Семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_opyty.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация

 опытно-экспериментальной деятельности

 с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Материал: презентация  стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.

 

Ход проведения:

Упражнение «Возьми салфетку».

Руководитель передает по кругу пачку салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, руководитель просит сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

 

Упражнение «Хочу все знать!»

Участникам предлагается подумать и написать на листочках разного цвета, что они хотят узнать и чему научиться на мероприятии:

Хочу знать – желтый

Хочу научиться – розовый

Затем листочки прикрепляются к лучикам солнышка.

 

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

 

Тезариус

Опыт – единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе  непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

Совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков.

Значение слова Опыт по словарю синонимов:

Опыт = эксперимент

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

 

 

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке и т. п.

3. По количеству детей (форма организации):

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.

- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

 

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

  • Организованная образовательная деятельность (занятие);
  • Совместная деятельность взрослого с детьми;
  • Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы

Занятия;

Эксперименты и опыты;

Дидактические игры;

Беседы;

Труд;

Экскурсии;

Работа в лаборатории.

 

 Методы

Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно  искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение  упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).

 

 Подготовка и проведение эксперимента

Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.

Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность.

Примерная структура эксперимента

Проблема

Постановка задачи

Варианты решения

План эксперимента

Выбор оборудования

Правила безопасности

Эксперимент

Вывод

Связь с жизнью

Обобщения

 

Практическая часть

Работа в подгруппах

1 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.

                                                                   

2 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.

Согласно структуре эксперимента проведите эксперимент.

 

  Правила проведения:

     В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

- Не сдерживайте инициативы детей;

- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- Не спешите с вынесением суждений;

- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория) (Приложение 2).

     

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

 

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П.П. Блонского

 

Домашние задание:

Провести опыт (согласно структуре), зафиксировать его (2 -3 фото) и презентовать.

 

Рефлексивный кубик

Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика и отвечают на него.

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение…

Открыли ли вы что-то новое для себя…

Как вы себя чувствуете...

Какие у вас сейчас ощущения…

Где я мог бы применить полученные знания…

Самым важным для меня было…

Я узнал, что…

 

Литература:

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Жестово-образные игры с детьми раннего возраста"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА»              СЕ...

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

Семинар - практикум "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Данный семинар я проводила со своими коллегами 13.11.2013г. в ГБОУ СОШ №1098 города Москвы дошкольном отделении №6 (ЦРР-Детский сад №2659)...

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/

Цель семинара  - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX  начала  XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....

Семинар-практикум: «Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста»

1. «Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста» 2. Методы и приемы организации обучения детей раннего возраста на примере подвижной игры.3. Памятка для педагого...