Методическая разработка по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.Клубный час «Я в мире профессий»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В методической разработке «Я в мире профессий» предоставлен авторский конспект клубного часа.
Материал предназначен для всех категорий педагогических работников, а также всех интересующихся данной проблематикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taksheeva_ls_klubnyy_chas_ya_v_mire_profesiy.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 36 Петроградского района
Санкт-Петербург
Методическая разработка по ранней профориентации
для детей старшего дошкольного возраста.
Клубный час
«Я в мире профессий»
Авторы – составители:
Такшеева Лидия Сергеевна,
старший воспитатель
2022г.
«Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В методической разработке «Я в мире профессий» предоставлен авторский конспект клубного часа.
Материал предназначен для всех категорий педагогических работников, а также всех интересующихся данной проблематикой.
Содержание
Пояснительная записка 4
1. Содержание клубного часа 6
2. Ход клубного часа 8
3. Список литературы 11
Приложение
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Как правило, профориентация начинается лишь в общеобразовательных школах. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
В основном эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и другой деятельности. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от грамотно организованной работы педагогов, спланированной с учетом требований ФГОС ДО. Чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, была организована творческая группа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Новизна методической разработки: в данном материале применяется технология социализации «Клубный час», интересная, доступная и эффективная для детей, в соответствии с ФГОС ДО.
Цель: повышение представлений о профессиональной деятельности человека у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, через игровую деятельность.
2. Закрепление представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
3. Развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас детей в процессе общения.
4. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста:
1. Через различные формы работы и виды деятельности у детей сформируются представления о трудовых действиях совершаемых взрослыми и о результатах труда.
2. У детей повысятся коммуникативные способности, обогатится словарный запас.
3. Сформируется уважительное отношение к людям разных профессий.
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что здесь представлены конспект мероприятия с детьми.
1. Содержание клубного часа
Место проведения: группы, музыкальный зал.
Участники: воспитанники старшей и подготовительной групп.
Тип Клубного часа: тематический.
Время проведения: I-я половина дня (1-1,5 часа).
Ресурсное обеспечение: звонок, маршрутные листы, развивающее оборудование, пособия и игры.
Предварительная работа с педагогами:
- обсудить организационные моменты,
- определить количество групп, участвующих в мероприятии,
- уведомить воспитателей о времени проведения «Клубного часа»,
- подготовить игровые Центры для проведения Клубного часа:
Предварительная работа с детьми:
- беседы с людьми различных профессий;
- сбор фотографий на тему «Профессия моих родителей»,
- обсудить с детьми правила поведения во время «Клубного часа».
Предварительная работа с родителями:
- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей.
План мероприятий:
1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)
2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по звонку колокольчика возвращение в группу).
По своему усмотрению дети посещают любую группу, где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу.
*группа «Гномики»– «ФОТОСТУДИЯ»: фотограф, стилист и визажист.
*группа «Солнышко» – «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»: архитектор, дизайнер интерьера и строитель.
*группа «Непоседы» – «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ» -
*музыкальный зал – «ТЕАТР»: актеры и музыканты.
По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», где каждый участник делится впечатлениями (с какими профессиями познакомились, что делали).
3. Итог.
После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом совете педагоги обмениваются мнениями:
- что делали дети, приходя на их территорию, что было особенного в их поведении;
- как реагировали дети, которые находились в своей группе, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать;
- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
2. Ход клубного часа
ЗВЕНИТ ЗВОНОК – оповещение о начале Клубного часа. Ритуал приветствия:
Доброе утро, девочки и мальчики!
Собрались все дети в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Влево, вправо повернись,
Другу своему ты улыбнись.
Дружбой надо дорожить,
С нею проще, легче жить!
А сейчас сядем рядком
Да поговорим ладком (звучит легкая музыка).
- У нас сегодня необычный день. В нашем детском саду сегодня Клубный час под названием «Профессий много разных есть…». Мы с вами в последние дни много говорили о профессиях вообще, о профессиях ваших родителей, о профессиях нашего детского сада, читали много произведений на эту тему.
Я хочу пожелать вам, ребята,
Чтобы вырос из вас Человек!
Кем вы станете, ещё не знаете,
Но прошу всех это учесть:
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь.
- Я объявляю наш Клубный час «Я в мире профессий» открытым!
- Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как тяжело выбирать! И врачом хочется стать, и юристом, и артистом. Вот поэтому уже сейчас нужно готовиться к серьезному выбору. И поможет вам в этом, я надеюсь, наш Клубный час. Ведь у вас появится прекрасная возможность примерить на себя ряд профессий: побывать на приеме у врача, посетить кабинет лечебной физкультуры, почувствовать себя в роли супермодели мирового масштаба, стать посетителями фотостудии, можете заглянуть в косметический салон и представить себя в роли косметолога-профессионала и т. д.
2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ во время Клубного часа.
- Для начала, давайте вспомним, что же надо делать во время прохождения Клубного часа? Давайте вспомним правила Клубного часа. Гость нашего рефлексивного круга – Незнайка. Вот мы и будем передавать его друг другу, и знакомить с правилами. Помните: правило говорит тот, у кого в руках Незнайка. Итак, начинаем:
Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;
Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
Говори спокойно;
Ходи спокойно, не толкайся, не кричи;
Возвращайся в группу по сигналу звонка;
Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;
Доводи начатое дело до конца.
- Молодцы! Вот такие правила необходимо соблюдать. Иначе, у вас у всех есть красные кружочки и, если правила будут нарушены, у вас их заберут. В следующий раз, для тех детей, кто их нарушил, Клубного часа не будет.
- Сегодня…действуют 4 ЦЕНТРА:
- Вам необходимо определится с выбором Игрового Центра (самостоятельный выбор детей).
- Итак, выбор сделан, звучит второй звонок, который приглашает вас в Игровые Центры. Но не забывайте, по очередному сигналу звонка, все возвращаются в начальную точку нашего Клубного часа, в музыкальный зал.
3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ.
Каждый центр разбит на несколько игровых зон, которые отражают разнообразные направления деятельности (профессии).
«ФОТОСТУДИЯ»: фотограф, стилист и визажист: визажист с помощь аквагрима делает макияж, стилист подбирает одежду, а фотограф делает фото, предлагает варианты, фотографирует.
«СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»: архитектор делает рисунок дома, дизайнер интерьера расставляет мебель, а строитель строит дом с помощью конструктора.
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ» -ученые экспериментируют, делают опыты с помощью различных материалов.
«ТЕАТР»: актеры и музыканты выбирают роли, примеряют образ и исполняют роли, ставя постановки.
Дети выбирают игровую зону, распределяют роли, администратор-педагог подсказывает, консультирует по поводу развития сюжета игры, т. е. руководит игрой, наталкивая на ролевые взаимодействия.
Ознакомление с профессиями происходит через проигрывание, проживание самим ребенком той или иной ситуации в какой-либо «профессиональной» роли.
4. СБОР В МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАЛЕ - ОКОНЧАНИЕ КЛУБНОГО ЧАСА.
Собрались все дети в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Влево, вправо повернись,
Другу своему ты улыбнись.
Дружбой надо дорожить,
С нею проще, легче жить.
- Ребята вам понравился наш ГОРОД ПРОФЕССИЙ? Все принесли кружочки? Если красные кружочки у вас все сохранились, то все правила были выполнены. Пока вы путешествовали по детскому саду, вас здесь дожидался наш Незнайка, его вы будете передавать друг другу и делиться впечатлениями, расскажете, что вам больше всего запомнилось.
5. РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ (проводится в группах).
По окончании Клубного часа, ребята в своих группах, вместе с воспитателями, обсуждают, какие игровые центры посетили, что им понравилось, что их удивило)
- Расскажите мне, где вы были, чем занимались, понравился ли вам Клубный час? Нужно слушать друг друга внимательно, не перебивая. Поделитесь своими впечатлениями?
- Ребята, мы за вас очень рады, вы - такие молодцы. Мы уверены, что вам было очень интересно. Наш Клубный час «Я в мире профессий» для вас большое событие, возможность побывать в любом уголке детского сада самостоятельно. Судя по вашим рассказам, вам очень понравилось. С нетерпением будем ждать следующего «Клубного часа» и, надеемся, он будет так же очень интересен.
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА КЛУБНОМ ЧАСЕ!
3. Список литературы:
1. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» М: Вентана-Граф, 2015.— 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЮ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ КОСМОНАВТ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Виртуальная экскурсия "Профессия Космонавт" Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Включает "космическую музыку")Воспитатель:Какие ассоциации вызвала у вас эт...
методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "вода - источник жизни"
занятие предполагает использование мультимедийных технологий...
Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...
Конспект НОД "Путешествие в мир профессий!" по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста
Ранняя профориентация позволяет расширить представления детей о разных профессиях и о роли их в жизни людей....
Конспект занятия по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста "Все профессии важны!"
Данный материал будет интересен педагогам ДОО работающим по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Профессии моих родителей"
Данная методическая разработка предназначена для воспитанников 5-6 лет, которая включает в себя знакомство детей с профессиями родителей, составление небольших рассказов. Презентация этих рассказов на...