Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.
методическая разработка на тему
Свои самые первые уроки в жизни ребенок получает именно в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.
Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для его полноценного развития .
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, перегруженность бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и, прежде всего, на его творческих способностях.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности. Поэтому музыкальный руководитель должен проявить инициативу, наладить контакт с родителями и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Музыкальный руководитель – это не только педагог детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей.
Исходя из всего этого я поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- установить партнёрские взаимоотношения в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- обеспечить преемственность музыкального воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- пробудить интерес к семейным обычаям и традициям;
- формировать нравственную культуру детей и родителей;
- обогащать совместный эмоциональный опыт всех членов семьи;
- способствовать развитию коммуникативных навыков , доброты и взаимопонимания в семье.
Чтобы наладить более тесные взаимоотношения с семьей необходимо выстроить свою работу с родителями последовательно и планомерно. Для этого мною был намечен следующий план работы:
- знакомство с родителями ;
- педагогический мониторинг – знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами;
- формирование установки на сотрудничество ;
- педагогическая поддержка и помощь ;
- организация совместных праздников;
- привлечение родителей к активному участию в празднике; к изготовлению костюмов и атрибутов; к оформлению зала.
При организации по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей я использую различные формы взаимодействия с родителями - как традиционные, так и нетрадиционные:
- информационно-аналитические: анкетирование ;
- наглядно-информационные: стенды, папки-передвижки, фотовыставки;
- познавательные: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, презентации, открытые просмотры НОД, совместное создание развивающей среды.
- досуговые: совместные праздники и развлечения.
Такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. В работе с семьёй я использую следующие подходы -
индивидуальный подход; сотрудничество; системность; гуманизация.
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семье, повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений, но самым интересным и привлекательным является досуговое направление. Из опыта работы мы знаем, что родители охотно идут на контакт, выражают свое желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все что связано с их ребенком вызывает неподдельный интерес. Любое совместное мероприятие позволяет родителям видеть успехи и проблемы своего ребенка, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Совместные праздники устанавливают теплые, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Праздник – яркое событие в жизни ребенка. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители.
Хорошей традицией нашего сада стало проведение совместных праздников: «День матери», праздники, посвященные Дню Защитника Отечества, «Масленица», «8 Марта» . Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Дети, мамы, папы, бабушки, дедушки принимают активное участие в играх, конкурсах, поют песни, частушки, читают стихи, танцуют. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателей и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались.
Каждому празднику предшествует предварительная работа:
- определить цель и задачи мероприятия для детей, родителей, педагога;
- разработать сценарий;
- составить план проведения мероприятия;
- индивидуальные беседы и консультации с родителями;
-индивидуальная работа с детьми, воспитателями;
- подготовить предметную среду, атрибуты;
- подобрать музыкальный материал с учетом музыкальных возможностей детей и родителей;
- подготовить костюмы;
- продумать оформление зала.
Такие праздники готовятся не один день. Это кропотливая и трудная работа. Чтобы праздники были более интересными и содержательными я стараюсь разнообразить формы проведения праздников: это и КВН, «Посиделки», «А ну-ка, папы», «Моя мама лучше всех», «Семья вместе – так и душа на месте» и т.д. Родителям даются домашние задания: выучить песню, стихотворение, частушку, изготовить соответствующий костюм. Например, при проведении праздника «Семья вместе, так и душа на месте» дети соревновались с родителями в пении частушек, показывали знание пословиц о семье, о доме; демонстрировали семейные таланты: пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, читали стихи.
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
При подготовке праздника ««Моя мама лучше всех» все творчески подошли к выполнению заданий. Мамочки показывали свои знания и умения: кто больше знает сказок, колыбельных песен, пели детские песни вместе с детьми, давали интервью «корреспонденту»:знают ли они друзей своего ребенка; чем увлекается их ребенок, его любимое блюдо и т.д. Показывали свои умения на кухне:, кто быстрее почистит картошку, приготовит салат, сервировали стол, а дети были активными помощниками.
Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, внуки – бабушками и мамами , а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Такой праздник как «День защитника Отечества» не обходится без участия пап. Папы вместе с детьми соревнуются в ловкости, смекалке, участвуют в играх и конкурсах. Этот праздник всегда проходит на большом эмоциональном подъеме. Родители хорошо узнают друг друга в совместных играх, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, воспитывается чувство взаимопомощи. Дети видят положительный пример общения и отдыха.
Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: детей, родителей, воспитателей. Такие праздники помогают родителям стать для своих детей настоящим другом и авторитетным наставником.
Каждый праздник заканчивается чаепитием, а каждый участник праздника получает подарки, сделанные своими руками.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, которые мы устраиваем перед каждым мероприятием. Это и поделки из природного материала, и совместные рисунки, предметы рукоделия и т.п. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Совместные праздники надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они помогают пробудить интерес к своей родословной, к семейным традициям и обычаям; формируют нравственную культуру детей и родителей; способствуют развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания, взаимовыручки; воспитывают чувство гордости за свою семью.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разнообразные формы работы, то родители становятся единомышленниками и помощниками в музыкально- образовательном процессе с детьми . Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству,
Результатом взаимодействия стал возросший интерес к работе детского сада со стороны родителей , их активность, мероприятия из разряда развлечений для родителей перешли в средство формирования духовно-нравственной культуры детей и родителей, создана атмосфера взаимоуважения.
Я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. А любовь к близким, к своей семье формирует любовь к Родине.
Музыкальный руководитель МДОАУ № 30
Несмеянова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ
Материал раскрывает пути оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с целью решения актуальны...
Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей.Детский сад №20 группа «Радуга»
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...
Формирование взаимоотношений детей , родителей и педагогов через совместную игровую деятельность
Формирование взаимоотношений детей , родителей и педагогов через совместную игровую деятельность...
«Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей».
Театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует эффективному эмоциональному развитию детей....
Взаимодействие детского сада с родителями через совместную театрализованную деятельность
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...