Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
материал на тему
Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителяи | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема взаимодействия ДОУ с семьями в настоящее время одна из актуальных. Семья является первым проводником ребёнка в жизнь. Именно здесь формируются отношения ребёнка к миру, к окружающему. Мама и папа – это образцы для подражания. За поведением ребёнка, особенностями его взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их принципы, их поведение. Многие родители не задумываются над этим, не знают особенности развития ребёнка, как поступить в той или иной ситуации. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считая, что детский сад это место, где приглядывают за ребёнком пока они на работе. Зачастую детскому саду и семье не хватает взаимопонимания, чтобы понять и помочь друг другу именно по этой причине.
В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. По ФГОСДО требуется выстраивание диалога ДОУ и семьи, диалога на основе взаимодействия, сотрудничества, содружества, что в итоге приведёт к созданию единого развивающего пространства для развития каждого ребенка. Качество образования в ДОУ может быть достигнуто только едиными подходами к воспитанию детей со стороны педагогов и родителей. Поэтому вопрос педагогической просвещённости родителей является ключевым на сегодняшний день.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт работы по работе с родителями, которыми пользуются воспитатели, но в ФГОСДО говорится, что данная работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Поэтому современный детский сад нуждается в внедрении новых форм работы с родителями, да и традиционные формы требуют доработки и творческого подхода воспитателя.
Поэтому, набрав новую группу воспитанников, начала работу с анализа социального состава семей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Использовала следующие методы:
- Анкетирование родителей;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Индивидуальные беседы с детьми;
- Посещение семьи ребёнка;
- Наблюдение за взаимодействием родителей и детей во время приёма и ухода домой;
- Наблюдение за ребёнком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
Это позволило мне разделить родителей на три группы (по отношению к воспитательно-образовательному процессу) :
- Родители-лидеры, которые проявляют внимание к воспитательно-образовательному процессу, готовы всегда помочь, видят и ценят работу детского сада;
- Родители-исполнители, которые готовы принять участие при условии значимой мотивации;
- Родители - критические наблюдатели.
На 4 группы по способу организации и привлечения в жизнь детского сада и группы:
- оформление предметно-развивающей среды;
- рукоделие;
- участие в театрализованной деятельности;
- организация детских праздников.
Это позволит мне осуществлять дифференцируемый подход, поможет найти нужный контакт с каждой семьёй воспитанников. Эффективность работы с родителями зависит от психологического настроя. Предпочитаю доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является прочной основой, на которой строится вся работа. От общения родителей с воспитателем зависит отношение семьи к детскому саду в целом. Стараюсь создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, выработать партнёрский стиль общения. Педагоги и родители как партнёры должны дополнять друг друга, преследуя единую цель.
Могу отметить один очень важный момент в работе с родителями. Человек, сделавший что-нибудь, нуждается в оценке своей деятельности. В этом нуждаются и родители. Я всегда благодарю родителей за малейшую работу, за малейшее внимание к жизни группы и детского сада, что положительно влияет на их отзывчивость.
С целью активизации родителей использую следующие формы работы :
- Родительские собрания в нетрадиционной форме;
- Ежедневный непосредственный контакт во время приёма и ухода детей;
- Тематические выставки;
- Анкетирование;
- Консультации специалистов;
- Семейные спортивные встречи;
- Почта доверия;
- Конкурс семейных талантов;
- Совместные экскурсии;
- День открытых дверей;
- Газета «Дружная семейка»;
- Сайт ДОУ;
- Выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями;
- Дни добрых дел;
- Участие родителей в подготовке праздников, досугов;
- Совместное создание предметно-развивающей среды;
- Работа с родительским комитетом группы;
- Беседы с детьми и родителями;
- Наглядно-информационные стенды;
- Совместная театрализованная деятельность;
- Оформление летописи;
- Газета «Лучший опыт семейного воспитания» (в конце учебного года);
- Изготовление костюмов к праздникам;
- Мастер-класс по развитию творческих способностей «Делаем вместе с детьми»;
- Информационная корзина;
Подробнее хочу остановиться на родительских собраниях. Это традиционная форма организации родителей. Родительское собрание позволяет познакомить и сплотить всех родителей между собой, более подробно разобрать воспитательно-образовательные и организационные вопросы и сразу получить рефлексию. Очень тщательно к нему готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Организую собрания с использованием нетрадиционных форм:
- Читательская конференция;
- Аукцион;
- «Семинар-практикум»;
- «Мастер-класс»;
- «Ток-шоу»;
- «Коллективная запись»;
- «Вечера вопросов и ответов».
Такая организация дает возможность нестандартно, в занимательной форме донести до родителей нужную информацию. Родители на таких собраниях являются участниками, а не пассивными слушателями.
Организуя вышеперечисленные мероприятия, стремлюсь обогатить воспитательные умения родителей быть в постоянном контакте со своим ребенком, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт, доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.
Свои самые первые уроки в жизни ребенок получает именно в семье....
Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.
Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подтвердающие организацию и проведение недели методической подготовки...
Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи».
Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи»....
Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".
В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе с помощью мессенджеров, с...
Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"
Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...