Семинар-практикум: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
материал для подготовки к егэ (гиа)
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Материал: презентация стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум:
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Материал: презентация стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.
Ход проведения:
Упражнение «Возьми салфетку».
Руководитель передает по кругу пачку салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, руководитель просит сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Упражнение «Хочу все знать!»
Участникам предлагается подумать и написать на листочках разного цвета, что они хотят узнать и чему научиться на мероприятии:
Хочу знать – желтый
Хочу научиться – розовый
Затем листочки прикрепляются к лучикам солнышка.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
- Тезариус
Опыт – единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
Совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков.
Значение слова Опыт по словарю синонимов:
Опыт = эксперимент
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.
Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.
- Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации):
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.
- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
- Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
- Организованная образовательная деятельность (занятие);
- Совместная деятельность взрослого с детьми;
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
- Свободная самостоятельная деятельность детей
- Формы работы
- Занятия;
- Эксперименты и опыты;
- Дидактические игры;
- Беседы;
- Труд;
- Экскурсии;
- Работа в лаборатории.
5. Методы
- Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
- Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
- Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).
6. Подготовка и проведение эксперимента
Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.
Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность.
Примерная структура эксперимента
- Проблема
- Постановка задачи
- Варианты решения
- План эксперимента
- Выбор оборудования
- Правила безопасности
- Эксперимент
- Вывод
- Связь с жизнью
- Обобщения
7. Практическая часть
Работа в подгруппах
1 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.
2 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.
Согласно структуре эксперимента проведите эксперимент.
Правила проведения:
В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
- Не спешите с вынесением суждений;
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория) (Приложение 2).
Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П.П. Блонского
Домашние задание:
- Провести опыт (согласно структуре), зафиксировать его (2 -3 фото) и презентовать.
Рефлексивный кубик
Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика и отвечают на него.
Трудно ли вам было отвечать?
Было ли для вас что-то новое?
Считаете ли вы полезным упражнение…
Открыли ли вы что-то новое для себя…
Как вы себя чувствуете...
Какие у вас сейчас ощущения…
Где я мог бы применить полученные знания…
Самым важным для меня было…
Я узнал, что…
Литература:
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей: «Поисково-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»
В данном материале представлен план и фотоотчет семинара-практикума....
Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Семинар – практикум на тему:«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
quot;Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...
Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....
Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ. Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают ми...
Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...
Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...