Особенности профориентации у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Катруц Алина Витальевна

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Профориентационная работа помогает человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости в зависимости от его интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентационную работу необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является начальным этапом развития личности и выступает новым шагом вхождения в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности профориентации у детей старшего дошкольного возраста

Исследователь Т.В. Пасечникова называет дошкольный возраст этапом допрофессионального самоопределения, так как он не связан непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а является подготовительным к ней. По мнению ученого, главная цель допрофессионального самоопределения заключается в формировании у ребенка определенной наглядной основы, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительного отношения к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

С точки зрения профессионального самоопределения периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста. На дошкольный возраст приходятся овладение ребенком «основными смыслами» человеческой деятельности, осознание важности труда, а также знакомство с конкретными профессиями в играх (игры в шофера, во врача, в продавца, т.п.).

В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий, основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Первыми «учителями» в данном вопросе являются родители. В силу своего возраста и из-за недостатка жизненного опыта представления о мире профессий у детей ограничиваются лишь теми профессиями, которыми заняты их ближайшие родственники, и теми профессиями, которые дети встречают в повседневной жизни: продавец, водитель, врач. Но и об этих профессиях зачастую у дошкольников лишь поверхностные знания. А ведь мир профессий огромен и разнообразен. И познакомить детей с этим многообразием – важная задача. Чем больше и разнообразнее будут знания дошкольников о мире профессий, тем ярче и привлекательнее этот мир будет для них, и, возможно, в будущем эти знания помогут сделать им решающий выбор.

Однако, по данным информационных источников, проведенные опросы родителей дошкольников показывают, что 80% опрошенных напрямую никогда не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, только 5% берут их с собой на работу в связи с территориальной близостью к месту проживания. Интервьюирование детей выявляет, что только половина из них может назвать, где и кем работают их родители. Представление о занятости взрослых у детей размыто, самые распространенные ответы детей: «на работу ходят, чтобы зарабатывать денежки». Поэтому особое значение приобретает работа по формированию у детей уважительного отношения к людям труда, их деятельности, привитию первоначальных трудовых навыков педагогами дошкольных образовательных организациях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Неслучайно необходимость работы по ознакомлению воспитанников детских садов с профессиями взрослых, воспитанием ценностного отношения к собственному труду и труду других людей определена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда. К сожалению, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в формировании представлений о мире профессий у дошкольников и отсутствием системы формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о современном мире профессий, развития интереса к профессионально-трудовой деятельности. Проблема ознакомления детей с трудом взрослого человека и воспитания отношения к труду в течение десятилетий остается предметом исследований многих ученых.

Проблема приобщения дошкольников к труду в детском саду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В работах Р.С. Буре отмечается, что основная сложность работы по ознакомлению дошкольников с профессиями заключается в том, что большинство профессий недоступны для непосредственного изучения и наблюдения за ними. Поэтому в детском саду необходимо создать специальные условия, чтобы обогатить представления дошкольников о различных видах профессий, сформировать у детей уважительное отношение к труду, побудить их начать поиск своего любимого дела. Успеха в этом направлении можно достигнуть, ведя поиск новых, доступных и интересных детям форм, методов, технологий.

В качестве целей такой работы указываются следующие:

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается, с одной стороны, в диагностике развития, позволяющей определить интересы, склонности и индивидуальные особенности детей.

С другой стороны, в методах воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей в соответствующей предметно-развивающей среде.

Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе.

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для профориентационной работы, именно в этом возрасте у детей, продолжают развиваться образное мышление, произвольная память, устойчивость, распределение, переключаемость внимания и расширяется общий кругозор.

Стоит отметить, что для успешной реализации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные, психологические и личностные особенности детей этого возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется мало дифференцированными представлениями ребят о мире профессий, известных только по названиям и ряду внешних признаков (например, по форме одежды, предметам труда и т.д.). Не взирая на то, что старшие дошкольники уже частично знакомы с наиболее распространенными видами труда (например, продавец, воспитатель, повар, водитель, врач, учитель, парикмахер, пожарный и т.д.), все же необходимо давать детям больше информации для расширения их кругозора и представлений о других профессиях, возникающих в современном мире. Поскольку зачастую представления о профессиях у старших дошкольников ограничены небогатым жизненным опытом, который они черпают из ближайшего окружения (к примеру, работа родителей, родственников и т.д.). И зачастую данные знания бывают весьма поверхностными и разрозненными. Поэтому для того, чтобы воспитать у старших дошкольников уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о различных видах профессий, о роли труда в жизни людей, о продуктах труда.

Старшие дошкольники понимают общественную значимость итогов труда разнообразных профессий, а также сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, методы достижения поставленной цели. Они знают, зачем нужна работа воспитателя, доктора, пожарного, водителя, строителя, повара, парикмахера и т.д. Кроме того, у старших дошкольников формируется умение оценивать свою трудовую деятельность и деятельность другого человека. Что помогает развить у них осознанный интерес к деятельности взрослых и итогам их труда.

При этом формировании представлений о различных профессиях наибольшую трудность вызывает вычленение продуктов труда. Большинство ребят зачастую путают итоги трудовой деятельности с процессом труда
(например, педагог – «учит детей», пожарный – «тушит пожар» и т.д.).
Самостоятельная дифференцировка данных компонентов структуры трудового процесса довольно затруднена в тех профессиях, где итоги труда нельзя увидеть. В особенности это касается сферы услуг.

Другая характерная особенность детей старшего дошкольного возраста состоит в субъективном, зачастую неопределенном, ситуативном представлении о своих способностях, а также с неумением сравнить их с критериями и требованиями профессиональной деятельности. В этом возрасте ребята еще не принимают во внимание такие факторы, как содержание труда, условия работы, престижность профессии, уровень вознаграждения и т.д.

В представлениях старших дошкольников о профессиях имеются значительные половые различия. Девочки предпочитают профессии системы
«человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-природа»
(например, врач, парикмахер, продавец, учитель, повар, ветеринар и т.д.). А мальчики в первую очередь отдают предпочтение профессиям системы
«человек-техника» (например, водитель, строитель и т.д.) и также профессиям системы «человек-человек» (например, пожарный, полицейский, военный, моряк и т.д.).

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий .

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

-называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Таким образом, старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для профориентационной работы, именно в этом возрасте у детей, продолжают развиваться образное мышление, произвольная память, устойчивость, распределение, переключаемость внимания и расширяется общий кругозор. Если при организации профориентационной работы учитывать все эти возрастные особенности, тогда ребенок с интересом будет познавать мир профессий, будет развиваться мотивация к труду, а также внутренние психологические ресурсы, такие как трудолюбие, познание, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, бережливость.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ АПЕВАЛИНОЙ И.В.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Профориентация у детей старшего дошкольного возраста

Профориентация у детей старшего дошкольного возраста (отчет о проделанной работе)...

Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.Клубный час «Я в мире профессий»

laquo;Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»В методической разработке &la...

Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста

Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)

    Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...