ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по художественной литературе (старшая группа)
Статья, посвященная описанию проектной деятельности, связанной с использованием потенциала художественной литературы для обогащения игровой деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.Д. Умрихина, А.В. Савенкова
ГБДОУ детский сад № 8
Центрального района
г. Санкт-Петербурга
Художественные произведения, предлагаемые образовательной программой в детском саду, являются необходимой базой для формирования активной читательской деятельности ребенка. Осенью была организована встреча с родителями, где совместно обсуждались вопросы организации семейного чтения, а также читательская культура дошкольников в целом. Был единодушно поддержан тезис о том, что в дошкольный период формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. Образец общения с книгой задает родитель и воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. Неоспоримую помощь здесь оказывает технология продуктивного чтения, содержание и принципы которой обсуждались с родителями в рамках встречи. В дальнейшем родители проявили заинтересованность в этом вопросе, часто по собственной инициативе подбирали и приносили в детский сад различные интересные ребенку книги, в том числе и современных авторов. Совместно мы сделали для себя массу открытий в области современной детской художественной литературы. Теперь книжный уголок стал одним из любимых мест детей в группе, а книжные выставки регулярно обновляются.
Наступало предновогоднее время, которое как нельзя лучше подходит для того, чтобы уютно устроиться с книгой зимним вечером и погрузиться в атмосферу чудес и волшебства. В литературном уголке появилась масса интересных, красиво иллюстрированных книг современных детских писателей на тему Нового Года и Рождества: «Новогодняя книга кроличьих историй» Ж. Юрье, «Лучший подарок на Рождество» Н. Уолкер-Гай и М. Брисвальтер, сборник «Сказки бабушки зимы». Наибольший интерес вызвали «Приключения Новогодних игрушек» и «Истории новогодних игрушек» Е. Ракитиной, а также «Подарок для мышки» И. Зартайской. Пользуясь тем, что сама окружающая обстановка, приподнятое настроение, веселая суета и, конечно, ожидание чего-то чудесного, способствуют эмоциональному отклику детей на произведение новогодней тематики, его активному обсуждению, мы организовали прочтение цикла новогодних историй, некоторые из которых положили начало другим видам детской деятельности в группе.
Детям особенно полюбилась книга «Истории новогодних игрушек». Мы читали эту большую книгу перед сном и вечером, удобно устроившись на подушках прямо на ковре. Сначала дети увидели эту книгу в центре художественной литературы и попросили прочитать именно ее. Их внимание привлекли красочные и необычные иллюстрации. Каждая глава - небольшая история об одной из ёлочных игрушек, предоставляющая простор для детской фантазии, побуждающая предвосхищать содержание текста.
Работа осуществлялась на основе технологии продуктивного чтения. Читая название очередной истории, детей спрашивали, о чем, по их мнению, будет говориться в ней, слушали предположения ребят о возможных героях, теме, содержании. Активно пользовались приемами «комментированного чтения», благодаря которому у детей значительно расширился список вопросов, связанных с тематикой произведения, которые они стали задавать нам уже впоследствии: «Почему герой поступил так, ведь он мог и по-другому?», «Как можно было помочь герою?», «Что могло произойти дальше?», «Почему герой не попросил помощи/ Перестал общаться с кем-то из персонажей?» Интерес к данным вопросам доказывает наличие у детей старшего дошкольного возраста направленности на обсуждение человеческих взаимоотношений, мотивов, определяющих те или иные поступки.
Живой отклик вызвало у детей предложение придумать свое окончание истории, а также сочинить собственный рассказ или сказку.
Вокруг литературного произведения организовалась цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, организация реальных ситуаций нравственного содержания: соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей («Почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому», «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил? и т.д.). Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний, способствовали развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя.
В течение декабря мы читали истории из сказки Е. Ракитиной «Приключения новогодних игрушек», лепили любимые игрушки, сочиняли рассказы про них. Дети настолько вдохновились сюжетом этих сказочных историй, что начали лепить, рисовать и придумывать собственные истории про елочные игрушки. Кроме того, мы попросили детей расспросить родителей о том, какие новогодние игрушки были любимыми у них, рассказать краткую историю из своего детства, связанную с новым годом. Таким образом, конкурс «Украсим нашу елочку», где родители совместно с детьми создавали елочные игрушки, получил продолжение. По просьбе детей родители вспоминали про свои детские игрушки, рассказывали о них детям. Таким образом, книга позволила интересно и насыщенно прожить все эти предпраздничные дни, объединила семьи воспитанников, позволила обратиться к семейным традициям, заново пересмотреть внутрисемейные отношения.
А праздник все приближался, и с ним возрастало нетерпение детей. Чтобы все успеть, и ничего не упустить, мы с детьми пришли к мысли, что нам нужен календарь подготовки к празднику. Таким образом родилась идея адвент календаря, в котором каждый листок дети оформили по-своему.
На каждый день были запланированы важные дела и развлечения. Чтение книг при этом сопровождало всю предпраздничную подготовку. Адвент календарь организовывал нашу деятельность и скрашивал дни ожидания воспитанникам. В преддверии новогодних праздников были созданы самодельные гирлянды, афиша и приглашения на новогодний утренник, разнообразные зимние украшения. Но не забывали мы и развлекаться: смотрели «зимние» мультфильмы, показывали теневой театр с новогодними историями.
Однажды Маша принесла в группу уже оформленный в упаковку подарок для одного из детей и сообщила, что она его упаковала самостоятельно и теперь умеет это делать. Так появилось еще одно интересное событие: подготовить маленький сюрприз для кого-нибудь из сверстников и оформить его в процессе мастер-класса, на котором воспитанница показывала сверстникам, как заворачивать подарки. Мы подписали эти маленькие сверточки и положили под елку в группе. Дети с нетерпением ждали новогоднего утренника, после которого каждый развернул предназначенный ему подарок.
Семьи воспитанников активно включились в процесс подготовки к Новому году. Благодаря их активному участию и заинтересованности, в группе оформилась выставка старинной открытки: мамы и бабушки достали из заветных сундучков прекрасные образцы новогодних и рождественских открыток, которыми затем любовался весь детский сад.
Чтение разнообразных книг, посвященных Новому году, позволило нам сделать много маленьких открытий вместе с детьми: мы узнали, какими бывают Деды Морозы в разных странах, «побывали» в резиденции Деда Мороза, а также познакомились с родственниками этого доброго волшебника у разных малых народов России. Таким образом, чтение, сопровождавшее все эти события, объединяло их, придавало им насыщенность и завершенность.
Достойным завершением этих двух недель стало чаепитие, угощение для которого дети приготовили с родителями вместе: испекли вкуснейшее печенье, мамы и бабушки принесли угощение, а мы подготовили игры и развлечения для детей. Это чаепитие собрало нас всех вместе за праздничным столом и веселыми играми.
Так создавалась удивительная атмосфера предновогодних дней, где каждый нашел себе занятие по душе, проникся волшебством приближающегося праздника.
Таким образом, чтение книг позволило не только разнообразить деятельность детей, но и привнести в ее содержание определенный контекст, сюжеты книг дали толчок к развитию игр, исследовательской и продуктивной деятельности. Возникший фейерверк событий, сопровождавший чтение создал неповторимый радостный эмоциональный настрой и превратил томительное ожидание в веселое проживание.
Литература
- Бенеш Н.И. Принципы формирования круга детского чтения: Сборник научных трудов. Издательство: ООО "Научный мир" (Иваново). 2013 №2 т.14, стр. 30-36
- Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Мосунова Л.А. Смысловое чтение художественных текстов: методы и приемы обучения // Библиотековедение. 2004, № 2. С. 63-68.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мир игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь – М.: Сфера, 2009
- Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа «Начальная школа плюс До и После», №8, 2012, с.3-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры для детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей, как нужно правильно преподносить детям литературные произведения....

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Доклад. «Художественная литература, как средство обогащения активного словаря»
Доклад. «Художественная литература, как средство обогащения активного словаря»...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
laquo;В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.А
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.АСовременные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и н...