Семинар-практикум «Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему
повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_po_igre.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»
Цель: повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.
Ход проведения.
Сегодняшний семинар мне хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста.
Педагоги делятся на две команды и представляют свои команды исходя из темы семинара (т.е. название, девиз).
- Игра «Знатоки методики»
(Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
1. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:
а) дидактическую задачу;
б) содержание;
в) правила и игровые действия.
3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены»
Ответ: (режиссерская игра)
4. Сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней …
Ответ: (присутствует счет и измерение)
5. Одно из важнейших условий развития полноценной игры …
Ответ: (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)
6. Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре …
Ответ: (сюжет)
7. Явление жизни, которое отображается в игре … Ответ: (тема)
8. Какие игры строятся на основе литературного произведения … Ответ: (игры-драматизации)
2. Диспут
Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута.
- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно.
- вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно.
(каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.
- Классификация игрушек.
Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.
Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования.
В своей классификации Е.А. Аркин внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:
1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
3) образные игрушки - изображения животных и куклы;
4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.
Однако эта классификация не позволяет дать научно - методические рекомендации для педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.
В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Автор рассматривает игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития.
Задание: Разделите предложенные варианты на классификацию Флериной и Мухиной (командам раздаются карточки с классификациями)
Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера. (Мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д.);
- игрушка сюжетная - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт. (Люди, животные, транспорт, мебель и пр.);
- творческая трудовая игрушка - развивает конструкторские способности и изобретательство. (Всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п.);
- техническая игрушка - развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике. (Различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.);
- настольные игры - способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка - воспитывает чувство юмора. (Прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом);
- музыкальные игрушки - служат средством развития музыкального слуха. (поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией);
- театральная игрушка - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие. (Теневой театр, театр игрушек, марионеток).
В. С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.)
4. «Древо мудрости»
При организации и проведению игровой деятельности большинство педагогов сталкиваются с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в следующем упражнении.
Вы подготовите вопросы, от лица начинающего воспитателя по руководству и организации сюжетно-ролевых игр и прикрепите их к «Древу мудрости». Затем каждый педагог подходит к дереву, «срывает» листочек и отвечает на вопрос.
5. «Педагог-новатор»
Не секрет, что игровая деятельность дошколят бедна. Зачастую сюжеты старших дошкольников не отличаются от сюжетов младших дошкольников. Мы предлагаем вам представить рекламу новой сюжетно-ролевой игры, которую бы сразу захотели организовать воспитатели.
6. «Найди ошибку»
В современной литературе авторы выделяют четыре наиболее типичных ошибки в руководстве сюжетно-ролевыми играми. Сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик с запланированными ошибками «Руководство игровой деятельностью».
Задание: Найдите ошибки
Ролик № 1
Педагог навязывает детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».
Ролик № 2.
Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой - то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.
Ролик № 3.
Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой - когда для поддержания порядка в группе, либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.
Ролик № 4.
Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.
7. Игра – драматизация
К творческим играм относится и игра-драматизация. Ей присуще замысел, сочетание реальных и ролевых действий. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.
Задание: Проведите игру-драматизацию по мотивам сказки «курочка Ряба» так, чтобы действие в нем происходило:
-в первобытном обществе;
-в капиталистическом обществе.
8. «Предметы-заместители»
Предметы-заместители играют важную роль в развитии воображения и творческого развития сюжета.
Задание: Придумать два-три способа нового применения никому не нужного предмета для игровой деятельности.
первая команда – старое кашпо;
вторая команда – старую пластинку от проигрывателя.
9. Составить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности.
Наш семинар подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Вручение сертификатов участников семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Игровая и познавательная деятельность имеют общее. Ребенка в любом виде деятельности необходимо увлечь , заинтересовать. Поэтому игровая деятельность будетведущей в дошкольном возрасте....
Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Но и для подготовки ребенка к школе мы можем использовать игровую деятельность , как мотивацию к обучению счету, грамот...
Протокол родительского собрания №2 в младшей группе "Бабочки" Тема: "Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста"
Протокол родительского собрания №2 в младшей группе №2 «Бабочки»Тема: «Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»Дата проведения: 20 декабря 2023 г.Место ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста».
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это ...