Проект «Внедрение Бережливых технологий в ДОУ по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться»
проект
Цель проекта: оптимизация времени в процессе одевания детей младшего дошкольного возраста на прогулку в холодный период года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lin-proekt.docx | 620.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Рябинка» пос. Восходящий»
«Внедрение Бережливых технологий в ДОУ
по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться»
(Проект)
Составители:
Старший воспитатель:
Баяндина Любовь Сергеевна
(высшая кв. категория)
Воспитатель:
Сашанкова
Татьяна Николаевна
(I кв. категория)
Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ
п. Восходящий
Содержание
1. Инициирование, подготовка, реализация и завершение лин-проекта (паспорт лин-поекта)…………………………………………………………..... 3
2. Этапы реализации лин-проекта…………………………………………....... 5
2.1. Согласование паспорта лин-проекта……………………………………… 5
2.2. Картирование текущего состояния процесса…………………………….. 6
2.3. Анализ проблем и потерь…………………………………………………. 6
2.4. Составление карты целевого состояния…………………………………..7
2.5. Разработка плана мероприятий…………………………………………… 8
2.6. Защита плана мероприятий………………………………………………… 9
2.7. Внедрение улучшений…………………………………………………….. 10
2.8. Мониторинг результатов………………………………………………….10
2.9. Закрытие лин-проекта………………………………………………………11
2.10. Мониторинг стабильности достигнутых результатов…………………..11
Приложения……………………………………………………………………..13
1. Инициирование, подготовка, реализация и завершение лин-проекта (паспорт лин-поекта)
ПАСПОРТ ЛИН-ПРОЕКТА
МБДОУ "Детский сад №17 "Рябинка" пос. Восходящий"
«Внедрение Бережливых технологий в ДОУ
по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться»
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ
подпись, ФИО________ И.В. Десятова
Общие данные: Заказчик: И.В. Десятова, заведующий МБДОУ "Детский сад №17 "Рябинка" пос. Восходящий" Процесс: составление и размещение алгоритмов последовательности одевания детей на прогулку в холодный период года Границы процесса: от подбора и составления алгоритма одевания зимней одежды, до доведения навыков одевания до автоматизма Руководитель проекта: Л.С. Баяндина, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №17 "Рябинка" пос. Восходящий" Команда проекта: Сашанкова Т.Н., Устюгова О.А.,Вилькель Е.М. | Обоснование: 1. Потеря времени при выполнении ежедневных операций при одевании младших дошкольников на прогулку в холодный период года. 2. Несформированность некоторых навыков и микропроцессов одевания у младших дошкольников. 3. Отсутствие алгоритмов процесса одевания младших дошкольников. 4. Вовлечение других работников детского сада к процессу одевания с отрывом их от основной деятельности. 5. Отсутствие алгоритма складывания вещей в кабинку. | ||||
Цели и эффекты: | Сроки: | ||||
Наименование цели, ед. изм. Оптимизация времени в процессе одевания детей младшего дошкольного возраста на прогулку в холодный период года. Эффекты: 1. Сокращение потерь времени на процесс одевания младших дошкольников в холодный период года (с 45 до 30 мин). 2. Формирование самостоятельности детей младшего возраста в процессе одевания. | Текущий показатель 45 мин | Целевой показатель 30 мин | Наименование этапа 1.Согласование паспорта лин-проекта 2. Картирова- ние текущего состояния 3. Анализ проблем и потерь 4. Составление карты целевого состояния 5. Разработка плана мероприятий 6. Защита плана мероприятий перед заказчиком 7. Внедрение улучшений 8. Мониторинг результатов 9. Закрытие лин-проекта 10.Мониторинг стабильности достигнутых результатов | Дата начала 02.09.2019 03.09.2019 09.09.2019 16.09.2019 23.09.2019 30.09.2019 01.10.2019 31.03.2020 03.04.2020 06.04.2020 | Дата окончания 02.09.2019 06.09.2019 13.09.2019 20.09.2019 27.09.209 30.09.2019 30.03.2020 03.04.2020 03.04.2020 10.04.2020 |
2. Этапы реализации лин-проекта
2.1. Согласование паспорта лин-проекта
Условия современного образования таковы, что традиционное обучение в дошкольном образовательном учреждении не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе открывает воспитателю новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на организацию режимных моментов.
Внедрение бережливых технологий в образование объясняется тем, что за довольно короткий срок, возможно, добиться значимых результатов, воспитать и обучить всесторонне развитую личность с определенным набором знаний, умений и навыков.
Коллективом нашего ДОУ были рассмотрены возможности эффективного использования бережливых технологий для дошкольного учреждения на примере режимного момента в младшей группе «Я умею одеваться».
Обоснованием для разработки лин-прокекта стали такие проблемы как:
1. Потеря времени при выполнении ежедневных операций при одевании младших дошкольников на прогулку в холодный период года.
2. Несформированность некоторых навыков и микропроцессов одевания у младших дошкольников.
3. Отсутствие алгоритмов процесса одевания младших дошкольников.
4. Вовлечение других работников детского сада к процессу одевания с отрывом их от основной деятельности.
5. Отсутствие алгоритма складывания вещей в кабинку.
Была определена команда, сформирована цель, эффекты, границы и сроки процесса осуществления для реализации лин-проекта. Составлен и утвержден паспорт лин-проекта (см. паспорт лин-проекта)
2.2. Картирование текущего состояния процесса
Следующим этапом при совершенствовании процесса было построение карт потока создания ценности (карт ПСЦ). Были определены последовательность действий всех участников выбранного процесса. Сделана зарисовка расположения оборудования, приспособления, мебели. Сделаны замеры перемещений, расстояний, времени ожидания, количество участников процесса.
Карта текущего состояния процесса «Внедрение бережливых технологий в ДОУ по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться» (рис. 1)
Рисунок 1. «Карта текущего состояния процесса»
2.3. Анализ проблем и потерь
Для выявления причинно-следственных связей существующих проблем, был использован метод «Пирамида проблем», позволяющий ранжировать выявленные в процессе работы проблемы в зависимости от уровня, на котором находится их решение (рис. 2).
Рисунок 2. «Пирамида проблем»
Проблемы:
1. Потеря времени при выполнении ежедневных операций при одевании младших дошкольников на прогулку в холодный период года.
2. Несформированность некоторых навыков и микропроцессов одевания у младших дошкольников.
3. Отсутствие алгоритмов процесса одевания младших дошкольников.
4. Вовлечение других работников детского сада к процессу одевания с отрывом их от основной деятельности.
5. Отсутствие алгоритма складывания вещей в кабинку.
2.4. Составление карты целевого состояния
Составление карты целевого состояния проводилось по тем же принципам и с теми же условными обозначениями, что и карта текущего состояния. На карте целевого потока отсутствуют основные потери и решены главные выявленные проблемы, но присутствует потеря, которую в данный момент, невозможно устранить:
Несформированность некоторых навыков и микропроцессов одевания у младших дошкольников (рис.3).
Рисунок 3. «Карта целевого состояния процесса»
2.5. Разработка плана мероприятий
Результатом проведенной работы по третьему этапу «Анализ проблем и потерь» явилось определение коренных причин и мероприятий по их устранению (рис. 4).
Рисунок 4. «Разработка плана мероприятий»
2.6. Защита плана мероприятий
План мероприятий и график
по реализации лин-проекта «Внедрение Бережливых технологий в ДОУ по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться»
№ п/п | Мероприятия | Ответственный | Должность | Сроки |
1 | Подбор комплекса игр и упражнений на формирование навыков и микропроцессов одевания у младших дошкольников | Сашанкова Т.Н. Устюгова О.А. | Воспитатель,Воспитатель | 01.10.2019-05.10.2019 |
2 | Подбор и размещение алгоритма одевания на каждой кабинке на уровне глаз ребенка | Сашанкова Т.Н. Устюгова О.А. | Воспитатель Воспитатель | 07.10.2019-10.10.2019 |
3 | Подобран и размещен на уровне глаз ребенка алгоритм складывания вещей в кабинку | Сашанкова Т.Н. Устюгова О.А | Воспитатель воспитатель, | 11.10.2019-12.10.2019 |
4 | Использование простейших схем и рисунков, понятных детям, с постоянным проговариванием последовательных действий | Сашанкова Т.Н. Устюгова О.А. Вилькель Е.М. | Воспитатель, воспитатель, Младший воспитатель | Постоянно |
2.7. Внедрение улучшений
На данном этапе реализации лин-проекта «Внедрение Бережливых технологий в ДОУ по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться» были выполнены следующие действия:
1) выполнение плана мероприятий согласно установленным срокам;
2)дополнение плана мероприятий играми и упражнениями на формирование навыков одевания у младших дошкольников;
3) периодическая оценка достижения целевых показателей:
- воспитатели справляются с процессом одевания детей своими силами, без привлечения дополнительной помощи;
- сформированность навыков, и микропроцессов самообслуживания при одевании теплой одежды;
- постепенное сокращение времени, затраченное на одевание детей младшего возраста;
2.8. Мониторинг результатов
Таблица мероприятий по устранению коренных причин выявленных проблем
№ п/п | Название выявленной проблемы | Причины выявленной проблемы | Мероприятия по устранению | Статус | ФИО исполнителя | Полученный эффект |
1 | Потеря времени при выполнении ежедневных операций при одевании младших дошкольников на прогулку в холодный период года. Вовлечение других работников детского сада к процессу одевания с отрывом их от основной деятельности | Несформиров- ность некоторых навыков и микропроцессов одевания у младших дошкольников | Подбор комплекса игр и упражнений на формирова-ние навыков и микропроцес- сов одевания у младших дошкольни- ков | Воспитатель Сашанкова Т.Н. Воспитатель Устюгова О.А. Младший воспитатель Вилькель Е.М. | Сформированность навыков, и микропроцессов самообслуживания при одевании теплой одежды | |
Отсутствие алгоритмов процесса одевания младших дошкольников | Подбор и размещение алгоритма одевания на каждой кабинке на уровне глаз ребенка | Воспитатель Сашанкова Т.Н. Воспитатель Устюгова О.А. Младший воспитатель Вилькель Е.М. | Постепенное сокращение времени, затраченное на одевание детей младшего возраста | |||
Отсутствие алгоритма складывания вещей в кабинку. | Подобран и размещен на уровне глаз ребенка алгоритм складывания вещей в кабинку | Воспитатель Сашанкова Т.Н. Воспитатель Устюгова О.А. Младший воспитатель Вилькель Е.М. | Воспитатели справляются с процессом одевания детей своими силами, без привлечения дополнительной помощи |
Условные обозначения:
- работа не начата
- работа запланирована
- - работа выполняется
- - работа выполняется качественно
- работа стандартизированна
2.9. Закрытие лин-проекта
Результатом данного этапа явилось составление презентации реализованного лин-проекта (презентация прилагается).
2.10. Мониторинг стабильности достигнутых результатов
Для мониторинга стабильности достигнутых результатов, нами использовался график, который в динамике отражает результаты внедренных улучшений (рис. 5).
Метод сбора информации – наблюдение. Частота сбора информации – каждый день в течение недели (с 06.04.2020 по 10.04.2020г). Ответственный за сбор информации – старший воспитатель Баяндина Л.С.
Рисунок 5. «Мониторинг стабильности достигнутых результатов»
Приложение 1
1. Система Кайдзен
Система Кайдзен была разработана и опробована в Японии, где и получила небывалую популярность. Само слово Кайдзен означает «непрерывное совершенствование». Система была впервые применена на производственных комплексах, изначально это система непрерывного совершенствования производства.
Философия Кайдзен предполагает, что все производственные процессы должны быть ориентированы на постоянное улучшение, а маленькие, казалось бы, незначимые изменения, приведут к большим и позитивным сдвигам. По прошествии времени оказалось, что Кайдзен может быть приложен не только к производственной сфере. Принципы Кайдзен работают и в образовательной деятельности и в повседневной жизни, делая ее более спокойной, размеренной и упорядоченной.
Суть Кайдзен базируется на пяти основных принципах:
Аккуратность.
Порядок.
Чистота.
Стандартизирование (установление норм и правил).
Дисциплина.
Как видите, все пять принципов легко можно применить в жизни каждого из нас. Используя эти принципы, мы можем постоянно улучшать свое текущее положение.
Одним из желаемых результатов применения японской методики является уход от потерь. В обыденной жизни, как и на производстве, у нас также присутствуют потери, и одной из самых «дорогих» является время.
2.Аккуратность, порядок, чистота
Как применить японскую методику для наработки у ребенка навыков аккуратности?
Мы начали с самого простого наведения порядка в шкафчике малыша, причем ребенок это делал с нами.
Любая одежда должна лежать на своем месте и должна быть доступна в той последовательности, которой будет соответствовать алгоритм одевания.
Затем мы выбрали с ребенком картинки (схемы-карточки) «Алгоритм одевания и раздевания». Ребенку тяжело справляться с большим набором вещей, особенно если прогулка происходит в зимний период. Поэтому нужна логичная понятная схема. Схему мы расположили на уровне глаз ребенка. Теперь малыш видит, в какой последовательности нужно одеваться и раздеваться.
Постепенно последовательность действий в картинках усваивается, ребенок привыкает действовать в определенном порядке.
Доставать из шкафчика ребенок должен только то, что намерен надеть, не сбивая последовательность.
3.Установление норм и правил, дисциплина
Постепенно, на основе достигнутых малышом побед, стали складываться определенные нормы и правила. Очень важно, чтобы ребенок был полноправным участников всего процесса. Мы обсуждаем с ним свои идеи, выслушиваем его мнение. Ребенку должно быть интересно, для него это просто игра – веселая, интересная, с видимыми положительными результатами. Только в этом случае он с легкостью принимает к действию все сложившиеся правила.
Соблюдаться выработанные правила должны неукоснительно, это относится не только к малышу, но и ко всей семье. Мы постарались уделить этому достаточно внимания и времени (см. в ПРИЛОЖЕНИИ: игры, макеты, изо, и др.), чтобы в дальнейшем экономия времени стала для всех очевидна.
4.Работа с родителями
Очень важно в работе с родителями, было обсудить выбор одежды и прийти к одному решению. Мало какая мама может удержаться от покупки ярких красивых детских вещей. И далеко не все задумываются о том, сможет ли ребёнок самостоятельно надеть эти наряды. Тем временем, воспитатели детских садов и родители с опытом «обучения одеванию» эмпирическим путём выработали целый ряд эффективных правил.
И первое из них:
Носки и колготки.
Колготки, в состав которых входят синтетические волокна, дольше выглядят привлекательно, хорошо облегают ножку, реже линяют. Но зато надеть их малышам очень нелегко. А уж если они ещё и с рисунком, то и вовсе беда. Потому что с изнанки таких колготок или носков много нитей-перетяжек, которые цепляются за пальчики, мешают детям и заставляют их нервничать. Поэтому хотя бы на первое время, до того как сформируются устойчивые навыки, лучше выбирать колготки и носки из хлопка. Красоту оставим для праздников. А для одежды на каждый день важнее удобство.
Верхняя одежда
Проще всего детям управляться с одеждой с крупными «тракторными» молниями. Они легко застёгиваются, бегунки у таких молний большие, с ними могут справиться даже неловкие малышовые пальчики.
Для холодов очень удобны комбинезоны, представляющие собой единое целое. Однако, надевать такие, без помощи взрослых, детям бывает нелегко. Минимум деталей, усложняющих процесс одевания – тоже непременное требование к детской одежде. Всякие «красивости» пригодятся позже, когда ребёнок сможет справиться с ними без труда.
Варежки и перчатки
Разумеется, ребёнку проще надеть варежки, чем перчатки. Но и здесь могут возникнуть трудности. Внутренний слой двухслойных вязаных варежек имеет нехорошую привычку выворачиваться, когда ребёнок снимает их. Самостоятельно вернуть внутренний слой на место детям часто не под силу. Высокие варежки-краги – замечательное изобретение. Но если первую из них ребёнок наденет без труда, то со второй справиться самостоятельно нелегко: мешает уже надетая. Поэтому выбирать варежки следует, учитывая эти и другие нюансы.
Обувь.
Детям до 5 – 6 лет бывает трудно справиться с молниями на обуви. Лучше остановить свой выбор на моделях на липучках или вовсе без застёжек. Утеплённые резиновые сапоги или обувь со вставляющимися внутрь «сапожками» из тёплых материалов (войлока, флиса и других) не всегда удобны для самостоятельного надевания. Если эти вставные части прикреплены к обуви, то могут при снимании тянуться за ножкой и выворачиваться. Вставить их обратно аккуратно дети не могут. Образовавшиеся складки натирают ножки или мешают при надевании. Примерно такие же проблемы возникают и с полностью вынимаемыми внутренними «сапожками».
Правило второе.
Вырабатываем условный рефлекс.
Нам, взрослым, это может показаться странным, но многие дети совершенно искренне забывают, в каком порядке нужно надевать вещи. Именно поэтому, а не по причине врождённой вредности и желания вывести из себя родителей, они могут надеть сначала куртку, а потом вспомнить о свитере и т.д. Поэтому желательно одевать детей, когда они ещё не делают этого сами, придерживаясь определённого, раз и навсегда заведённого порядка. Причём обязательно озвучивайте свои действия, проговаривайте, какую вещь следует надевать первой, какую за ней и т.д. Постепенно малыш запомнит повторяющийся изо дня в день алгоритм.
Правило третье.
Используем наглядные материалы.
Огромным подспорьем для родителей служат простейшие наглядные материалы: памятки или схемы. Что же должно быть в них? Всего лишь уже упомянутый выше порядок действий при одевании, но представленный в нарисованном виде или созданный в технике коллажа. Интересный и очень любимый детьми вариант – фотографии ребёнка, отражающие последовательность действий при одевании: вот малыш стоит только в брючках, на следующем фото – уже и в футболке и т.д.
«Этапы большого пути» можно нумеровать или показывать очерёдность действий стрелками – выбирайте сами. Лучше, если рисунки будут яркими и забавными и при этом довольно крупными и понятными.
Ребёнок не должен гадать, что изображено на схеме: платье или всё же куртка, носки или сапоги. В будущем подобные памятки или схемы помогут не только правильно одеться, но и, например, подскажут, что взять с собой на занятия в спортивные или творческие секции.
Детям такие «напоминалки» очень нравятся, а родителям они значительно облегчают жизнь. Ведь им теперь можно не повторять бесконечную «мантру»: колготки – кофта – брюки – куртка – шапка и т.д. Достаточно просто напомнить: «Посмотри в памятку!» Разумеется, «наглядная агитация» должна меняться в соответствии с сезоном.
Правило четвёртое.
Обеспечиваем доступность и удобство.
Почему многие дети, неплохо справляющиеся с одеванием в детском саду, дома саботируют процесс? Нередко в этом виноваты мы сами. И не только потому, что торопим, сердимся и в итоге одеваем чад сами.
Есть и ещё одна причина, про которую мы часто просто забываем: высоко расположенные вешалки или ящики шкафа не дают самостоятельно взять вещи – а в садике всё доступно и легко. Да и сесть, одеваясь дома, часто просто некуда – а в садике в распоряжении детей невысокие скамеечки или стулья. Благодаря этому малыш может полностью одеться сам.
Отсутствие необходимости обращаться за помощью к взрослым в мелочах помогает дошколятам убедиться в собственных возможностях и «не впадать в детство», отказываясь одеваться.
Поэтому нам, родителям, если мы хотим добиться результата, следует подумать о доступности и удобстве. Дома у вещей должно быть постоянное место, откуда ребёнок их сможет взять сам, не прибегая к нашей помощи. Кстати, это все тот же приём, который называется принцип Кайдзена «Аккуратность. Порядок. Чистота».
Правило пятое.
Учимся в игре.
Прочитав название этого правила, многие наверняка подумали что-нибудь вроде: «Как надоели подобные советы!» Действительно, часто они кажутся издевательскими. Особенно когда мама с папой опаздывают на работу и мечутся по квартире, лихорадочно отыскивая телефоны, помаду, перчатки и прочие нужные вещи, а ребёнок никак не может надеть куртку. Какие уж тут игры?!!
Однако на просторах Интернета нередко можно найти очень интересные, забавные и – главное – весьма действенные советы, в том числе и по одеванию. Мы предложили родителям ролики, в которых дети надевают куртки буквально за секунду, играючи, благодаря тому, что правильно положили их перед одеванием и знают «волшебное» движение руками. Быстрота, с которой крохи справляются с одеждой, и их ловкость поражают.
Детей, кстати, подобные «фокусы» забавляют и сподвигают на эксперименты. Процесс «напяливания» куртки заметно упрощается, а время, затрачиваемое на одевание, уменьшается. К чему, собственно, мы и стремились. Теперь уже «обученный» малыш учит этому «фокусу» своих одногруппников и страшно гордится своими успехами в нелёгком деле одевания.
Есть и другие замечательные лайфхаки, которые нетрудно найти и ещё легче «внедрить» в повседневную жизнь и научить ребёнка одеваться, играя с ним.
Разумеется, за один день, даже используя собранные нами советы, ни один ребёнок одеваться, не научится. Но то, что с каждым днём у него это будет получаться всё лучше и лучше – совершенно точно.
Таким образом, использование бережливых технологий по системе Кайдзен, как одного из видов инноваций влияет на уровень профессиональной компетенции воспитателей, стимулирует развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширяет области специальных знаний, развивает аналитические, практические и информационные умения педагогов.
Внедрение бережливых технологий привело к инновационным изменениям в педагогический процесс, способствовало гармоничному развитию личности ребенка, повышению качества образования дошкольников, вовлечению родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.
Приложение 2
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Материалы: две куклы - Маша и Коля. Наборы одежды для Маши и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.
Ход игры.
Педагог. Ребята, куклы Маша и Коля собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где, чьи вещи. Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и девочки Маши.
После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Машу.
Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательности одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Педагог. Приглашайте, дети, кукол за стол, будем чай пить.
Приложение 3
Игра - занятие «Оденем куклу Машу на прогулку»
Цель: формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Материал: набор кукольной одежды; кукла.
Ход ситуации
1. Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Маша уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».
Воспитатель. Сейчас весна. На улице ещѐ холодно. Куклу Машу надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, весеннюю.)
2. Показ и рассматривание одежды. Педагог показывает детям предметы весенней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что весенняя одежда красивая и ещѐ пока теплая, потому что весной ещѐ холодно.
3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.
Воспитатель. Артем одевает кукле штаны. Что Артем надел на Машу? Теперь надо надеть кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Варя, Артем, Даша, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?
В заключение воспитатель читает детям потешку:
Наша Маша маленька, на ней шубка аленька,
Опушка бобровая, Маша чернобровая.
Приложение 4
Дидактическая игра «Научим куклу Олю раздеваться»
Цель: помочь детям запомнить последовательность раздевания, учить аккуратно вешать и складывать одежду, продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.
Материал: набор кукольной одежды; кукла Маша.
Ход игры
1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой. Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала, и сама раздеваться не может. Подводит детей к выводу: «Кукле Маше надо помочь раздеться».
2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф. Дети помогают раздевать куклу. Раздевание воспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша - растеряша».
Приложение 5
Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».
Цель: закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания; обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).
Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно - схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка.
Организация.
Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Ход ситуации. Дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка.
Петрушка. Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегодня замечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам?
Воспитатель. Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания. Педагог обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку.
Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок на левую, а левый - на правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?»
Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Приложение 6
«Бусы»
Цель: продолжать развивать умение хватать предметы щепотью, продолжать развивать согласованность работы обеих рук.
Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю.
Материал: крупные деревянные бусины (шарики цветные), имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.
Ход игры. Предложите ребенку сделать бусы для куклы Оли. Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок: возьмите крупную бусину тремя пальцами; проденьте шнурок в отверстие; протяните его тремя пальцами левой руки; правой протяните их до узелка на конце шнурка. Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в коробку. Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их.
Приложение 7
Формирование умения застегивать пуговицы
Игровая ситуация «Сушим белье»
Цель: брать предмет «пинцетным захватыванием»; продолжает развивать силу пальцев; открывать прищепку, прикреплять с еѐ помощью «бельѐ к верѐвке».
Словарь: понимать и употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка - прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю», «закрываю», «развешиваю», «сушу».
Оснащение: три верѐвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья, кукольное бельѐ, носовые платки.
Расположение предметов: прикрепите три верѐвки на разной высоте (в три уровня для детей разного роста). Верѐвка должна находиться на уровне глаз ребѐнка. Прищепки висят на подставке.
Ход игры: предложите ребѐнку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребѐнка выполнять действия в соответствии с текстом.
Мамочку я обожаю и всегда ей помогаю.
Вот бельѐ я постираю, а потом прополощу.
На верѐвочку повешу и прищепкой прикреплю!
Возьмите из бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через верѐвку. Покажите ребѐнку, как нужно держать прищепку: возьмите прищепку большим и указательным пальцами; сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»; поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте еѐ на него; разожмите пальцы и скажите, что прищепка «закрыта»
Приложение 8
«Конспект занятия по рисованию «Платье для Оли»
Цель: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
Задачи:- Развивать активную речь детей;
- Учить сопровождать речь движениями;
-Учить детей отчетливо произносить звуки в звукоподражании;
-Продолжать учить рисовать пальчиком на листе бумаги;
- Закрепить знания красного, синего, желтого и зелѐного цветов;
-Развивать воображение;
- Воспитывать аккуратность;
-Воспитывать активность, инициативность;
-Способствовать развитию физических процессов и положительных эмоций.
Виды детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, художественная.
Материал: краски, влажные салфетки на каждого ребенка, силуэты платья для куклы каждому ребенку.
Оборудование: цветы из цветного картона, игрушки: игрушка Божья коровка, кукла Оля, игрушка Пчелка, мольберт.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Подбери кукле платье», беседа на тему: «Какая есть одежда». Рассматривание иллюстрации с изображением разных платьев.
Воспитатель приглашает детей в групповую комнату. По группе, на полу разбросаны красные и желтые цветы из картона. Посмотрите, мы с вами пришли на лесную поляну. Здесь цветы растут. Давайте, подойдем поближе к цветочкам. Наклонитесь и понюхайте, как они пахнут. (Вдох через нос, выдох через рот и произнести: «А-а-а»)
А срывать мы цветочки не будем, пусть растут и всех радуют. Скажите, а какого цвета наши цветочки? (Красного и желтого) Ой, а что это за жучок прилетел и сел на цветок? (Божья коровка) Давайте вспомним потешку про Божью коровку (Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за воспитателем): Божья коровка – ритмично покачивают ладонями Улети на небо – Делают взмахи кистями рук Принеси нам хлеба – машут кистями рук на себя Чѐрного и белого – ритмично хлопают в ладоши Только не горелого – грозят указательным пальцем. Кто это ещѐ летит к нам на лужайку? (показать игрушку Пчелку) Да, это пчела. Она предлагает вам с ней поиграть в игру «Пчелки, на цветочки!» Сейчас после прикосновения волшебной палочки вы все превратитесь в пчѐлок. Пока будет звучать музыка, пчелки будут летать по лугу между цветами, жужжать и кружиться, а когда музыка стихнет, пчелкам надо будет выбрать цветок и сесть на него. -Посмотрите, а кто это сидит среди цветов? Да это же кукла-Маша. Машенька, а что же ты такая невеселая? Что случилось? (Кукла что-то «шепчет» воспитателю на ухо) Маша говорит, что у еѐ друга Мишки день рождения, у него будет много гостей. Он и еѐ пригласил, но у неѐ нет нового красивого платья. Не плачь, Машенька. Ребята, давайте поможем Оле? Мы нарисуем ей красивые платья и пусть она выберет то, что ей понравится. Вы согласны? Вот и Пчелка вас зовет, показывает, что надо лететь к столам с красками и бумагой. Полетели за Пчѐлкой! (Ж-ж-ж-ж…) На столах лежат силуэты платьев. Воспитатель показывает образцы на доске. Ребята, в лесу не нашлось кисточек, поэтому рисовать мы будем пальчиками. Чтобы наши платья получились красивые, поиграем с пальчиками: 1. Кулачок- ладошка. 2. Похлопаем. 3. Встряхнули.
Практическая часть: Посмотрите, как я буду украшать платье. Я нарисую много горошин на нѐм, а затем нарисую красивый поясок. Всѐ это я рисую пальчиком. А теперь вы попробуйте украсить платье для Маши. Старайтесь, чтобы ей понравилось. Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Заключительная часть: Рисунки детей выставляются на стенд. Какие нарядные платья у вас получились! Маша теперь может выбрать любое и пойти на день рождения к другу Мишке. Она вам говорит:- «Спасибо дети, очень красивые платья получились. Они мне все понравились и я их все заберу, буду наряжаться». Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились! А вам понравилось рисовать? А что ещѐ вам понравилось во время нашей прогулки на лесную полянку? С кем мы там встречались? С кем играли? И кому помогли сегодня? А сейчас нам надо помыть наши ручки, потому что они должны быть чистыми.
Приложение 9
Как применить японскую методику для наработки у ребенка навыков аккуратности?
Можно начать с самого простого, например, с наведения порядка в игрушках малыша. Покажите ребенку, как важно в нашей жизни время и как плохо, когда оно тратится впустую. Для этого можно придумать сказку, взяв за основу «Сказку о потерянном времени»
Выберите с ребенком картинки, которые будут обозначать машинки, куклы, конструкторы и т.д. Под каждый вид игрушек выделите отдельную полку и наклейте на них выбранные картинки. Теперь малыш видит, какие игрушки должны стоять на той или иной полке, и будет стараться расставлять их именно так. Можно пойти немного дальше. Например, для каждой машинки определите свое место на полке – наклейте прямоугольники, на которые малыш будет ставить машины. Такие места для стоянки машин могут начинаться с большой, а заканчиваться маленькой. Игрушечные машины малыша будут стоять на них ровным строем – от больших до маленьких.
Так же можно поступить и с другими игрушками. Как только ребенок привыкнет таким образом убирать и хранить игрушки, покажите ему сколько времени он терял раньше и, обязательно, похвалите его за то, как он «победил» эту потерю.
Все дети любят играть. Предложите ребенку в виде игры искать другие потери и одерживать над ними новые победы.
Как только вы поймете, что в детской комнате царит порядок, а ребенок аккуратно и без ваших напоминаний занимается его наведением, подключайте новые категории. Например, возле хлебницы повесьте картинку колоска. Это всегда будет напоминать о необходимости бережно относиться к хлебу. Над кранами могут висеть картинки, глядя на которые малыш будет вспоминать о необходимости экономить воду. Картинка лампочки рядом с выключателем, напомнит о том, что надо выключить свет.
Скоро вы заметите, что ребенок сам отмечает, где он видит очередную потерю и как с ней можно бороться. Самое главное, чтобы в этом процессе принимали участие все члены семьи, иначе результаты вас разочаруют.
Приложение 10
Детский кайдзен.
Как научить детей сохранять порядок и быть бережливыми?
Система «Кайдзен» разработана и опробована в Японии. «Кайдзен» означает постоянное и непрерывное совершенствование.
Принципы кайдзен работают в повседневной жизни, делают её более спокойной и размеренной.
Принципов кайдзен 5:
Аккуратность и сортировка
Выстраивание порядка
Уборка и «полировка»
Стандартизация и систематизация
Дисциплина и поддержание практики
Мы можем постоянно улучшать свое текущее положение. Кайдзен- это постоянное движение вперед.
Дети с удовольствием воспринимают все новое, особенно, если это происходит в игровой форме. Поэтому они воспримут очень легко и быстро эту систему, и смогут ей пользоваться.
Правило одной минуты
Так получается, что у всех в жизни не хватает на что-то времени. Поговорим о правиле «одной минуты».
Бывает, что ребенок тянет время и порой придумывает невероятные отговорки, чтобы не заниматься какими-либо вещами. И родители часто жалуются на лень ребенка. На помощь может придти поэтапное применение кайдзен в жизни малыша, которое поможет справиться с его ленью.
Итак, «Правило одной минуты»: Основа правила в том, чтобы ребенку нужно было заниматься регулярно каким-то делом. Каждый день, в одно и то же время, но только 1 минуту! Это и привлечет ребенка. Занимаясь только одну минуту, ребенок будет с интересом выполнять то, что нужно! У ребенка не будет отвращения, он успокоится и его маленькие победы будут доставлять ему одно удовольствие! Постепенно время таких занятий нужно увеличивать и довести к примеру до 30 минут. Процесс для ребенка будет проходить естественно, без капризов и родительских требований. Благодаря кайдзен с детьми- можно приучить ребенка трудиться и не лениться.
А чтобы ребенок учился быть аккуратным, можно начать с наведения порядка в игрушках малыша. Т.к. все малыши любят играть, можете попробовать, предложить ребенку в виде игры искать разные игрушки и складывать их на место, а чтобы было проще, можете помочь ребенку наклеить наклейки с обозначениями, например, в этом месте мягкие игрушки, а в этом машинки. Потом попробуйте игрушки расставлять от больших до маленьких. Когда ребенок привыкнет таким образом убирать и аккуратно хранить игрушки, обязательно похвалите малыша, за то, как он сам все красиво и быстро убрал.
Кайдзен вместе с малышом
Еще с помощью этой методики, чтобы малыш учился быть бережливым и сохранял порядок, можно на столе, сделать круги разных цветов и размеров, чтобы на каждый кружок ребенок с удовольствием, аккуратно складывал, какие-либо вещи. И таким образом, постепенно в комнате малыша будет порядок. Малыш сам, без требований и напоминаний будет аккуратно наводить порядок и гордиться собой. Так любая задача для ребенка будет выполняться с удовольствием! Принимайте и вы в этом процессе участие, чтобы результаты вас не разочаровали.
У малыша со временем, на фундаменте достигнутых побед, будут формироваться его нормы и правила. Помогите ему быть участником всего процесса на равне с вами. Внимательно выслушивайте его мнение и обсуждайте с ним свои идеи. Но для ребенка все должно происходить интересно, легко и весело, чтобы он мог принять все определенные правила. И в скором времени вы перестанете волноваться о лени малыша, у него будут сформированы привычки наводить порядок, делать все вовремя, аккуратно, бережно относиться к вещам, а ваши дела, которые вы не успевали сделать, будут выполнены! А в организации пространства, в детской комнате, прекрасно подойдет интерьер в стиле монтессори. Система монтессори очень поможет ребенку адаптироваться во взрослом мире, т.к. малышу самостоятельно будет очень удобно без посторонней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий.
Приложение 11
Игра «Оденем куклу по сезону»
Цель.
Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Ход игры.
Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».
Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)
Показ и рассматривание одежды.
Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).
Последовательное одевание куклы на прогулку.
Приложение 12
Игра «Подбери по цвету»
Цель.
Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета.
Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.
Ход занятия.
У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»
Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...
Проект "Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса организации образовательной деятельности"
На сегодняшний день мы видим, что система образования в Росси нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образователь...
Проект «Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса подготовки детей раннего возраста к прогулке»
КАРТОЧКА ПРОЕКТА «Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса - подготовка детей к прогулке»...
Проект внедрения бережливых технологий в детском саду "Белоснежка"
Внедрение принципов "Бережливого производства" в практику работы детского сада с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и улучшения качества услуг в ДОУ....
Конспект проведения режимного момента «Я умею одеваться»
Конспект режминого момента по КГН (одевание) через игру....
Презентация проекта "Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса организации изодеятельности"
Презентация проекта "Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса организации изодеятельности"...
Презентация проекта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
Презентация проекта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области "Оптимизация процесса подготовки детей к прогулке во второй младшей группе"...