Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»
проект

Гилязова Людмила Александровна

    Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион».

 Бережливые технологии – это эффективное управление временем всех участников образовательного процесса. 
Всё больше детских садов присоединяются к этому проекту. Наш сад начал реализацию проектов с 01.02.2020 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_kmi_2020.docx122.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 комбинированного вида

        Обобщение педагогического опыта

Тема: Внедрение бережливых технологий в деятельность  ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»

Выполнила

Старший воспитатель

Коннова Людмила Александровна

2020год

Г.о.г. Шахунья

                            Аннотация педагогического опыта

Тема : Внедрение бережливых технологий в деятельность  ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»

1.Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

     Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы деятельности человека : промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами.

Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».

В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей.

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. Например, уборку игрушек, системы рационализации, которые будут внедряться и в других дошкольных учреждениях. В детском саду  используются указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.

2.Актуальность личного вклада педагога в развитие  образования.

    Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион».

 Бережливые технологии – это эффективное управление временем всех участников образовательного процесса. 
Всё больше детских садов присоединяются к этому проекту. Наш сад начал реализацию проектов с 01.02.2020 года

3.Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие  образования.

 Основанием для внедрения бережливых технологий в ДОО стали нормативные документы:

  • Приказ  министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №2926  от  27.12.2018 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования Нижегородской области на период 2018-2021годы»;
  • Приказ  министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №1808   от  14.08.2018 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области»;
  • Приказ управления образования администрации городского округа город Шахунья №357 от 10.09.2019 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования городского округа город Шахунья Нижегородской области на период 2019-2021 годы».

4.  Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель проекта: внедрение принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности образовательной деятельности  и улучшения качества услуг в ДОУ.

Задачи:

  • повышение эффективности организации образовательной деятельности ДОУ ;
  • повышение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
  • освобождение времени для самообразования и творчества;
  • повышение удовлетворенности воспитанников и педагогов

Ожидаемые эффекты:

  • оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду;
  • исключение из них ненужных избыточных действий воспитанников и педагогов;
  • эффективное использование времени педагогов и воспитанников.

5. Ведущая педагогическая идея

 Использование  принципов бережливого производства  в деятельности  детского сада  будет способствовать повышению   эффективности  работы и улучшению  качества предоставляемых услуг.

6. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:

• применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
• проведение цикла развивающих занятий для детей;
• повышение информированности родителей через визуализацию ДОУ.
• стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
• рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.
• Все разработанные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и, надеемся, улучшат качество оказываемых услуг.

В ДОУ реализовали 2 мини проекта: «Оптимизация навигации детского сада через визуализацию  коридоров и лестниц», «Оптимизация образовательного  пространства ДОУ через организацию  рабочего  места педагогов  и воспитанников ».

1.  Визуализация

В детском саду внедрили  элементы применения визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. Появилась разметка открывания дверей в коридорах, система пространственной навигации (указатели) ДОУ .

2. Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. Лишние движения в процессе работы поможет устранить такой инструмент бережливого производства как система 5С.

5С представляет собой систему организации рабочего места, состоящая из 5 последовательных шагов.

1) Сортировка (упорядочи, отделив нужное от ненужного) -  предполагает чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних:

Ø  незавершенное производство (ненужные документы, материалы);

Ø  неиспользуемое оборудование, транспортная тара и т.д.;

Ø  испорченное оборудование;

2) Соблюдение порядка (аккуратно расположи, что осталось) – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать, раскладывание предметов там, где они будут находиться под рукой. Расположение предметов должно отвечать требованиям безопасности, качества, эффективности работы,

3) Содержание в чистоте (уборка) – соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности.

4) Стандартизация (поддержание порядка, дисциплина) – необходимое условие для выполнения первых трёх правил. Подразумевает формальное, письменное закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур; пошаговое описание действий и методы выполнения работы.

5) Совершенствование (формирование привычки) – самодисциплина, воспитание привычки точного выполнения установленных правил организации рабочего места.

На данный момент в детском  саду организованы рабочее пространство заведующего и старшего воспитателя, воспитателей, помощников воспитателей.

Внедрение инструмента 5С позволит повысить качество рабочего процесса по средствам сокращения количество ненужных движений. Ненужная транспортировка документов или перемещения людей, поиск нужных документов на компьютере или бумажных базах хранения информации приводит к затрате временного ресурса.

3. Картирование процесса – схема (алгоритм), изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным  методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Обращайте внимание на следующее.
В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами одевания  вещей.
4. Порядок в группе. В группах мы наклеили маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки.

7. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования

Результаты реализации проектов:

- в ДОУ внедрили  элементы навигации через визуализацию коридоров и лестниц , направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. Появилась разметка открывания дверей в коридорах, система пространственной навигации (указатели) ДОУ.

-Основной целью внедрения бережливого производства  в ДОУ является формирование бережливого сознания  как сотрудников так и  дошкольников.

Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Все разработанные мероприятия улучшили  качество оказываемых услуг ДОУ.

Разработанная навигация ДОУ позволила минимизировать потери времени на поиск  нужных помещений ДОУ.

Повысилась  удовлетворенность   и эффективность организации образовательной деятельности ДОУ.

9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

   Опыт работы ДОУ по внедрению бережливых технологий будет транслироваться на сайте образовательной организации в разделе «Бережливый детский сад», где выложим карточки проекта, пути решения и результаты (презентация опыта).

Публикация  опыта бережливых технологий в ДОУ  была размещена на сайте издания  «Вестник Просвещения».

10.  Литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден  Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г)

2. Приказ  Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №2926  от  27.12.2018 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования Нижегородской области на период 2018-2021 годы».

3.Приказ  Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №1808   от  14.08.2018 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области».

4.Приказ Управления образования администрации городского округа город Шахунья №357 от 10.09.2019 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования городского округа город Шахунья Нижегородской области на период 2019-2021 годы».

5. Материалы сайта НИРО. http://www.niro.nnov.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Реализация электронного, смешанного, дистанционного обучения"

Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатл...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Творческая презентация педагогического опыта на тему "Внедрение инновационных звдоровьесберегающих технологий в ДОУ".

Доклад- творческая презентация педагогическогоопыта инструктора по физо "Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий"...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельнос...

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»

В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...