашего уголка ряженья. На репетицию - 10 минут.
Педагог осуществляет индивидуальную работу, помогает определиться с выбором отрывка сказки, предлагает детям использовать декорации, атрибуты и костюмы.
Через 10 минут организуется драматизация сказки «Гуси - лебеди».
Педагог определяет очередность выступлений в соответствии с сюжетом сказки.
Когда артисты заканчивают выступление, их награждают апплодисментами, и они присоединяются к зрителям.
Когда все выступления заканчиваются педагог провожает детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "
Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...
"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"
В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...
конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...
РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)
КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...
Семинар «Организация театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Ребята очень любят театр. В данный момент работает над пополнением предметно-развивающей среды.Цель семинаре-практикума: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деят...