Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Мастерилка"
рабочая программа
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Развивать творчество детей можно по-разному. Работа с подручными материалами включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги и картона, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможность их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_masterilka_2023-2024.docx | 272.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи реализации программы | 4 |
1.3 | Содержание программы | 5 |
1.4 | Планируемые результаты | 7 |
2 | Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Календарный учебный график | 7 |
2.2. | Условия реализации программы | 10 |
2.3 | Формы аттестации | 10 |
2.4 | Оценочные материалы | 10 |
2.5 | Список литературы | 11 |
Приложение Приложение 1 Приложение 2 | 12 21 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) «Мастерилка» разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17 октября 20113 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).
Основу рабочей программы составляют следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные акты учреждения.
Реализация программы выстраивается на основе методических разработок по художественному и ручному труду, которые составлены по принципу «от простого к сложному» с применением технологий: Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду», Лыковой И.А. «Цветные ладошки», Петровой И.М. «Объемная аппликация»; Нагибина М.И. «Чудеса для детей из ненужных вещей».
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Направлена на развитие творческих способностей и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.
Направленность ДОП ДО: художественная
Актуальность: проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Развивать творчество детей можно по-разному. Работа с подручными материалами включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги и картона, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможность их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Отличительная особенность: каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем незаменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.
Адресат программы: Программа предназначена для дошкольников 4 – 6 лет. Для эффективной работы группы формируются по количеству до 10-12 человек.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Обучение работе с разнообразными материалами направленной на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении и развитие творческих способностей. Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.
Задачи
личностные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к художественному труду;
- воспитывать умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений;
- воспитывать положительное отношение к результатам своего труда.
метапредметные:
- формировать знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами;
- формировать культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе);
- формировать умение планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей;
предметные:
- развивать практические навыки работы с материалами и инструментами;
- развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества;
- учить пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, любознательности, ценности.
1.3 Содержание Программы
Содержание Программы конкретизирует средства оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса и базируется на детских интересах и запросах родителей.
Предоставление дополнительных образовательных услуг осуществляется только по желанию родителей (законных представителей) на основе заявления. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития воспитания и развития навыков творческой работы детей программой предусмотрены следующие основные методы для детей:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- поисковый.
Структура занятия
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
- Пальчиковая гимнастика.
- Объяснение, показ различных приемов.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия проводятся во второй половине дня после дневного сна.
Программные задачи:
Возраст участников 4-5 лет:
- Развивать творчество, изобретательство.
- Формировать эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении поделок.
- Упражнять в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
- Учить мастерить элементарные игрушки оригами.
- Упражнять в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
- Учить пользоваться ножницами, клеем.
- Развивать деловое и игровое общение детей.
- Приучать к аккуратности и порядку в работе.
Возраст участников 5-6 лет
- Учить детей создавать необходимые для игры предметы из бумаги и других материалов,
- овладевать обобщенными способами создания предметов.
- Учить мастерить игрушки из свернутых бумажных цилиндров и конусов.
- Превращать объемные формы во всевозможных животных, птиц, человечков и т.д.
- Учить мастерить разные поделки из готовых коробок, пакетов, пластиковых и прочих упаковок.
- Развивать умение обклеивать коробки кусочками бумаги, ткани, вырезать головы, лапы, хвостики и превращать коробки в разных зверюшек.
- Упражнять в складывании квадратного листа по диагонали и загибании противоположных сторон к получившемуся сгибу.
- Учить детей преобразовывать природный материал, отделять от него какие-то части или прикреплять их.
- учить способам скрепления природных элементов с помощью клея ПВА;
- Познакомить детей с более прочным креплением стержнями.
- Учить детей создавать декоративные панно для украшения интерьера из разных материалов (из кусочков бумаги, гофрированного картона, ткани, природного материала, мозаики из кусочков пластика и пр.).
- Учить детей составлять букеты, придумывать и делать подарки, сувениры, елочные игрушки и декоративные элементы для оформления стен к праздникам.
- Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения программы: умение ориентироваться на листе, сформированность мелкой моторики, умение работать с цветом, сочетанием цветов, освоение приемов вырезания, навыков зрительного анализа, приемов работы с кистью, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с разнообразным материалом.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки детского творчества, проводимые в дошкольном учреждении и участие в детских творческих конкурсах разных уровней.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Учебный график является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных услуг и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, отражает специфику работы ДОУ по оказанию дополнительных образовательных услуг. Содержание учебного плана может быть представлено в объединениях дополнительного образовании детей, прием воспитанников в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) дополнительных образовательных услуг. Учебный план рассчитан на работу в режиме 5-дневной учебной недели, режим работы Учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются Уставом. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам по 5 – 10 человек и организуются во вторую половину дня за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормы, установленной СП 2.4.3648-20. Продолжительность организованной образовательной деятельности: для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, от 5 до 6 лет – не более 25 минут. Содержание учебного плана может быть представлено в объединениях дополнительного образования детей, начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года, регламентируется расписанием занятий объединений и учебно-тематическими планами педагогов дополнительного образования.
Количество и продолжительность занятий | Возраст детей | |
4 - 5 лет | 5 - 6 лет | |
в неделю | 1 | 1 |
в месяц | 4 | 4 |
итого | 36 | 36 |
Особенности организации образовательного процесса
Занятия организуются и проводятся за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования с 1 сентября и заканчиваются 31 мая текущего года.
Формы обучения:
- очная;
- специально организованная образовательная деятельность.
Тематический план занятий
№ |
Тема | Количество часов | |
I год обучения | II год обучения | ||
1. | Мониторинг навыков и умений воспитанников на начало и конец года | 4 | 4 |
2. | Игра-беседа «Условия безопасной работы» | 1 | 1 |
3. | Знакомство с «чудо - помощниками» | 1 | 1 |
4. | Работа с бумагой и картоном | 7 | 8 |
5. | Работа с бросовым материалом | 13 | 15 |
6. | Работа с природным материалом | 10 | 7 |
итого | 36 | 36 |
Виды деятельности:
работа с бумагой и картоном
технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
художественное моделирование
работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, вырезывание, склеивание и т. д.
изготовление объёмных картинок
изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
работа с бумагой в нетрадиционной технике
используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.
работа с бросовым материалом
практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя. Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию); тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
работа с природным материалом
создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Дети с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек, семян, крупы. Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы и желания ограничены готовой природной формой. Они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форму меняешь или создаешь по своему желанию, как хочешь или как можешь. Но любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленьких мастеров. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом несомненные достоинства. В конструировании из природного материала ребенок решает, в первую очередь, творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей заданы изначально великим художником – природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях.
2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы оборудована изостудия, в которой имеются в наличии:
столы детские – 6 шт.;
стулья детские – 30 шт.;
стол взрослый - 1 шт.;
стул взрослый - 1 шт.;
доска магнитно-маркерная – 1 шт.;
интерактивная панель – 1 шт.;
стенд для выставочного материала -1 шт.;
каф для материалов – 1 шт.;
компьютер – 1 шт.;
принтер - 1 шт.
2.3 Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной Программы являются выставки детского творчества, проводимые в дошкольном учреждении и участие в детских творческих конкурсах разных уровней.
2.4 Оценочные материалы
Диагностика и мониторинг развития умений и навыков детей проводится в начале и в конце года.
Регистрация результатов диагностики и мониторинга ведется вначале периода и по окончании. Показатели диагностики оцениваются по бальной системе, на основании уровня развития ребенка.
Оценочные материалы представлены в приложении № 2
Список литературы для педагога
- «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» И.В. Новикова, Издательство ООО «Академия развития», 2012 г.
- «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006 г.
- «Аппликация из семян» З.Д. Коваленко, Издательство «Мозаика-синтез», 2004 г.
- «Подарки к праздникам» Г.Н. Давыдова Издательство «Скрипторий 2003», 2011 г.
- «Детское творческое конструирование»; Л.А.Парамонова; Издательство «Академия», 2002 г.
- «Художественный труд в детском саду»; И.А.Лыкова; Издательство «Карапуз Сфера», 2008 г.
- «Конструирование и ручной труд в детском саду»; Л.В.Куцакова; Издательство «Просвещение», 1990 г.
- Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 г.
Список литературы для родителей
- «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно»; О. В. Пойда, Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013 г.
- «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998 г.
- «Коллекция идей» Р. Туфкрео, М. Кудейко, Издательство «Линка-Пресс», 2004 г.
- «Поделки из коктейльных трубочек» П. Хоффман, Издательство «АРТ родник», 2007 г.
Рекомендуемые интернет ресурсы:
https://yandex.ru/video/preview/6674179063344640703?translate_snippets=1
https://dzen.ru/video/watch/6165d7495dcbb726d81803cc?f=d2d
https://yandex.ru/video/preview/8047055951211627479
https://yandex.ru/video/preview/17681390972226914915
https://yandex.ru/video/preview/16391202784286537442
https://yandex.ru/video/preview/11077469653885103458
Приложение 1
I год обучения
средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
№ п/п | Месяц |
сентябрь | |
1. | мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года. |
2. | мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года. |
3. | игра-беседа «Условия безопасной работы». |
4. | знакомство с «чудо - помощниками». |
октябрь | |
5. | «Яблочки на дереве» цель: учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета. Воспитывать интерес к работе, желание делать поделки. Развивать творческие способности детей. материал: лист картона с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки бумажные. |
6. | «Листопад» материал: картон, трафарет, клей, кисть, салфетки бумажные. |
7. | «Груша» материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, пшено. |
8. | «Грибок» материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, крупа. |
ноябрь | |
9. | «Осень» цель: научить детей лепить из пластилина деревья, передавая форму ствола, веточек, размещать на веточках семена, подбирая их по размеру. Развивать фантазию, художественный вкус, творчество. Воспитывать аккуратность в работе. материал: горох, зерна кукурузы, семена тыквы, кабачков, пластилин, картон. |
10. | «Узор на тарелочке» цель: научить детей составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию. материал: семечки арбуза, дыни, кабачка, зерна кукурузы, гороха, фасоли, пластилин, картон. |
11. | «Мышка» цель: учить детей создавать поделку из природного материала, передавая характерные особенности животного. Воспитывать интерес к работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать творческие способности. материал: засушенные листья липы и рябины, клей, кисти. |
декабрь | |
12. | «Снежинка» цель: формировать умение создавать композицию из отдельных подготовленных деталей. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, желание доводить начатое дело до конца. материалы: клей, втулка от туалетной бумаги, порезанная на колечки, гуашь, кисточки для рисования, салфетка, клеёнка. |
13. | «Снежинка» (продолжение) |
14. | «Новогодняя елочка» цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать умение создавать композицию из стружек от цветных карандашей. Поощрять желание воплощать собственные идеи. материалы: картон, клей, стружки от цветных карандашей, готовые украшения (серпантин, звездочки). |
15. | Новогодняя игрушка «Ангелочек» материал: ватные диски, нить, пластилин, клей, кисть. |
январь | |
16. | «Снеговик» цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата. |
17. | «Овечка» материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата. |
18. | «Котенок» цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата. |
февраль | |
19. | «Валентинка» цель: учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать интерес к техникам оформления. Способствовать развитию творчества. материалы: картон трафарет, кисти, клей, ножницы, салфетки. |
20. | «Подарок папе» цель: развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию. Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству. материал: цветной картон, цветная бумага, клей, кисти, ножницы. |
21. | «Подарок маме» цель: учить детей составлять композицию из готовых форм по образцу; развивать умение работать самостоятельно, повторять определенную последовательность в узоре; развивать глазомер, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость во время работы; воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки. материал: заготовки к композиции из цветной бумаги, клей, кисти. |
март | |
22. | «Цыпленок из мятой бумаги» цель: заинтересовать детей работать с бумагой, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. материал: бумага двусторонняя цветная, клей; листы бумаги формата А4, карандаши, ножницы, кисти. |
23. | «Забавные мышки» цель: учить детей составлять образ из бумажных заготовок, продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи клея, дополнять изображение деталями. Воспитывать у детей самостоятельность и интерес к работе с бумагой. материал: бумажные заготовки из цветной бумаги, клей, черная самоклеющаяся бумага, кисти. |
24. | «Птичка» цель: учить создавать из бумаги объёмную фигуру – птицу. Закреплять навыки составлять образ из бумажных заготовок. Воспитывать художественный вкус, аккуратность. материал: бумажные заготовки из цветной бумаги, клей, черная самоклеющаяся бумага, кисти. |
апрель | |
25. | «День космонавтики» цель: продолжать учить выполнять объемную аппликацию. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о Космосе, аккуратно работать с клеем и кистью. материал: цветной картон, заготовки звездочки и огня, форма ракеты для вырезания, ножницы, клей, кисти. |
26. | «Ромашка белая». цель: продолжать учить детей работать с цветной бумагой. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать у детей аккуратность в работе. Закрепить умение работать с тонкими полосами бумаги. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. материал: картинки с изображением ромашки, клей карандаш, тонкие полосы белой бумаги, жёлтые картонные круги для серединок. |
27. | «Одуванчики» цель: учить выполнять одуванчики из ватных палочек. Воспитывать у детей эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы. материал: картон, заготовки листиков и стебелька одуванчика, пластилин желтого цвета, ватные палочки, предварительно выкрашенные в желтый цвет. |
28. | «Цыпленок» цель: создавать условия для формирования у детей умений украшать создавать поделку к празднику. Развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к русским пасхальным традициям. материал: пшено, яйцо из киндер-сюрприза, пластилин, глазки, клювик. |
май | |
29. | «Истребитель» цель: учить собирать оригинальные по конструктивному решению модели. Совершенствовать умение работать с нетрадиционными материалами. Развивать у детей творческие способности в процессе конструирования. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. материал: контейнер от киндера-сюрприза, самоклеющаяся бумага, заготовки звезд и вентилятора и хвоста самолета. |
30. | «Божья коровка» цель: заинтересовать детей работать с бумагой, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. материал: двусторонняя цветная бумага А4, клей; листы бумаги, черный фломастер. |
31. | «Голубь мира» цель: закрепить умение работать с нетрадиционными материалами. Развивать у детей творческие способности в процессе конструирования. материал: белая одноразовая тарелка, самоклеющаяся бумага, цветная бумага, трубочки для коктейля. |
32. | «Рыбка» цель: познакомить с новым материалом для аппликации - яичной скорлупой и техникой работы. Прививать знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. материал: яичная скорлупа, краски, картон, клей, кисти. |
33. | «Пасхальное яйцо» цель: закреплять умение изготавливать поделку из яичной скорлупы. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. материал: яичная скорлупа, краски, цветная бумага, клей, кисти. |
34. | «Пасхальное яйцо» (продолжение) |
35 | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года. |
36 | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года. |
II год обучения
старшая группа (возраст детей 5-6 лет)
сентябрь | |
1. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года. |
2. | Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года. |
3. | Игра-беседа «Условия безопасной работы». |
4. | Знакомство с «чудо - помощниками». |
октябрь | |
5. | «Овощи» цель: научить детей лепить из пластилина овощи по заготовки силуэтам, соблюдая симметрию. Закрепить умение расплющивание, разглаживание. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. материал: зеленая и оранжевая чечевица, горох, семечки тыквы, арбуза подсолнечника, пластилин, стека, плотный картон зеленого цвета. |
6. | «Ежик в лесу» цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая их характерные особенности. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. материал: трафарет силуэта ежика, семена клена, засушенные листья, клей, кисти. |
7. | «Грибы на поляне» материал: серная и зеленая чечевица, пластилин, одноразовая тарелка, засушенные листочки деревьев. |
8. | «Грибы на поляне» (продолжение) |
ноябрь | |
9. | «Ветка рябины» цель: Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца; материал: картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка. |
10. | «Змейка» цель: совершенствовать умение работы с бумагой, ножницами и клеем. Вызывать интерес к изготовлению птицы из бумаги. Развивать творческие способности, эстетический вкус, желание участвовать в оформлении группы. материал: зеленая цветная бумага разлинованные на полоски, ножницы, клей, самоклеющаяся бумага для оформления работы. |
11. | «Лебедь из бумажных полосок» цель: совершенствовать умение работы с бумагой, ножницами и клеем. Вызывать интерес к изготовлению птицы из бумаги. Развивать творческие способности, эстетический вкус, желание участвовать в оформлении группы. материал: белые листы А4 разлинованные на полоски, ножницы, клей, картон для оформления работы, готовый шаблон лебедя. |
декабрь | |
12 | «Новогодняя елочка» цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции при выполнении объемной аппликации. Формировать умение создавать композицию из мятой бумаги. Поощрять желание воплощать собственные идеи. материалы: картон, клей, цветная бумага. |
13 | «Новогодняя елочка» (продолжение) |
14 | «Новогодний венок» цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции при выполнении подарка к новому году. Поощрять желание воплощать собственные идеи. материалы: картонное кольцо, клей, цветная бумага. |
15 | «Новогодний венок» (продолжение) |
январь | |
16 | «Снеговик» цели: заинтересовать детей работать с бумагой, выполнять поделку из мятой бумаги, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. материал: картон, бумага белая, бумага цветная, клей, кисть. |
17 | «Заинька» материал: контейнеры от киндер - сюрприза, вата, кисти, клей, цветная бумага (белого, розового, черного цвета). |
18 | «Елочка в снегу» цель: продолжать учить детей работать с ватными дисками и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. материал: картон, ватные диски, клей, кисть, синяя гуашь. |
февраль | |
19 | «Елочка в снегу» (продолжение) |
20 | «Валентинка» цель: учить детей украшать поделку цветами из трубочек для коктейля. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать интерес к техникам оформления. Способствовать развитию творчества; материалы: заготовка сердечка, трубочки для коктейля, ножницы, двойной скотч. |
21 | «Поздравительная открытка папе» цель: продолжать учить украшать поделку трубочками для коктейля, развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию. Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству. материал: трубочки для коктейля, пластилин. |
март | |
22 | «Цветок для мамы» цель: учить детей аккуратно создавать букет из веточек туи и желтых шариков из салфетки. Воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки. материал: желтые салфетки, веточки туи, клей ПВА, влажная губка, одноразовая тарелка. |
23 | «Подснежники» цель: научить детей делать подснежники. Формировать бережное отношение к природе. Закрепить представление о подснежниках. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей усидчивость, внимание, самостоятельность; материал: пластиковые белые ложечки, пластилин, ножницы, пластиковые трубочки для коктейля, зеленая бумага. |
24 | «Ежик» цель: учить создавать объёмную фигуру – ежика. Закреплять навыки составлять образ из стружек от коричневого карандаша. Воспитывать художественный вкус, аккуратность. материал: шаблон фигуры ежика, стружка от коричневого карандаша, клей, цветные карандаши. |
апрель | |
25 | «Ракета» цель: учить резать ножницами по линии, аккуратно работать с клеем и кистью. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о Космосе; материал: цветной картон, фольга, втулка от туалетной бумаги, самоклеющаяся бумага, ножницы, клей, кисти. |
26 | «Рыбка» цель: познакомить с новым материалом для аппликации - яичной скорлупой и техникой работы с ней. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. Воспитывать ответственность; материал: яичная скорлупа, краски, картон, клей, кисти. |
27 | «Пасхальное яйцо» цель: закреплять умение изготавливать поделку из яичной скорлупы. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. Воспитывать интерес с православным праздникам. материал: яичная скорлупа, краски, цветная бумага, клей, кисти. |
28 | «Пасхальное яйцо» (продолжение) |
май | |
29 | «Голубь мира» цель: учить собирать оригинальные по конструктивному решению модели. Совершенствовать умение работать с нетрадиционными материалами. Развивать у детей творческие способности в процессе конструирования. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. материал: белая одноразовая тарелка, самоклеющаяся бумага, цветная бумага, трубочки для коктейля. |
30 | «Букет сирени» |
31 | «Ромашка» цель: учить выполнять цветы из ватных палочек. Воспитывать у детей эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы. материал: картон, заготовки листиков и стебелька одуванчика, пластилин желтого цвета, ватные палочки. |
32 | «Майский букет» цель: учить детей изготавливать цветы, используя различный бросовый материал; развивать творческие способности, фантазию, воображение. материал: бросовый материал. |
33 | «Солнышко» цель: формировать умение самостоятельно подбирать цвета заготовок из ниток; учить детей плести шнурочки. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук. материал: заготовки солнышка из картона, нитки разных цветов, гуашь, кисти. |
34 | «Бабочка» цель: продолжать учить детей работать с бросовым материалом; учить детей делать бабочек, используя различные материалы (фантики, фоамиран и др.); развивать творческие способности, фантазию, воображение. материал: бросовый материал. |
35 | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года. |
36 | Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года. |
Приложение 2
Карта освоения Программы «Мастерилка»
Ф. И. ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
№ п/п | Компоненты усвоения программы | Отметка о развитии | Методы диагностики |
1. | Соблюдает технику безопасности при работе | наблюдение | |
2. | Узнает и называет материалы для работы | наблюдение | |
3. | Проявляет самостоятельность, аккуратность в работе | наблюдение | |
4. | Плодотворно сотрудничает в коллективе | наблюдение | |
5. | Умение анализировать и обыгрывать свою работу | наблюдение | |
6. | Умеет работать по схеме | наблюдение | |
итого | |||
уровень |
Параметры диагностирования:
От 0 до 1 – низкий уровень развития
- навыки сформированы не полностью;
- не выполняет работу;
- необходима помощь и контроль выполнения работы.
От 1 до 2 – средний уровень развития
- слабо владеет навыками;
- не всегда правильно и аккуратно выполняет работу;
- периодически необходима помощь и контроль.
От 2 до 3 – высокий уровень развития
- обладает навыками;
- выполняет работу осознанно, аккуратно и качественно;
- есть стремление к улучшению результатов, стимул;
Итоговый балл вычисляется путем суммирования баллов показателей и делением на число показателей. Уровень усвоения программы подводится нахождением среднеарифметического значения. На основании данных результатов определяется уровень развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»
Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмика для малышей»
Данная дополнительная образовательная программа носит развивающий характер, рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), не посещающих данное ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Танцевальная мозаика»
Цель программы:Создание условий для развития детского танцевального творчества старших дошкольников....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...