Семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель: актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста.
Форма проведения: семинар-практикум.
Мое педагогическое кредо: «Содействовать становлению ребёнка как личности»
Подготовительный этап: разрабатывала сценарий семинара-практикума, продумывала вопросы, условия проведения.
Используемая литература: Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов); Шорохова О.А. « Играем в сказку»; карты Проппа; Масько Л.Г. зрительная гимнастика; аудиозапись Прилипчивый телевизор автор Холкина Т.А.
Ход проведения семинара
Вступительное слово:
Ведущий: Свой семинар мне хотелось бы начать со слов Д. Родари
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее »
Семинар построен по принципу игры – путешествия, что поможет педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру Сказкотерапевтического занятия.
Сказки... Волшебство... Вы услышали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей
Структура
I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление педагогов как можно обучать дошкольников посредством сказок , без дидактики и нравоучений.
Ведущий: Уважаемые коллеги присаживайтесь, пожалуйста, в кружок, расскажу я вам сказку…
СКАЗКА
Жили – были в одной сказочной стране маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки! Благодаря сказкам познавали мир и передавали свои знания из поколения в поколения.
Но однажды произошло одно событие, которое в корне изменило всю их жизнь.
Одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать.
Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну.
Фея так усердно принялась за работу. День и ночь неустанно создавала образцы и складывала в большую папку с названием «Делай как я!».
Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились.
А самое страшное! Перестали верить в сказку!
Фея просто разрыдалась: « Но что же я сделала не так? Почему такой результат? Ведь я хотела, как лучше!»
С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы.
Ведущий: Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово.
И вот, что подумала: « А не попробовать ли нам помочь ей? Может ответы на ее вопросы окажутся не такие сложные, как на первый взгляд?»
- Поможем? (ответы)
- Я предлагаю нам всем вместе отправиться в Маленькую страну. Но не в настоящее время, когда результат проделанной Феей работы нанес на нее уже свой отпечаток, а в прошлое, когда жители Маленькой страны были веселы и беззаботны. Вы согласны перенестись в сказку? (ответы)
- Чтобы не заблудиться в сказке мне Фея оставила карту Маленькой страны.
(На ЭКРАНЕ появляется карта Маленькой страны)
А проводит нас туда вот эта бабочка помощница доброй Феи. (В руках держу бабочку)
- Как? Спросите вы!
Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.
II этап. Ритуал входа в сказку.
(Звучит мелодия « Маленькая страна»)
(на ЭКРАНЕ появляются «Сказочные ворота»)
- Маленькая страна ждет нас! Вперед! В распахнутые ворота…
III этап. Решение проблемы. (Теоритический)
Ведущий:
- Первое, что мы встречаем на своем пути…
(на ЭКРАНЕ «Школа Волшебников»)
- Это школа волшебства. Я предлагаю зайти в эту школу, ведь что бы помочь Феи, прежде необходимо самим познакомиться, как можно учиться у сказки.
Присаживайтесь по удобнее, начинается урок!
(Педагоги рассаживаются за столы тремя подгруппами)
на ЭКРАНЕ презентация
« Использование Сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Ведущий:
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Рассматриваемый мною в данной работе вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Предо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок в формировании и развитии личности дошкольника?
Чтобы решить эту проблему в своей работе я стала использовать метод Сказкотерапии.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.
Для достижения цели я наметила следующие задачи:
- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;
- применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;
- изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать воображение, мышление;
- воспитывать чувство доброты.
Направления в работе со сказкой
- Познавательное развитие;
- Социальное развитие;
- Физическое развитие;
- Развитие творческого воображения.
Классификация сказок:
- Художественные (народные и авторские сказки);
- Психотерапевтические сказки.
- Дидактические сказки.
- Медитативные сказки.
В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.
- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
В работе со сказкой я использую следующие формы организации:
- Игровые занятия;
- Комплексные занятия;
- Интегрированные занятия;
- Тематические недели.
В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.
Методы и приемы работы со сказкой:
- Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.
- Элементы театрализации.
- Творческие задания.
- Моделирование сказочных сюжетов. (по картам Проппа).
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Структура развивающего занятия с элементами Сказкотерапии делится на несколько этапов:
I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
ПРИМЕР: Занятие начинается с круга-доверия, где мы с детьми приветствуем друг друга, и я рассказываю сказку (либо отрывок из сказки), в которой заключена сама проблема, которая может решиться только с помощью детей. Дальше мы с детьми обсуждаем эту проблему. Дети выдвигают различные гипотезы ее решения. В результате чего приходят к выводу, что для решения проблемы необходимо «отправиться в сказку».
II этап. Повторение. Вспоминаем то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели и чему научились.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).
IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. В данном случае: мы расколдовали волшебные цветы, исполняющие желания каждого, кто к ним прикоснётся. И дети, закрыв глаза, протянули руки к цветам, загадав своё самое сокровенное желание.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VII этап. Итог. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.
Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой:
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого к сложному».
Результатом моей работы со сказкой является:
- Установление психологического комфорта в коллективе.
- Формирование у детей познавательного интереса.
- Развитие связной монологической, диалогической речи.
- Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
- Овладение умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа.
- Развитие творческого воображения, мышления.
- Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
- Овладение навыками взаимоотношения с миром.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
IV этап. Решение проблемы. (Практический)
Ведущий:
Много смотрели, глазки устали, хочется немного расслабиться и отдохнуть? (ответы) Предлагаю заглянуть в школьный планетарий. Навестить Звездочета и полюбоваться на звезды.
(Зрительная гимнастика « Звездочет»)
Ведущий:
- Смотрим на карту!
(на ЭКРАНЕ «Дорога добра»)
- Впереди нас ждет дорога!
- Время не стоит, а ведь нам надо везде успеть. Попрошу всех выйти. Встанем друг за другом и, положив руки, друг другу на плечи, пойдем змейкой, что бы ни отставать по «Дороге добра», она зовет нас вперед!
(звучит песня «Дорогою добра»)
(на ЭКРАНЕ «Лаборатория сказок»)
-А привела нас дорога в сказочную лабораторию. Здесь рождаются сказки. Присаживайтесь на свои места, заглянем в комнаты лаборатории.
(на ЭКРАНЕ сундучок)
- В первой комнате находится сундучок. Не простой, а волшебный.
- Как вы думаете, что может в нем храниться? (ответы)
- Это сундучок со сказками. Слушаем сказку!
(на ЭКРАНЕ открытый сундучок)
(звучит аудио сказка « Прилипчивый телевизор»)
Ведущий:
- Вы прослушали сказку « Прилипчивый телевизор». А сейчас предлагаю составить по этой сказке план сказкотерапевтического занятия. Это может быть не одно, а цикл занятий и включать в себя различные области (познание; коммуникацию; художественное творчество и др.) План - образец у вас на столах.
(Работа в подгруппах за столами, педагоги составляют занятие. Затем презентуют его)
Ведущий:
- Интересно, что же хранится во второй комнате лаборатории?
(на ЭКРАНЕ «Тайная комната»)
- А перед нами закрытая дверь…
- Что нам нужно, чтобы открыть замок?
- В сказках, что бы, что-то раздобыть, нужно решить сложную задачу. А мы будем отгадывать загадки.
(на ЭКРАНЕ загадки - отгадки)
- Ключ, найден!
(на ЭКРАНЕ «Мешочек сказок»)
Ведущий:
- В этой комнате волшебный мешочек с заколдованными сказками.
Сказки просят: « А сейчас, расколдуйте, друзья нас!»
- Наша задача их узнать, а тем самым расколдовать. ( Модели сказок из геометрических фигур)
(педагоги составляют сказки по данным моделям)
Ведущий:
- Дети существа активные от природы, они любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сейчас вы работали с моделями сказок. Опираясь на такие модели, ребенок может рассказать сказку и придумать свою. Модели, помогают не только представить какой либо объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним.
Модели могут быть различными.
Например, в сказке «Теремок» можно использовать буквы-зверушки.
Так выглядит сказка «Золушка»
(на ЭКРАНЕ карты-модели)
Как один из вариантов моделирования можно использовать карты Проппа.
(на ЭКРАНЕ «Исторические корни волшебной сказки»)
Ведущий:
Замечательный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, изучая сказки, проанализировав структуру волшебных сказок, пришел к выводу, что, при кажущемся разнообразии, устойчивыми элементами сказки являются функции действующих лиц, число которых ограничено, а последовательность всегда одинакова. Основных главных функций Пропп выделил 20.
(на ЭКРАНЕ карты Проппа)
Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в память большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активируют связную речь, обогащают словарь. Представленные в сказках функции (запрет; появление героя; победа; возвращение домой) являются обобщенными действиями. Это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации. Следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление.
Карты можно использовать и при сочинении сказок.
Вначале это могут быть сюжеты из разных книг (иллюстрации). Дальше можно использовать уже более сжатые сюжеты – схемы. Придумывать схематичный образ можно, да и нужно вместе с детьми. Символы, которые придумали сами дети более запоминающиеся.
(на ЭКРАНЕ карты нарисованные детьми)
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Ведущий:
- Поработали на славу! Что же дальше перед нами?
(на ЭКРАНЕ «Учитель танцев»)
- Можно немного и отдохнуть, нас приглашает к себе Учитель танцев.
(звучит мелодия «Учитель танцев» – танцевальная пауза)
V этап. Развивающий элементы самосознания.
Ведущий:
- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу не сказочную реальность…
- Я вам предлагаю напоследок побывать в волшебном саду Маленькой страны, где счастливо и беззаботно резвятся маленькие человечки. Послушать пение сказочных птиц, услышать, как бурлит молочная река - кисельные берега, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются, пчелки перелетая с цветка на цветок. Вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
Окунемся в свое детство и вспомнить себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давай те же не дадим больше уснуть этому чувству!
(на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия «Маленькая страна»)
Протянем руки и возьмем с собой частичку Маленькой страны и сохраним ее в нашем сердце!
VI этап. Ритуал «выхода из сказки».
(на ЭКРАНЕ «Ворота»)
Ведущий:
- Вот перед нами распахнуты ворота, на этот раз это выход из Волшебной страны.
А бабочка нам поможет, она перенесет нас обратно. Закрываем глаза и представляем, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно.
VII этап. Итог. (Заключительный)
Ведущий:
- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель? Теперь мы можем, ответить Феи на ее вопросы?
- Сейчас мы будем передавать бабочку, помощницу Феи по кругу и расскажем ей, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. А она перескажет все ваши пожелания своей хозяйке.
( передаем бабочку по кругу)
- Семинар выстроен по принципу Сказкотерапевтического занятия. Я хотела на практике показать вам структуру и ход занятия. Как из сказки извлечь проблему, какими методами и приемами решить поставленные задачи, какие средства использовать в работе со сказкой, как погрузиться в самосознание (сохранили частичку Маленькой страны у себя в сердце), ритуал входа – выхода из сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Семинар-практикум «Использование Сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста »
Цель: Показать актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста.
Форма проведения: семинар-практикум.
Архив ZIP содержит:
Видеоклип «Маленькая страна» (Фильм (.mpg);
презентацию «Маленькая страна» (Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx) ;
презентацию «Роль сказки в работе с дошкольниками» (Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx);
сценарий семинара-практикума (Документ Microsoft Word (.docx);
структуру занятия «Прилипчивый телевизор» (Документ Microsoft Word (.docx);
пояснительную записку.
Используемая литература:
Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов); Шорохова О.А. « Играем в сказку»; карты Проппа; Масько Л.Г. зрительная гимнастика; аудиозапись Прилипчивый телевизор автор Холкина Т.А.Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».
Интернет ресурсы:
http://www.mamusik.ru//upload/userimages/nqxtgzpyqumxsrmpsoado.png клип-арт Звездочёт
http://blogs.privet.ru/community/zmiruponitke/81214762 картинки из серии «Маленькая страна»
http://radical-foto.ru/fp/ccf9273183b5417f9b90d6fdb62f8e26 бабочка
http://artdesain.ru/77239-skazochnye-zamki-na-prozrachnom-fone.html Сказочные замки
http://intermaster.ucoz.org/blog/none/2013-05-31-21
http://www.web-pups.ru/detskie-skazki/444-volk-i-kozlyata.html
http://festival.1september.ru/articles/620078/3.jpg
http://kidsplace.ro/images/detailed/0/12022-B2.jpg
http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/6796622
http://img1.labirint.ru/books/307560/scrn_big_1.jpg картинки
http://muzofon.com/search/ мр3 «Учитель танцев», «Маленькая срана», «Дорога добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.
Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...
Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Семинар – практикум на тему:«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....
Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...
Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...