Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
проект
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования семейных ценностей, традиций, психологической поддержки семей.
Актуальность и перспективность разработки данного проекта обусловлена современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в законе «Об образовании Российской Федерации», заключающимися в важности развития личности воспитанника и в необходимости включения родителей в образовательный процесс, как полноценных его участников. В период вынужденной изоляции и в условиях ограничения проведения массовых совместных мероприятий в образовательных учреждениях данный проект реализуется в онлайн-формате.
Предметом проектирования является создание системы психосоциальной поддержки воспитанников и их семей.
В связи с этим перед педагогами была поставлена цель - подбор и разработка таких форм, методов и приемов работы с семьями воспитанников, которые бы позволили обеспечить повышение социально-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и образования детей, преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании детей.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, родители воспитанников, воспитанники групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет.
Планируемые результаты:
- повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в жизни детского сада;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания, образования детей, и укрепление семейных ценностей и традиций;
- повышение уровня развития способностей детей в различных видах деятельности, который проявляется через развитие самостоятельности, расширение способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, целенаправленность действий, проявление творческой активности, расширении словаря, развитии мелкой и крупной моторики, укреплении здоровья, выносливости, развитии физических качеств, проявление интереса и готовности к выполнению поисковой деятельности;
- повышение творческой активности, профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Семейные мастерские" | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи»
Актуальность и перспективность разработки данного проекта обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе образования, современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в законе «Об образовании Российской Федерации».
Изменившиеся цели образовательной деятельности, направленные на развитие личности воспитанника и включение семьи в образовательный процесс, влекут за собой изменения в формах и методах воспитания и обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы дошкольного образования, в которой ведущим является системно-деятельностный подход, раскрывающий для нас технологией Семейных мастерских, объединившей в себе метод педагогических мастерских (французских мастерских) используемый во многих странах мира, и такую форму работы с семьями, как семейная гостиная.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования семейных ценностей и традиций.
Семейная мастерская – разработанная нами форма организованной педагогами совместной семейной деятельности, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего психолого-педагогического опыта (своей психологической или педагогической системы).
Цель Семейной мастерской - создание психолого-педагогического пространства, позволяющего всем участникам образовательных отношений (педагогам, родителям, детям) повысить профессиональный, педагогический и личностный уровень, укрепить партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи.
Задачи Семейной мастерской:
- создать условия для мотивации участников на преобразование своей деятельности и процесса взаимодействия;
- способствовать формированию и укреплению семейных ценностей и традиций;
- продемонстрировать эффективность технологий, форм и средств обучения, воспитания, системы работы и др., которыми владеет ведущий мастерской и которые обеспечивают продуктивное решение задач, стоящих перед современным образованием и семьей.
Особенности Семейной мастерской
Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть и формирование мотивации к дальнейшему познанию, и создание завершенных проектов на основе полученных знаний.
«Таблица 1 «Алгоритм деятельности Семейной мастерской»
этапы работы в мастерской | цель этапа | задачи этапа |
ориентировка на выполнение задач мастерской | -создание эмоционального настроя и мотивации участников к творческой деятельности; -формирование личного отношения к предмету обсуждения. | - вызывать ассоциации, воспоминания, вопросы; - побуждать участников мастерской к действию. |
информационный запрос | -формирование информационного поля. | - поставить проблему и отделить известное от неизвестного; - осуществить работу с информационным материалом: технологиями, методиками, средствами, подбор материалов для последующей творческой работы. |
творческий процесс | -организация коллективной и индивидуальной работы участников мастерской для создания нового творческого продукта. | - обсудить и выдвинуть гипотезу, способы решения проблемы и создания творческой работы. |
итог творческого процесса | -предъявление созданного продукта всем участникам мастерской. | - соотнести результаты творческого процесса участников мастерской с поставленной целью. |
рефлексия и коррекция своей деятельности | - самоанализ своих чувств, эмоций, отношения к происходящему; -анализ «потерь и приобретений» в процессе работы в мастерской. | -усовершенствовать уровень педагогического, личностного мастерства; - создать условия для корректировки творческого продукта или создания нового варианта. |
Чем определяется и как реализуется воспитательный и образовательный потенциал Семейной мастерской
1 Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает условия выбора и возможности самореализации.
2. Предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта содействует формированию интереса к альтернативной точке зрения, дает толчок для саморефлексии; побуждает слушать и слышать другого, вступать в диалог, обсуждать; доверительная среда взаимодействия рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения.
3. В Семейной мастерской естественным путем происходит реализация духовно-нравственного воспитания и укрепление партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи.
4. Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества.
Встречи в рамках семейных мастерских проводятся 1 раз в месяц. К каждому занятию готовятся буклеты «Советы родителям», красочное приглашение. По окончании каждой встречи семьи получают творческое домашнее задание, которое предусматривает ненавязчивое вовлечение детей в коллективное выполнение работы:
- семейная газета: «Мой малыш день за днём»;
- фотовыставка: «Я и моя мама»;
- фотоконкурс «Играем вместе»;
- проекты: «Законы нашей семьи»; «Семейные реликвии»;
- сочинения: «Письмо своей семье через 10 лет»;
- книга: «Сколько звёзд в моей семье!»;
- съёмка видеофильма: «Игры всей семьёй».
В период реализации проекта родители и дети внутри семьи выходят на новый – партнёрский уровень взаимоотношений: изучить – познать – принять – понять – помочь.
Родители совместно со своими детьми занимаются большой поисковой и творческой работой: сбор и систематизация материала по истории и традициям своей семьи, выпуск стенных газет, съёмка видеофильма о своей семье, подготовка выставки достижений своей семьи, выступление на итоговом конкурсе-презентации. Внедрение таких методов работы с семьями приносит свои положительные результаты как в профилактическом, так и в психологическом и воспитательном аспектах. Все действия, предпринятые в ходе реализации проекта, позволяют достичь не только главной цели, но и значительно повысить профессиональный уровень специалистов и педагогов, работающих с семьями, а также уровень родительской отзывчивости.
Активное ненавязчивое вовлечение семей в творческий процесс обеспечивает выход семьи из возможных противоречий и вовлекает в самообразовательную и созидательную деятельность, способствует гармоничным взаимоотношениям внутри семьи.
Участники проекта: педагоги, родители воспитанников, воспитанники старшего дошкольного возраста ДОУ.
Этапы реализации проекта:
I модуль – Ознакомительный (выявление знаний родителей, детей о семейных ценностях и традициях).
Формы работы:
- Анкетирование родителей на тему: «Семейные ценности и традиции».
2. Беседа с детьми об их семье и семейных традициях.
II модуль – Просветительский
Формы работы:
1.Консультации для родителей
2.Родительский клуб «Семейные мастерские»
III модуль - Заключительный
1. Совместное изготовление семейной газеты «Я и моя семья».
2. Создание совместной презентации «Мамина профессия».
3. Фотовыставка «Наша дружная семья».
IV модуль – Диагностический (оценка результативности реализации проекта).
Формы работы:
- Диагностика детско-родительских отношений (Опросник для родителей ВРР «Взаимодействие «родитель-ребенок» И.М. Марковской).
- Оценка творческих способностей детей (Тест дивергентного мышления для детей 5-7 лет (Модификация Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой).
- Анкетирование педагогов на тему: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога».
(Полное описание проекта и используемого диагностического инструментария представлено в Приложении к проекту).
Результативность реализации проекта
По итогам реализации данного проекта, отмечена положительная динамика у всех участников образовательных отношений:
- Повышена активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в жизни детского сада.
- Отмечено повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания, образования детей, и укрепление семейных ценностей и традиций.
- Диагностировано повышение уровня развития способностей детей в различных видах деятельности, который проявляется через развитие самостоятельности, расширение способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, целенаправленность действий, проявление творческой активности, расширении словаря, развитии мелкой и крупной моторики, укреплении здоровья, выносливости, развитии физических качеств, проявление интереса и готовности к выполнению поисковой деятельности.
- Отмечено повышение творческой активности, профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
(Полное описание результатов реализации проекта с демонстрацией таблиц и диаграмм представлено в Приложении к проекту).
Результаты диагностических исследований продемонстрировали, что нетрадиционные формы с семьями в рамках Семейных мастерских способствуют формированию и укреплению семейных ценностей и традиций, выстраиванию гармоничных семейных взаимоотношений, а также партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи.
Исходя из полученных результатов деятельности по проекту, мониторинга востребованности данной формы сотрудничества с семьями в условиях дошкольного учреждения и пожеланий семей, мы планируем дальнейшее его развитие и распространение положительного опыта.
(Презентация проекта прилагается к конкурсной работе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....
Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.
Свои самые первые уроки в жизни ребенок получает именно в семье....
Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.
Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у детей представления о труде взрослых в детском саду»
Сюжетно-ролевая игра...
Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи».
Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи»....
Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".
В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе с помощью мессенджеров, с...
Опыт работы на тему: "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи".
Презентация и доклад опыта работы по теме....