«Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи» (из опыта работы)
материал (старшая группа)
Если спросить любого родителя, что входит в это понятие «семейные ценности», каждый ответит – что это любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Это и есть фундамент, на котором строится ячейка общества, залог ее прочности и долговечности.
Семейные ценности – это чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома.
Примеров семейных ценностей можно привести много. Но я остановлюсь только на основных...
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи» (из опыта работы)
Воспитатель: Н.Н.Половинченко.
Если спросить любого родителя, что входит в это понятие «семейные ценности», каждый ответит – что это любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Это и есть фундамент, на котором строится ячейка общества, залог ее прочности и долговечности.
Семейные ценности – это чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома.
Примеров семейных ценностей можно привести много. Но я остановлюсь только на основных.
Любовь к семье
Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием их защищать, быть постоянно рядом.
Доброта
Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным.
Взаимопонимание
Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей.
Уважение
Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена семьи, недопустимости «переламывания» одного под интересы и потребности другого.
Трудолюбие
Это уважительное отношение к делу, усердие в работе.
Забота
Отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека.
Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Соблюдение традиций – это путь к единению семьи. Традиции могут быть самыми разными: совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, совместное приготовление пищи, сказка перед сном, рассказанная мамой, и еще много разных мелочей.
Так какую же роль несут в себе семейные традиции?
Благодаря знаниям о семейных ценностях и обычаях сохраняются теплые отношения между разными поколениями. В семье сохраняется ощущение стабильности и мира, поскольку традиция, которая происходит в определенный день, создает чувство ритма и порядка. Традиции дают ощущение опоры и помогают «удержаться» когда семья находится в кризисе. Ведь один из лучших способов восстановить связь со своей семьей – это совместная деятельность. Традиции нужны для того, чтобы в будущем дети понимали, что их мир знакомый, понятный и любимый.
Но не только это укрепляет и положительно влияет на эмоциональную сторону жизни как ребенка, так и взрослого, а еще соблюдение традиций положительно сказывается на развитии речи дошкольников. А в наше время «гаджетов», когда ребенок проводит у экранов огромное количество времени – это наиболее актуально. Ведь когда семья организовывается для проведения любых традиций – ребенок слышит живую речь и видит их артикуляцию, перенимает и копирует интонацию, расширяет свой активный словарный запас. Так же это развивает все высшие психические функции, такие как память, воображение, мышление.
После бесед с детьми, я выяснила, что они мало знают о жизни своих родных, об их детстве. А в беседе с родителями оказалось, что не во всех семьях соблюдаются традиции.
Поэтому внедрение работы по формированию семейных ценностей обеспечило оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, ее прошлому и настоящему. Создало условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций. Укрепило отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Итак, я предложила родителям подумать и рассказать какие всё-таки традиции существуют в их семье, помимо общепринятых календарных праздников, таких как: празднование нового года, дней рождений, Пасхи и т.д.
Оказалось, что в семье Саши - это занятие спортом с папой. Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Катание на коньках по субботам в семье Матвея. Совместный вечерний досуг в семьях Димы и Кати - настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы и т.д. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
Это ежегодные поездки к бабушке и дедушке у Матвея. Совместные путешествия - это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой. Совместное изготовление поделок в детский сад в семье Полины. В семье Киры – это празднование дня деревни, когда они приезжают к бабушке, а так же чтение детям книги на ночь.
Участие родителей и других членов семьи в образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важно то – с какой гордостью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые так много знают, так интересно рассказывают. Совместно с родителями мы решили создать в группе семейный альбом. В ходе сбора материалов для фотоальбома, повысилась активность, сплоченность педагогов, родителей и детей. Такое взаимодействие позволило ближе познакомиться с семьями, их составом, интересами, получить нужную для воспитателей информацию, которая поможет наладить тесную связь между педагогами и родителями, педагогами и детьми, родителей между собой и, конечно, каждой семье со своим ребенком.
С любовью оформленные странички, дети постоянно рассматривают, рассказывают о членах своей семьи, показывают гостям группы. На материалах альбома в группе проводятся самые разнообразные мероприятия, занятия и беседы такие как: Беседа «Моя любимая игрушка», «Мир детства мам и бабушек, пап и дедушек», образовательная деятельность «Сядем рядком – поговорим ладком». Так же ребята больше задумались о себе, узнали о своих родных. Главные выводы, к которым я пришла, наблюдая за детьми и их родителями в процессе работы с альбомом «Моя семья», сводятся к следующему:
подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье;
у детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам;
у детей правильно формируется важное социальное понятие «семья».
У мамы Данила возникло желание создать герб своей семьи. Я поддержала ее инициативу и предложила другим семьям поучаствовать в этом творческом процессе.
Фамильный герб - это набор определенных символов, олицетворяющих характерные черты определенной семьи. Родители и дети осознали значимость такой работы. Дети и родители вместе обсудили процесс создание герба, договорились о символах, которые будут изображены, о фоне и о смысле, вложенном в нем, отразили уникальность своей семьи. В группе была организована выставка «Герб моей семьи».
Заключительной формой работы с родителями по формированию семейных ценностей стало проведение «Дня добрых дел». Доброту и трудолюбие ребенок перенимает у своей семьи. Проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту - этому нужно учить. Цель: воспитывать добрые, человеческие взаимоотношения; побуждать стремление совершать добрые дела и поступки, воспитывать трудолюбие. Ребята группы с огромным удовольствием и старанием помогали своим родным в уборке квартиры, приготовлении пищи, уборки палисадников. У детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, они научились делать простые выводы о необходимости помогать старшим, своим бабушкам и дедушкам.
Я верю, что благодаря работе по формированию семейных ценностей, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатится словарный запас детей. Возродились семейные традиции, укрепились семейные узы, появилось уважительное отношение к старшему поколению и гордость за свою семью. А родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...
« Организация совместной работы родителей и педагогов по формированию семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность».
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и ...
РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...
Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»
Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...
Опыт работы на тему: "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи".
Презентация и доклад опыта работы по теме....
Авторская статья. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников...