Семинар-практикум «Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему

Лукьянчикова Екатерина Николаевна

повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov_po_igre.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

Цель: повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.

Ход  проведения.

 Сегодняшний семинар  мне хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста.

Педагоги делятся на две команды и представляют свои команды исходя из темы семинара (т.е. название, девиз).

  1. Игра «Знатоки методики»

(Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)

1. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

 а) с игрушками и предметами;

          б) настольно-печатные;

          в) словесные.

2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:

а) дидактическую задачу;

б) содержание;

в) правила и игровые действия.

         3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены»

Ответ:   (режиссерская игра)

4. Сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней …

Ответ:  (присутствует счет и измерение)

5. Одно из важнейших условий развития полноценной игры …

         Ответ: (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)

6. Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре …

Ответ: (сюжет)

7. Явление жизни, которое отображается в игре …                                Ответ:   (тема)

8. Какие игры строятся на основе литературного произведения …                Ответ:  (игры-драматизации)

2. Диспут

Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута.

- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно.

 - вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно.

(каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)

 Вывод:                                                                                                 Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.

  1. Классификация игрушек.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования.

В своей классификации Е.А. Аркин внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1)     звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2)    двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3)    образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако эта классификация не позволяет дать научно - методические рекомендации для  педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.

В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.

В психологии  классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Автор рассматривает игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития.

Задание:  Разделите предложенные варианты на классификацию Флериной и Мухиной (командам раздаются карточки с классификациями)

Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

-  игрушки моторно-спортивные - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера. (Мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д.);

- игрушка сюжетная - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт. (Люди, животные, транспорт, мебель и пр.);

- творческая трудовая игрушка - развивает конструкторские способности и изобретательство. (Всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п.);

- техническая игрушка - развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике. (Различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.);

- настольные игры - способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

- веселая игрушка - воспитывает чувство юмора. (Прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом);

-  музыкальные игрушки -  служат средством развития музыкального слуха. (поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией);

-  театральная игрушка - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие. (Теневой театр, театр игрушек, марионеток).

В. С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

-  игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.)

4. «Древо мудрости»

При организации и проведению игровой деятельности большинство педагогов сталкиваются с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в следующем упражнении.

Вы подготовите вопросы, от лица начинающего воспитателя по руководству и организации сюжетно-ролевых игр и прикрепите их к «Древу мудрости». Затем каждый педагог подходит  к дереву, «срывает» листочек и отвечает на вопрос.

5. «Педагог-новатор»

Не секрет, что игровая деятельность дошколят бедна. Зачастую сюжеты старших дошкольников не отличаются от сюжетов младших дошкольников.  Мы предлагаем вам представить рекламу новой сюжетно-ролевой игры,  которую бы сразу захотели организовать воспитатели.

6. «Найди ошибку»

В современной литературе авторы выделяют четыре наиболее типичных ошибки в руководстве сюжетно-ролевыми играми.  Сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик с запланированными ошибками «Руководство игровой деятельностью».

Задание: Найдите ошибки

Ролик № 1

Педагог навязывает детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».

Ролик № 2.

Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой - то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.

Ролик № 3.

Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой - когда для поддержания порядка в группе,  либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.

Ролик № 4.

Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.

7. Игра – драматизация

К творческим играм относится и игра-драматизация. Ей присуще замысел, сочетание реальных и ролевых действий. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с  играми, имеющими готовые правила.

Задание: Проведите игру-драматизацию по мотивам сказки «курочка Ряба» так, чтобы действие в нем происходило:

-в первобытном обществе;

-в капиталистическом обществе.

8. «Предметы-заместители»

Предметы-заместители  играют важную роль в развитии воображения и творческого развития сюжета.

Задание:  Придумать два-три способа нового применения никому не нужного предмета для игровой деятельности.

первая команда – старое кашпо;

вторая команда – старую пластинку от проигрывателя.

9. Составить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности.

Наш семинар подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Вручение сертификатов участников семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста

Игровая и познавательная деятельность имеют общее. Ребенка в любом виде деятельности необходимо увлечь , заинтересовать. Поэтому  игровая деятельность будетведущей в дошкольном возрасте....

Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Но и для подготовки ребенка к школе мы можем использовать игровую деятельность , как  мотивацию к обучению счету, грамот...

Протокол родительского собрания №2 в младшей группе "Бабочки" Тема: "Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста"

Протокол родительского собрания №2 в младшей группе №2 «Бабочки»Тема: «Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»Дата проведения: 20 декабря 2023 г.Место ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста».

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об   окружающем мире. Игра – это ...