Особенности профориентации у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Профориентационная работа помогает человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости в зависимости от его интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентационную работу необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является начальным этапом развития личности и выступает новым шагом вхождения в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности профориентации у детей старшего дошкольного возраста
Исследователь Т.В. Пасечникова называет дошкольный возраст этапом допрофессионального самоопределения, так как он не связан непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а является подготовительным к ней. По мнению ученого, главная цель допрофессионального самоопределения заключается в формировании у ребенка определенной наглядной основы, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительного отношения к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
С точки зрения профессионального самоопределения периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста. На дошкольный возраст приходятся овладение ребенком «основными смыслами» человеческой деятельности, осознание важности труда, а также знакомство с конкретными профессиями в играх (игры в шофера, во врача, в продавца, т.п.).
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий, основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
Первыми «учителями» в данном вопросе являются родители. В силу своего возраста и из-за недостатка жизненного опыта представления о мире профессий у детей ограничиваются лишь теми профессиями, которыми заняты их ближайшие родственники, и теми профессиями, которые дети встречают в повседневной жизни: продавец, водитель, врач. Но и об этих профессиях зачастую у дошкольников лишь поверхностные знания. А ведь мир профессий огромен и разнообразен. И познакомить детей с этим многообразием – важная задача. Чем больше и разнообразнее будут знания дошкольников о мире профессий, тем ярче и привлекательнее этот мир будет для них, и, возможно, в будущем эти знания помогут сделать им решающий выбор.
Однако, по данным информационных источников, проведенные опросы родителей дошкольников показывают, что 80% опрошенных напрямую никогда не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, только 5% берут их с собой на работу в связи с территориальной близостью к месту проживания. Интервьюирование детей выявляет, что только половина из них может назвать, где и кем работают их родители. Представление о занятости взрослых у детей размыто, самые распространенные ответы детей: «на работу ходят, чтобы зарабатывать денежки». Поэтому особое значение приобретает работа по формированию у детей уважительного отношения к людям труда, их деятельности, привитию первоначальных трудовых навыков педагогами дошкольных образовательных организациях.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Неслучайно необходимость работы по ознакомлению воспитанников детских садов с профессиями взрослых, воспитанием ценностного отношения к собственному труду и труду других людей определена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда. К сожалению, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в формировании представлений о мире профессий у дошкольников и отсутствием системы формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о современном мире профессий, развития интереса к профессионально-трудовой деятельности. Проблема ознакомления детей с трудом взрослого человека и воспитания отношения к труду в течение десятилетий остается предметом исследований многих ученых.
Проблема приобщения дошкольников к труду в детском саду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В работах Р.С. Буре отмечается, что основная сложность работы по ознакомлению дошкольников с профессиями заключается в том, что большинство профессий недоступны для непосредственного изучения и наблюдения за ними. Поэтому в детском саду необходимо создать специальные условия, чтобы обогатить представления дошкольников о различных видах профессий, сформировать у детей уважительное отношение к труду, побудить их начать поиск своего любимого дела. Успеха в этом направлении можно достигнуть, ведя поиск новых, доступных и интересных детям форм, методов, технологий.
В качестве целей такой работы указываются следующие:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается, с одной стороны, в диагностике развития, позволяющей определить интересы, склонности и индивидуальные особенности детей.
С другой стороны, в методах воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей в соответствующей предметно-развивающей среде.
Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для профориентационной работы, именно в этом возрасте у детей, продолжают развиваться образное мышление, произвольная память, устойчивость, распределение, переключаемость внимания и расширяется общий кругозор.
Стоит отметить, что для успешной реализации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные, психологические и личностные особенности детей этого возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется мало дифференцированными представлениями ребят о мире профессий, известных только по названиям и ряду внешних признаков (например, по форме одежды, предметам труда и т.д.). Не взирая на то, что старшие дошкольники уже частично знакомы с наиболее распространенными видами труда (например, продавец, воспитатель, повар, водитель, врач, учитель, парикмахер, пожарный и т.д.), все же необходимо давать детям больше информации для расширения их кругозора и представлений о других профессиях, возникающих в современном мире. Поскольку зачастую представления о профессиях у старших дошкольников ограничены небогатым жизненным опытом, который они черпают из ближайшего окружения (к примеру, работа родителей, родственников и т.д.). И зачастую данные знания бывают весьма поверхностными и разрозненными. Поэтому для того, чтобы воспитать у старших дошкольников уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о различных видах профессий, о роли труда в жизни людей, о продуктах труда.
Старшие дошкольники понимают общественную значимость итогов труда разнообразных профессий, а также сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, методы достижения поставленной цели. Они знают, зачем нужна работа воспитателя, доктора, пожарного, водителя, строителя, повара, парикмахера и т.д. Кроме того, у старших дошкольников формируется умение оценивать свою трудовую деятельность и деятельность другого человека. Что помогает развить у них осознанный интерес к деятельности взрослых и итогам их труда.
При этом формировании представлений о различных профессиях наибольшую трудность вызывает вычленение продуктов труда. Большинство ребят зачастую путают итоги трудовой деятельности с процессом труда
(например, педагог – «учит детей», пожарный – «тушит пожар» и т.д.).
Самостоятельная дифференцировка данных компонентов структуры трудового процесса довольно затруднена в тех профессиях, где итоги труда нельзя увидеть. В особенности это касается сферы услуг.
Другая характерная особенность детей старшего дошкольного возраста состоит в субъективном, зачастую неопределенном, ситуативном представлении о своих способностях, а также с неумением сравнить их с критериями и требованиями профессиональной деятельности. В этом возрасте ребята еще не принимают во внимание такие факторы, как содержание труда, условия работы, престижность профессии, уровень вознаграждения и т.д.
В представлениях старших дошкольников о профессиях имеются значительные половые различия. Девочки предпочитают профессии системы
«человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-природа»
(например, врач, парикмахер, продавец, учитель, повар, ветеринар и т.д.). А мальчики в первую очередь отдают предпочтение профессиям системы
«человек-техника» (например, водитель, строитель и т.д.) и также профессиям системы «человек-человек» (например, пожарный, полицейский, военный, моряк и т.д.).
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий .
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
-называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Таким образом, старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для профориентационной работы, именно в этом возрасте у детей, продолжают развиваться образное мышление, произвольная память, устойчивость, распределение, переключаемость внимания и расширяется общий кругозор. Если при организации профориентационной работы учитывать все эти возрастные особенности, тогда ребенок с интересом будет познавать мир профессий, будет развиваться мотивация к труду, а также внутренние психологические ресурсы, такие как трудолюбие, познание, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, бережливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ АПЕВАЛИНОЙ И.В.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...
Профориентация у детей старшего дошкольного возраста
Профориентация у детей старшего дошкольного возраста (отчет о проделанной работе)...
Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.Клубный час «Я в мире профессий»
laquo;Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»В методической разработке &la...
Картотека игр по профориентации для детей старшего дошкольного возраста
Подборка игр по профориентации...
Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста
Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...