"Музыка - как средство обогащения детской игровой деятельности"
консультация по теме

Наталья Александровна Островская

Консультация для воспитателей на тему: "Музыка - как средство обогащения детской игровой деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Алёнушка»

Музыка -  как средство обогащения детской игровой деятельности

Консультация для воспитателей

                                                                           

                                                                                     Подготовила

                                                                      музыкальный руководитель

               Островская Наталья Александровна

                                                                                         

п. Свободный

Консультация для воспитателей

«Музыка – как средство обогащения детской игровой деятельности»

        В свободное от занятий время дети играют  в различные игры. Музыка в играх используется по-разному: она может составлять основное содержание игры, а может использоваться частично, или совсем не использоваться.

        К играм, где музыка является основным содержанием игры, относятся: музыкальные игры, которые разучиваются на музыкальных занятиях; игра «Музыкальное занятие», в которой дети копируют ход музыкального занятия, или придумывают свой вариант занятия; игра «Угадай мелодию»; «Музыкальная викторина», игра «Оркестр», «Музыкальный магазин».

К этой категории игр относится игра «Концерт», в которую включаются различные виды деятельности: сольное пение, чтение стихов, пляски, игра на детских музыкальных инструментах, разыгрывание сценок. Может быть включен и один вид деятельности. Дети выступают, показывают свои умения друзьям. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. Дети вспоминают знакомые песни, танцы, хороводы, сочиняют свои собственные песенки, импровизируют и т.д. В проведении таких игр руководящая роль отводится взрослым (следить за чередованием номеров, за нагрузкой детей и т.д.)

         Музыкальные игры и игры-забавы с оттенком юмора, занимательности часто проводятся с маленькими детьми. Это русская народная песня «Ладушки», «Разминка» Е.Д.Макшанцевой, «Где же наши ручки» муз. Т.Ломовой, слова И.Плакиды, «Что же вышло?» муз. Г.Левдокимова, слова Е.Карасевой и др. Для старшего возраста можно использовать такие игры, как «У оленя дом большой», «Давайте все делать, как я», «Если нравится тебе, то делай так». Очень любят дети играть в подвижные игры с пением. Это игры «Барашеньки» р.н.м., «Чучело» фр.н.м., «Федя-медя» муз. И.Бораченко, «Шел козел по лесу» р.н.м.

        Сочетая музыку с игровыми, шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей, поднимает им настроение. В эти игры удобно играть на улице в теплую, сухую погоду.

Но, даже, если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка и разнообразное музыкальное сопровождение тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на машине, поездом и т.д. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана. Аккомпанируют себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д. Девочки, укачивая куклу, напевают колыбельную песню – знакомую или собственного сочинения.

        Обогащает музыка и игры-драматизации. Детям нравится обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные произведения. Музыка может звучать по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального  оформления.

Итак, музыка во время игр оказывает свое воспитательное воздействие, стимулирует активность детей, вызывает различные эмоциональные переживания, создает хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления, развивает творческие способности детей.

Включение музыку в игру определяется четким руководством воспитателя, который учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирают музыкальный материал, добиваясь естественного включения в игровую деятельность. Так, организуя «путешествия» детей, исполнять песни без музыкального сопровождения или двигаться под запись таких песен, как «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, «Голубой вагон» муз. В.Шаинского и др.

Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее. С этой целью воспитатель должен заранее продумывать возможные варианты использования музыки в игровой деятельности детей, добиваясь естественного и непринужденного ее включения в детскую игровую деятельность.

Варианты игр для использования в игровой деятельности детей.

Игра «Музыкальный магазин»

Игровой материал: детские музыкальные инструменты, диски с иллюстрациями знакомых песен, игрушечный магнитофон или музыкальный центр.

Ход игры:

1 вариант. Если продаются музыкальные инструменты, то продавец – воспитатель загадывает загадки об этих инструментах. Ребенок, который первым отгадает загадку, покупает данный инструмент. Если продавец – ребенок, то игра идет как «Угадай, на чем играю». Дети на слух отгадывают звучание музыкальных инструментов. Когда каждый ребенок, участвующий в игре, «купит» себе инструмент, игра заканчивается игрой в  «Оркестр»

2 вариант. Покупатель просит прослушать звучание музыкального инструмента, который хочет купить. Ребенок – продавец должен сыграть на этом инструменте несложный ритмический рисунок или мелодию.

3 вариант. Если покупают  музыкальный диск, то продавец голосом должен воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, будет ли он куплен

Игра «Музыкальная шкатулка»

Игровой материал: красочно оформленная шкатулочка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен.

Ход игры:

В шкатулочке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально. В дальнейшем игра проводится как «концерт»

Игра «Чудесный мешочек» 

(для младшего возраста)

Игровой материал: небольшой красивый мешочек, в котором лежат игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры: см. игру «Музыкальная шкатулочка»

Игра «Сладкий колпачок»

Игровой материал: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один для конфет, карточки с заданиями (спеть знакомую песню, прочитать стихи, станцевать). На карточках – рисунки по сюжету музыкальных произведений или текст, который читает взрослый.

Ход игры:

По всей группе расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил его под колпачок. А под какой – забыл! Надо этот колпачок обязательно найти! Воспитатель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.

Игра «Цветик-семицветик»

Игровой материал: большой цветок, состоящий из  7 лепестков разного цвета. На обратной стороне лепестка – рисунки к содержанию песен.

Ход игры:

Приходит садовник (фея, волшебница) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок, вынимает любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его. Игра проводится как концерт.

Игра «Попробуй, отгадай»

Игра развивает воображение, внимание, быстроту реакций

Ход игры:

Играющие стоят в кругу. Из них считалкой выбирается «управитель» (ведущий) и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы «гость» не знал, кто выполняет эту роль.

        По правилам игры все участники повторяют за «управителем» те движения, которые он им подсказывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно наблюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

Примечание. Движения могут быть самыми разными: от простых хлопков, до любых танцевальных движений. Главное, чтобы «гость» не заметил, кто из играющих является ведущим, т.е. «управителем».

Игра «Громко – тихо»

Игровой материал: любая игрушка

Ход игры:

        Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего найти  ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее.

        Если ребенок успешно справился с заданием, при повторе игры он имеет право спрятать игрушку.

Игра «Домашний оркестр»

Игровой материал: чашки, ложки, крышки от кастрюль, кастрюли, половник и т.д.

Ход игры:

        Скажите ребенку, что сегодня будем играть на «домашних» инструментах, и дайте в руки ребенку посуду. «ты оркестр, а я – дирижер. Я буду показывать, как играть на таких инструментах, а ты повторяй за мной».

Список используемой литературы:

  1. М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «академия развития», 1997.
  2. Л.Н.Комиссарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва, «Просвещение», 1986.
  3. З.Я.Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста». Пособие для музыкальных руководителей. Москва, 2004
  4. Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». Москва, «Просвещение», 1982.
  5. Г.П.Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников». Пособие для практических работников детских образовательных учреждений. Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья, посвященная описанию проектной деятельности, связанной с использованием потенциала художественной литературы для обогащения игровой деятельности детей...

План по самообразованию Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) оп...

Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...

«Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста».Условия формирования личного вклада в развитие образования.Научно исследовательские услов...

Стратегия Террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Террейн - это антураж. Террейн - это украшение. Террейн - это разнообразие. Террейн - это новая тактика игры. Террейн - это оживление, сюжетность, размах. ...

Обогащение детского игрового опыта (младший дошкольный возраст)

Младший возраст является очень важным периодом в жизни ребёнка. Именно на этой стадии взросления осуществляется переход малыша на новый уровень отношений с окружающими его сверстниками и взрослыми, а ...

«Обогащение детского игрового опыта».

Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является ведущим средством в воспитании дошкольника....