Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших групп, обучающих детей основам финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний

Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Стригуновский детский сад

общеразвивающего вида»

Яровая Е.Я

Все вы знаете, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг!   Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.

Как помочь ребенку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда он подрастет?

Слово “экономика” и “дошкольник” лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга.    Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «цена», «деньги», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Суть предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой и др.) экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.

Примерное содержание экономических знаний отражено в пяти основных темах: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег» (деньги, цена), «Мой город» (производство полезных товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга), «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном материале.

Ребенок прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, села, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. А так же математические знания можно рассматривать и как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую (преобразующую) деятельность людей. Дети, приобщаясь к труду, начинают осознавать окружающий природный мир как основной источник жизнедеятельности людей.

Ребенок познает мир предметов, узнает об их назначении, строении, материале, из которого они изготовлены. У ребенка формируется отношение к предметному миру, к предметам материальной культуры. И одновременно он постепенно осваивает экономическую природу окружающих человека вещей, выступающих как имеющий цену товар, как предмет, изготовленный для удовлетворения потребностей людей, который можно заказать и изготовить, купить или продать, обменять или подарить.

Посредством освоения мира вещей ребенок подходит к открытию сложных взаимоотношений в мире людей.  Человек для него открывается новыми гранями: он не только интересный собеседник, помощник, защитник, но и создатель окружающих ребенка вещей. Он — носитель неизвестных ему способов «превращения» материала в предмет, профессионал в какой-либо деятельности.

Ребенка с рождения окружает разнообразный предметный мир, и этот мир влияет на его развитие. С ранних лет малыш узнает, что человеку нужны вещи, техника. В процессе ознакомления с предметами близкого и дальнего окружения (дом, улица, город, страна) у детей формируются системные знания о предмете, первичная система ценностных ориентации.

Помогая дошкольнику открывать мир вещей как результат труда людей, мы раскрываем экономическую природу вещей, предметов, изделий.

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, учитель, сталевар, летчик и др. Но появилось много новых, ультрасовременных профессий, связанных с экономикой и бизнесом: бизнесмен, банкир, финансист, менеджер, маркетолог, брокер, дилер и др.

Каждый человек имеет свою профессию. Интересная профессия — это благо, которым следует дорожить. Хорошая профессия позволит в будущем обеспечить достаток семьи. На основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых у детей воспитывается интерес, уважение к людям разных профессий, желание приобщиться к их труду, ориентироваться на непростом рынке труда.

В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дошкольники получают знания о профессиях, трудовых процессах, специфических для каждой из них, начиная с цели, использования материалов и инструментов и кончая получением ожидаемого результата. В то же время дети подводятся к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

В совместной работе со взрослым старший дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл. Дети начинают осознавать социальную значимость труда, его постоянную необходимость. Приобщение к миру экономических явлений в творческих видах детской деятельности

Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности. В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. Дети изобретают игровые деньги, лотерейные билеты, товарные знаки (условные), варианты упаковок для товаров и т.д. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач.

В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.  

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В сюжетно-дидактических играх производственной тематики дети воспроизводят труд игрушечников (игра «Фабрика игрушек»), модельеров (игры «Дом моделей», «Ателье маленьких красавиц»), кондитеров (игра «Кондитерская фабрика „Лакомка"») и др.

В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, подбирают орудия труда (инструменты и оборудование), овладевают различными трудовыми операциями по изготовлению того или иного «товара».

В  таких играх, как   «Салон красоты», «Рекламное агентство»,   «Строительство дома»,   «Супермаркет»  создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Где продают и покупают товары? Как стимулировать их продажу? Это вопросы, касающиеся маркетинговой деятельности, направленной на реализацию продукции и удовлетворение потребностей людей.

Старшие дошкольники знакомятся с разными формами сбыта продукции: продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) — это своего рода праздники — яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион»), включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.  

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке.   Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей — экономическую.

Я считаю, что экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного  движения. Это не значит, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Напротив, каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти свои способности в полной мере реализовать, он должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ

Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...

Использование техники "коллаж" для обогащения детской изобразительной деятельности

Дошкольное детство является важнейшим периодом для развития интеллектуальных качеств и творческого воображения ребенка. Одним из главных условий, обеспечивающих его творческое и интеллектуальное разви...

"Музыка - как средство обогащения детской игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему: "Музыка - как средство обогащения детской игровой деятельности"...

«Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста посредством разнообразной детской деятельности» «Путешествие в страну Экономика»

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной жизни общества....

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья, посвященная описанию проектной деятельности, связанной с использованием потенциала художественной литературы для обогащения игровой деятельности детей...

"Интеграция элементов экономической грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидакти...

«Интеграция элементов экономической грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидакти...