Профориентация у детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Профориентация у детей старшего дошкольного возраста (отчет о проделанной работе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация у детей старшего дошкольного возраста
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте».
А.С. Макаренко
Профориентация – неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок знакомится с атрибутами разных профессий.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда.
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В связи с этим с детьми проводилась определенная работа в этом направлении. Разработан перспективно-тематический план по профориентационной работе с детьми, дополнительная программа по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий»
Большое внимание мы уделяем построению предметно-пространственной развивающей среды. Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
В своей работе мы используем методы и приемы: наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Был реализован проект «Профессии наших родителей».
Стараемся, чтобы материал проходил через все образовательные области. Большое внимание уделяем материалам по профессиям.
Речевое развитие:
Занятие: «Составление рассказов на тему «Труд людей осенью»
Занятие: Беседа «Что нам осень подарила?»
Занятие: Развитие речи. Придумывание сказки на тему «Волшебная иголочка».
Занятие: Составление рассказа на тему «Если был бы я художником».
Театрализованное представление «Заяц – портной», «Айболит».
Агитбригада «Военные».
Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий, сюжетных картинок о профессиях.
Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям.
Знакомство с литературными произведениями:
Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы».
С. Маршак «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»
Б. Житков «Что я видел?»
В. Маяковский «Кем быть?
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Е. Пермяк «Пропавшие нитки»
Энциклопедия для детей «Хочу все знать
Пальчиковые игры: «Строители», «Маляры», «Кузнец», «Почта», «Пекарь», «Повар», «Напёрсток», «Художник», «Капитан»
Познавательное развитие:
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. «Как рождается хлеб».
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Опасный лед.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Наряды куклы Тани.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Наши защитники.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Путешествие в прошлое пылесоса.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром.
В гостях у художника.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Профессия артист.
Конструирование «Машина для своего груза»
Конструирование «Наш микрорайон».
Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения.
Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Петрушка осваивает профессии», «Мастерская по ремонту», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Определи по предмету профессию», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадай по результату профессию».
Одной из форм работы с детьми являются экскурсии, для знакомства дошкольников с миром профессий.
Мы сотрудничаем с детской библиотекой. Работники библиотеки охотно рассказывают о своей работе, подбирают для детей нужную литературу, готовят презентации и выступления о разных профессиях. Даже мы взрослые открываем для себя что-то новое о мире профессий.
Сотрудники детской художественной, музыкальной школы, центра детского творчества тоже всегда откликаются на наши просьбы. Пожарная часть –любимое место для экскурсии наших мальчишек.
Взаимодействие с социумом помогает сделать профориентационную работу содержательней, интересней, приблизить к реальным условиям.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «Автотранспортное предприятие», «Военная база».
Художественно-эстетическое развитие:
Занятие: Рисование. «Солдат на посту»
Занятие: Рисование. «Наша армия»
Занятие: Рисование. «Космонавт»
Занятие: Рисование. «Ракета в космосе»
Конкурс рисунков «Кем быть?»
Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Безусловно, работа по ранней профориентации невозможна без участия родителей. Родители помогают в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Оказали помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для сюжетно – ролевых игр, в музыкальной подборке по теме проекта (песни о представителях разных профессий).
Родители с удовольствием приходят на встречи с детьми, рассказывают о своей профессии, показывают результаты своего труда, участвовали в подготовке к конкурсу стихов о профессиях, к викторине, оформили стенгазету «Все профессии важны». Оформили альбом «Профессии моих родителей»
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина – Москва: «Педагогическое Общество России», 2000. – 128с. – Текст: непосредственный.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова. – Москва: Издательство: Сфера, 2006. – 144с. – Текст: непосредственный.
3. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л. В. Куцакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. – Текст: непосредственный.
4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. А. И. / Учите, играя Максаков –Москва: Просвещение, 1983. - с.144с. – Текст: непосредственный.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – Текст: непосредственный.
6. Савина, И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Савина. // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 2. – с. 4-13. – Текст: непосредственный.
7. Печерская А. Н. Хрестоматия для детского сада. Старшая группа. ФГОС ДО / А. Н. Печерская – Москва: Издательство: Русское слово, 2016. – 328с. – Текст: непосредственный.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина Москва: Гном, 2013. – 96 с. – Текст: непосредственный.
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ АПЕВАЛИНОЙ И.В.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...
Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.Клубный час «Я в мире профессий»
laquo;Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»В методической разработке &la...
Картотека игр по профориентации для детей старшего дошкольного возраста
Подборка игр по профориентации...
Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста
Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...
Презентация "Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста"
Способствовать эффективному развитию у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности....