Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.
Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц, использование разнообразных средств внутритекстово связи); словарь (осознанный и произвольный выбор средств лексическо выразителльности); грамматика (конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания); звуковая культура речи (выразительное интонирование, чёткая артикуляция).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._kruzhka_govorusha.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ ДСКВ №10
«Белочка»
Головина С. А.______________
«__________» ___________2014г.
Дополнительная образовательная ПРОГРАММА
художественно – эстетической направленности
Литературный кружок «Говоруша»
(подготовительная к школе группа)
Руководитель
воспитатель высшей категории
Клименкова Ольга Михайловна.
Нижневартовск – 2014 год
Содержание
- Паспорт программы ………………………………………………………………….2- 4
- Пояснительная записка…………………………………………………………….5 – 6
- Содержание программы……………………………………………………………7 -8
- Календарно-тематическое планирование………………………………9 – 11
- Список детей…………………………………………………………………………….. 12
- Диагностическая карта……………………………………………………………….13
- Критерии оценки…………………………………………………………………………14
- Список литературы…………………………………………………………………….. 15
Введение
В общей основе развития личность лежит овладению речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнка в особенностях его речи находят выражения разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, Креативность (способность к творчеству).
Так, например, эмоциональная неустойчивость может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличия от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями (метафорами, фразеологизмами), выражением личного отношения к фактам и событиям. Недоразвитие, какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому педагогу следует, заботится о развитии связной монологической речи воспитаника с учётом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияния должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Изучении речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.
Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и в речи личности стала лейтмотивом данной программы, игры и занятия которой основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребёнка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно – потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразностей и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
Развивающие обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребёнка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учёта субъектных свойств речи, определяющих речевое поведение (выбор речевых тактик в коммуникации) личности.
Традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приёмы руководства. Функция ребёнка на таком занятии исполнительская, а не развивающая.
Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказыванию. Оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребёнка, как самостоятельность. Активность. Творчество. Традиционная структура занятия показывает, что большая часть затрачивается на чтении произведения, беседу по содержанию. Недостаточно времени остаётся на пересказ детьми сказки. Отсутствие системы работы не даёт возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность в виду ограниченного времени на занятии, отводимого на пересказ сказки. Так, у детей нет возможности улучшить пересказ ни на основном, ни на последующих занятиях, поскольку традиционная методика обучения рассказыванию не предполагает повторного обращения к произведению. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворенности и отрицательно сказывается на отношении к пересказыванию, закрепляет опыт механического подражания литературному образцу, не развивает самостоятельность, творческую активность. А нарушение логики и последовательности в изложении, употреблении однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативности, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии такой характеристики личности, как креативность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: - развитие связной монологической речи старших дошкольников.
Речевые задачи:
- связная речь – построение собственной модели изложения в процессе
пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и
описательных загадок, придумывание небылиц,
использование разнообразных средств внутритекстовой
связи;
- словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической
выразительности;
- грамматика - конструирование разных типов предложений, правильное
Грамматическое оформление высказывания;
- звуковая культура речи – выразительное интонирование, чёткая
артикуляция.
Вместо «физкультурной минутки» на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображении отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей.
Программа донного кружка предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста. В данном кружке проводятся 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. Занятия длится 30 минут по средам и пятницам в 16.00 часов.
Паспорт программы:
Автор: | Руководитель Клименкова О. М. |
Название программы: | Программа кружка «Говоруша» |
Участники программы: | Воспитанники, воспитатели МАДОУ ДС «10 «Белочка» |
Цель: | Цель: - развитие связной монологической речи старших дошкольников. |
Задачи: | Речевые задачи: - связная речь – построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц, использование разнообразных средств внутритекстовойсвязи; - словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности; - грамматика - конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания; - звуковая культура речи – выразительное интонирование, чёткая артикуляция. |
Принципы реализации программы: | 1. Принцип энциклопедичности. 3. Принцип интеграции. 4. Принцип последовательности. 5. Тематический принцип – деление материала на основные темы. 6. Принцип наглядности. |
Этапы реализации программы: | Реализация программы рассчитана на 1 год октябрь 2014 - май 2015 и включает в себя этапы: 1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. Изучение методической литературы по данному вопросу. Составление перспективного планирования. 2 этап – технологический (Основной) декабрь-май – Организация и проведение циклов занятий, совместных развлечений, проведение конкурсов и викторин, разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирование на весь учебный год. Разработка диагностического материала по теме. Разработка конспектов занятий, бесед, праздников; Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр); Подбор подвижных игр для детей, подбор материалов для педагогов и родителей, сбор и оформление наглядного материала. Организация воспитательно - образовательного процесса (организация работы по режиму дня, по сетке занятий, досуги, организация игровой, познавательной. Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач. Продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия; Создание фотоальбома. 3 этап – реализация программы (ноябрь-апрель) Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций. В ходе диагностики использовать различные методы: - беседы с детьми; - педагогические наблюдения; - дидактические игры; - продуктивную деятельность. Оформление фотоматериалов по итогам года. Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ. 4 этап – Заключительный (май) Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы педагога по программе. |
Ожидаемый результат | Становление ребёнка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно – потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразностей и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении. |
Сроки реализации: | Октябрь 2014 – май 2015 |
Диагностический материал
Показатели освоения | Уровни освоения | ||
низкий | средний | высокий | |
Пересказ | Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах. При рассказывании требуется помощь взрослого. | В пересказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого и сверстников. | Пересказывает литературные произведения самостоятельно и близко к тексту. Понимает авторские средства выразительности и использует их при пересказе. Различает литературные жанры (сказки, рассказ, загадка, пословица, скороговорка, стихотворение). |
Описательные и повествовательные рассказы | Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. | В описательных рассказах о предметах, объектах, объектах и явлениях природы подбирает слова, характеризующие их особенности, при помощи взрослого. Сочиняет сюжетные рассказы по картине, (из опыта). | Самостоятельно подбирает слова. Характеризующие особенности предметов, объектов и явлений природы. Использует разнообразные средства выразительности. Языковые средства выразительности (сравнения, метафоры, эпитеты). В повествовательном рассказе отражает характерные особенности жанра. |
Творческий рассказ | Недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). | Проявляет интерес к самостоятельному сочинению (придумывание предложения или конца рассказу, рассказ по аналогии, рассказ по плану воспитания, по модели). | Проявляет индивидуальные способности к творческой речевой деятельности (составляет рассказ по теме, моделирует, придумывает сказки, комиксы, мультфильмы). |
Развития словаря | Словарный запас беден. | Владеет бытовым словарём. Правильно использует слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства, качества, строения, материал, особенности. | Имеет богатый словарный запас. Активно владеет бытовым словарём. Осваивает слова, обозначающие дифиренцирование цвета, формы, размера и других признаков объекта (бежевый, сине – голубой, пирамида и т.д.) |
Морфология | Допускает отдельные грамматические ошибки в использовании системы окончаний существительных. Прилагательных, глаголов. | Грамматические ошибки редки. | Самостоятельно использует грамматические формы. Замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправляет их. |
Синтаксис | Затрудняется в построении развёрнутых предложений. | В построении предложении не затрудняется. | Умеет самостоятельно употреблять разные типы предложений (простые, сложные, сложносочиненные, сложноподчиненные). |
Словообразование | Затрудняется в словообразовании слов с помощью изменения суффикса, приставки или соединения слов (сложные слова). | В словообразовании требуется помощь взрослого. | Самостоятельно образовывает слова, свободно используя приставочно – суффиксальный способ. |
Интонационная выразительность речи | Речь недостаточно выразительна. | Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. | Использует различные средства интонационной выразительности (темп речи, ударения). |
Работа со схемами и моделями | Пассивен в работе со схемами и моделями. | Подключается к работе со схемами и моделями по побуждению взрослого. | Самостоятельно использует модели и схемы. Активно участвует в составлении предложений по «живой модели». |
Объяснительная речь | Ребёнок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью доказательством. | Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательства с помощью взрослого. | С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. |
Интерес к языку | Не проявляет интерес к языку. | Интерес к языку проявляет эпизодически. | Проявляет интерес к языку. |
МАДОУ ДС № 10 «Белочка»
Календарно – тематический план кружка
«Говоруша»
(подготовительная к школе группа)
№ занятия | Содержание образовательной деятельности | Сроки проведения | Материал к занятиям | Методы. Приемы. |
1. | Тема: Для чего нужны занятия по развитию речи? Скороговорки. Цель: 1.Познакомить со значением слова речь. 2. Учить понимать тему и содержание сказки. 3. Учить воспринимать задание и способы творческого его восполнения. 4.Развитие самоконтроля. | Октябрь 1- неделя | Книга сказок А.С.Пушкина | Беседа о речи. Слушание сказки «Как малышу маму нашли». Беседа по сказке. Разучивание скороговорки.
|
2 | Тема: Звуки речи: Цель: 1. Познакомить детей со звуками речи. 2.продолжать учить воспринимать задание и способы творческого его восполнения. 3.Развития самоконтроля. | Октябрь 1 - неделя | Картинки леса. Записи «шуршащих», «звенящих», «гремящих», «крапающих» слов. Магнитофон.
| Путешествие в мир звуков. Игра в слова. Весёлое чтение. Разучивание скороговорки. |
3 | Тема: Интонации в ролевом чтении (пересказе), окраска голоса (тембр). Цель:1Поздакомить детей с различными средствами интонационной выразительности. 2.Учить умению изменять окраску голоса в зависимости от речевой ситуации. 3.Развивать интерес к языку. | Октябрь 2 – неделя | Игрушка Буратино. Книга «Золотой ключик». «Красная шапочка». | Сюрпризный момент. Игра «Узнай по голосу». Загадки, отгадки. |
4 | Тема: Обучение пересказу текста. Подготовка детей к изложению. Слова близкие по значению. Цель:1. Познакомить с правилами пересказа. 2.Учить замечать ошибки в речи сверстников и исправлять их. 3.Учить понимать авторские средства выразительности и использовать их при пересказе. | Октябрь 2 – неделя | Сказка «Петушок – золотой гребешок». Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». (книги с иллюстрациями). | Беседа: правила пересказа. Тренировочные упражнения. Пересказыванию сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». |
5 | Тема: Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами. Рассказывание р.н. с «Лиса и козёл». Цель:1Дать детям представление о жанре сказки. Сказочниках. 2.Помочь детям понять замысел сказки. 3.Помочь сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениями. 4.Учить понимать тему и содержание сказки. 5. Учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки. 6. Учить использовать отдельные заместители при рассказывании сказки. | Октябрь 3 – неделя | Картинками с условными заместителями для обозначения персонажей сказки. | Рассказывали сказки. Разбор сказки с использованием условных заместителей. Изображение персонажей. |
6 | Тема: Пересказыванию сказки «Лиса и козёл». Цель: 1. Связанная речь: -познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец); - учить озаглавливать, выделять ядерный смысл каждой части ,пересказывать текст с опорой на пространственную модель, составленную руководителем и детьми. - учить пересказывать текст от лица лисы, козла. 2.Словарь: - подвести к понимание значения фразеологизмов, образных выражений. - учить понимать значение слов, характеризующих движения героев. 3.Грамматика: - учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, улавливать оттенки в их значениях. 4.Звуковая культура речи: - учить использовать восклицательную, вопросительную интонацию. | Октябрь 3 – неделя | Иллюстрации к сказке, фигуры – заместители, маски, модель. | Загадки. Беседа - разбор. Пересказ сказки. Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость». |
7 8 | Тема: Рассказывание сказки С.В.Михалкова «Упрямый козлёнок». Цель: 1.Педварительная работа: - рассказать о пеликанах. Крякве, бобрах, журавлях. 2.Основная работа: -помочь детям понять замысел сказки: слабому помогут победить дружба и взаимопомощь; - учить соотносить пословицу с определённым персонажем. - дать представление о жанре сказок, которые бывают народными, авторскими. - Обратить совместно с детьми условные заместители героев сказки; - воспитывать у детей дружелюбие, взаимовыручку. 3 .Итоговая работа: - аппликация, рисование козла, лисы, использование образных выражений в повседневной жизни детей; - учить применять пословицы адекватно ситуации. | Октябрь 4 - неделя | Карандаши (серый, розовый, коричневый), листы бумаги. | Беседа. Игра в сказку. Подбор условных заместителей к персонажам сказки. Рисование модели, структуры сказки. |
9 10 | Тема: Придумывания загадок о литературном герое (козле из сказки «Лиса и козёл» и козлике из сказки С.В. Михалкова «Упрямый козлёнок»). Цель: 1. Связная речь: - учит детей при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных, придумывать загадки об одном из них в разных сказках; - Совместно с детьми отбирать условные заместители при составлении модели загадки, об одном из них в разных сказках; - Учить воспроизводить загадку согласно составленной с детьми моделью в ситуации письменной речи. 2.Словарь: - подвести к пониманию метафорических образов в загадке; - учить подбирать образные характеристики к загадываемому животному; - учить подбирать к образным характеристикам загадываемого героя соответствующие объекты. 3. Грамматика: - упражнять в образовании существительных, прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - учить согласовывать существительные и прилагательные в мужском роде. - учить составлять предложения с союзом «но»; - объяснить название и правила игры «Живые слова» | Ноябрь 1 - неделя | Условные заместители к загадке, фланелеграф, «козёл» из кукольного театра. | Беседа. Высказывание детей. Придумывание загадки, используя заместители. Пантомимические этюды: «Злость, жадность, горе, радость, хитрость». Игра «Живые слова». Работа по скороговорке. |
11 | Тема: Игра драматизация р.н.с. «Лиса и козёл». Цель: 1. Развивать у детей умение собрать воедино, обобщить имеющиеся в тексте авторские детали, комбинировать их, создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях. 2. Учить домысливать диалоги главных персонажей, содержание которых не раскрыто в сказке, но необходимых для драматизации. 3. Учить соотносить придуманные диалоги с замыслом сказки. 4. Подвести к осознанному принятию на себя роли того или иного персонажа, передавать её через слово и собственные движения, озвучивать слова автора. 5. Активизировать в речи образные выражения из сказки. | Ноябрь 2 - неделя | Модель загадки. Маски. | Воспроизведение загадки по знакомой модели. Рассказывание сказки. Пантомимические этюды: «Горе, злость. Радость, Глупость, Работа». Показ движениями, что произошло в сказке. Игра – драматизация. |
12 13 | Тема: Коллективное рассказывание по серии сюжетных картин – «Друзья». Цель: 1. Связная речь: - развивать у детей умение логически переходить от одной картинки к другой. - Формировать представление о композиционных особенностях сказки (зачин, середина, концовка). - учить придумывать название к сказке и её структурным частям. - учить соотносить смысл пословицы с содержанием сказки по картинкам. 2. Грамматика: - учить использовать разнообразные синтаксические конструкции. - учить использовать синонимическую замену для характеристики персонажей, их действий, состояний. 3. Словарь: - развивать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния. - активизировать в речи фразеологизмы, образные выражения. - дополнить предложения антонимами. 4. Звуковая культура речи: - учить делить слова на слоги; - учить произносить знакомую скороговорку про козла повествовательно, восклицательно, вопросительно. | Ноябрь 2- неделя, 3 - неделя | Три сюжетные картины к сказке. | Беседа. Придумывание названия сказки. Коллективное рассказывание. Пантомимические этюды «Мне больно», «Сейчас забодаю». |
14 | Тема: Сочинение частушек. Цель: 1. Познакомить детей с жанровыми особенностями частушек, развивать умение придумывать частушки о главных героях сказки «Лиса и козёл». 2.Закрепить представление о назначении загадок, пословиц; запомнить пословицы о дружбе, хитрости, глупости. 3. Учить подбирать подходящие по смыслу пословицы к сказке «Как лиса исправилась». 4. Формировать умение понимать значение фразеологизмов, образных выражений. | Ноябрь 4 неделя. | Диафильм по сказке «Как лиса исправилась», рисунки к фразеологизмам, музыкальный материал к этюдам психогимнастики на выражение отдельных эмоциональных состояний, музыкальное сопровождение к частушкам. | Беседа – объяснение. Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость». Подбор пословиц по смыслу к сказке. Просмотр диафильма. |
15 | Тема: придумывание небылиц, игра – фантазирование по р.н. с. «Лиса и козёл ». Цель: 1. Связная речь: - учить детей сочинять нелепицы про козла и лису. - помочь придумать другую концовку к сказке «Лиса и козёл». - Знакомить с жанровой особенностью сказок; приёмом тройственности; - развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц. 2. Грамматика: - ввести термин «предложение». - упражнять в построении предложения, замене слов в предложении. 3. Словарь: - учить подбирать образные выражения к придуманным героям. (зайцу, мышки); - формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте, аргументировать свои суждения. | Ноябрь 4 неделя | Рисунки к сказке «лиса и козёл». Нелепицы. Маски. | Игра в сказочников. Работа по картинке – схеме. Рассказывание по схеме. Игра – драматизация. |
16 | Тема: Соотношение темы и названия литературных произведений. Рассказывание украинской народной сказке «Колосок». Цель: 1. Объяснить значение слов: спозаранку, обмолотить, намолотить, замесить, затопить, протопить. 2. Помочь понять детям замысел сказки (труд оплачивается и вознаграждается). 3. Познакомить c пословицей «Кто не работает, то не ест», соотносить с содержанием сказки. 4.Дать представления о сказках разных народов, авторских сказках, их жанровых особенностях. 5. Учить аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения. 6. Объяснить имена героев. | Ноябрь 4 -неделя | Иллюстрации к сказке «Колосок», диафильм. | Беседа. Рассказывание сказки. Рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильма. Высказывания и рассуждения. |
17 | Тема: пересказывание украинской народной сказки «Колосок». Цель: 1. Связная речь: - учить детей последовательно воспроизводить эпизоды сказки, закрепить представления о композиционном строении. Жанровых особенностях. - развивать умение работать не только с условными заместителями персонажей сказки, но и моделировать результаты действий героев; - учить пересказывать текст от лица литературного героя. 2. Словарь: - подводить к пониманию многозначных слов, подбирать синонимы к словосочетанию с многозначным словом. - подбирать антонимы к изолированным словам, обращая внимания на сочетания частей речи. - познакомить с фразеологизмами соотносить их с характеристиками персонажей, использовать в пересказе. 3. Грамматика: - упражнять в образовании трудных форм глаголов. 4.Звуковая культура речи: - учить передавать интонацией характеры героев. | Декабрь 1 - неделя | Картинки – подсказки для пересказа сказки. | Загадка. Беседа. Пересказ по схеме. Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод», Игра «Наоборот». |
18 | Тема: Игра драматизация укр. Народная сказка «Колосок». Цель: 1. Подводить детей к опосредованному восприятию сказки. (грамзапись). 2. Развивать умение собрать воедино, обобщать имеющиеся в тексте авторские детали, комбинировать их, создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях. 3.Совместно с детьми составлять схемы – описания героев, не представленных в сказке. 4. Подвести к выразительному исполнению взятой на себя роли, озвучиванию слов автора. 5. Активизировать в речи фразеологизм, образные выражения. 6. Учить использовать глаголы, характеризующие нарастания действия.
| Декабрь 1 - неделя | Маски, модели – описания героев, грамзапись сказки «Колосок». | Загадки. Оставление схемы – подсказки. Рассказывание по схеме. Прослушивание грамзаписи. Пантомимические этюды. «Стыд», «Усталость», «Голод». Игра – драматизация. |
19 20 | Тема: Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картин. «Ленивая Галина и трудолюбивая Марина». Цель: 1.Свзная речь: - развивать у детей умение связного построения рассказа при заданном начале и конце; - уточнить представления о жанровых особенностях рассказа, сказки; - закрепить представления о структуре текста; - помочь придумать название к рассказу; - учить соотносить смысл пословиц с содержанием сказки; 2.Грамматика; -учить использовать разные синтаксические конструкции; - учить распространять предложения из двух слов; 3.Словарь: - активизировать в речи фразеологизм; - учить подбирать определения, обстоятельства времени, действия. 4.Звуковая культура речи: - упражнять в произнесении скороговорки в разном темпе. | Декабрь 2 - неделя | Четыре сюжетные картинки, видеозапись рассказов. | Составление рассказа по картинкам. Беседа. Игра «Живые слова». Проговаривание скороговорок. |
21 | Тема: Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Цель:1. Довести до сознания детей замысел сказки. 2.Познакомить с новой пословицей о труде. 3.Выбрать из знакомых пословиц о труде наиболее подходящую по смыслу к сказке. 4.Развивать интерес к жару сказки, подводить к осознанию её особенностей. 5. Развивать внимание детей, умение выделять пропущенные части сказки в мультфильме. 6. Обращать внимание на образные выражения. 7. Активизировать в речи детей фразеологизмы. 8. Учить оценивать поступки героев. | Декабрь 3 - неделя | Мультфильм к сказке «Мороз Иванович». | Рассказывание; Просмотр мультипликационного фильма. Игра по сказке. |
22 23 | Тема: придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица), Составление частушек. Цель:1.Связная речь: - учить детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености. - подводить к самостоятельному отбору схем – подсказок, необходимых для описания петуха в частушке; - помочь придумывать загадки, частушки согласно модели; 2.Словарь: - активизировать в речи фразеологизм; - учить подбирать образные характеристики к описываемому герою частушки; 3. Грамматика: - учить составлять предложения с противительным союзом «а»; - развивать умение распространять предложение из двух слов; 4.Звуковая культура речи; - учить при составлении загадок, частушек в стихотворной форме подбирать слова в рифму, развивать чувство ритма; - упражнять в выразительном исполнении придуманных частушек под музыку с танцевальными движениями. | |||
24 | Тема: Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Цель:1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями, подвести к пониманию её аллегории, воспитывать чуткость к образному строю её языка. 2.Подвести к пониманию значения пословиц о труде, связывать значение пословицы с определённой ситуацией. 3. Повторить пословицы о труде, изученные на предыдущих занятиях. | Декабрь. 4 - неделя | Иллюстрации к басне. | Беседа. Чтение басни. Вопрос – ответ. Чтение басни по ролям. |
25 26 | Тема: Придумывания небылиц, игра – фантазирование по украинской народной сказке «Колосок». Цель: 1.Связная речь: - подвести детей к пониманию общей темы, по разным названий произведений. - учить составлять нелепицы про мышат, рассказывать сказку «Колосок» «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые; - упражнять в выразительном исполнении принятые на себя роли ленивого петуха и трудолюбивых мышат; 2.Грамматика: - упражнять в распространении предложения (составлении нелепиц 3.Словарь: - учить использовать при рассказывании образные выражения, фразеологизмы, уже знакомые детям по предыдущим занятиям; - формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте, аргументировать свои суждения. | Январь 2 - неделя | Материалы к рисованию нелепиц. | Работа по схемам – подсказкам. Разбор стихотворения. Рисование нелепицы. |
27 | Тема: ознакомление с приёмами создания сказок. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Цель: 1.Подвести к пониманию замысла сказки. 2. Помочь подобрать из трёх предложенных пословиц соответствующую содержанию сказки. 3. Учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев. 4. Передавать диалоги героев с интонацией насмешки, обиды, просьбы. | Январь 3 - неделя | Материалы для показа сказки на фланелеграф, иллюстрации к основным эпизодам сказки (лиса украла рыбу, волка бьют жители деревни, волк везёт лису). | Беседа. Работа по картинкам на фланелеграф. |
28 | Тема: Пересказывание сказки, «Лисичка – сестричка и серый волк». Цель: 1.Связаная речь: - познакомить детей с приёмом повтора как с жанровой особенностью сказок; - учить последовательно, пересказывать сказку с опорой на воображаемый план, составленный самими детьми; - развивать умение пересказывать сказку от лица литературных героев. 2. Словарь: - способствовать творческому воспроизведению текста сказки; - учит использовать в речи глаголы, характеризующие продолжительность действий героев сказки (приём автора); - развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки; - учить подбирать синонимы к глаголам. - уточнить представления о фразеологизмах (морочить голову, уносить ноги). - познакомить с новым фразеологизмом «душа в пятки ушла» 3.Грамматика: - учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 4.Грамматика: - учить передавать интонации насмешки, восклицания, обиды, просьба в диалогах героев. | Январь 3 неделя | Материал для иллюстрации воображаемого детьми плана на фланелеграфе. | Рассказывание сказки с установкой на пересказ. Беседа. Коллективное пересказыванию по частям. Пантомимический этюд «Горе, Хитрость, Голод, Злость». Пересказ от имени героев. |
29 30 | Тема: Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». Цель: 1. Подвести детей опосредованному восприятию сказки (грамзапись). 2. Уточнить представления о жанровых особенностях сказки. 3. выражать своё отношение к производящему с передачей слов сказителя с использованием фразеологизмов. 4. Учит использовать сказочные повторы действий героев, образную лексику. 5. Составить схемы – описания героев, не представленных в сказке. 6. Учит детей выразительному исполнению взятой на себя роли. В гостях у передачи «Спокойной ночи малыши». 7. Развивать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях, на основе обобщения деталей текста. 8. Анализировать совместно с детьми видеозапись драматизации сказки.
| Январь 4 - неделя | Маски, модели – описания героев, грамзапись сказки «Лисичка сестричка и серый волк», видеозапись драматизации. | Описание лисы по схеме. Слушание грамзаписи сказки. Игра в художники. Пантомимические этюды «Горе, хитрость, голод, злость». Показ плоскостного театра «в гостях у передачи» с режиссёрскими дополнениями образных характеристик героев, с опорой на схемы подсказки. Анализ видеофрагмента, записи показа театра. (индивидуальная работа).
|
29 30 | Тема: Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». Цель: 1. Подвести детей опосредованному восприятию сказки (грамзапись). 2. Уточнить представления о жанровых особенностях сказки. 3. выражать своё отношение к производящему с передачей слов сказителя с использованием фразеологизмов. 4. Учит использовать сказочные повторы действий героев, образную лексику. 5. Составить схемы – описания героев, не представленных в сказке. 6. Учит детей выразительному исполнению взятой на себя роли. В гостях у передачи «Спокойной ночи малыши». 7. Развивать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях, на основе обобщения деталей текста. 8. Анализировать совместно с детьми видеозапись драматизации сказки.
| Январь 4 - неделя | Маски, модели – описания героев, грамзапись сказки «Лисичка сестричка и серый волк», видеозапись драматизации. | Описание лисы по схеме. Слушание грамзаписи сказки. Игра в художники. Пантомимические этюды «Горе, хитрость, голод, злость». Показ плоскостного театра «в гостях у передачи» с режиссёрскими дополнениями образных характеристик героев, с опорой на схемы подсказки. Анализ видеофрагмента, записи показа театра. (индивидуальная работа).
|
31 | Тема: Составление рассказов по пословице «По работе и награда» (в ситуации письменной речи). Цель: 1. Связная речь: - уточнить представления детей о жанровых отличительных особенностях рассказа от сказки, пословиц; -учить составлять структурно правильно оформленный рассказ в ситуации письменной речи. 2. Словарь: - активизировать в речи фразеологизмы с помощью игры: «Подбери нужную картинку». - подвести к использованию образных слов при составлении рассказов. 3. Грамматика: - учить распутывать предложения – небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле). 4 Последующая работа: - анализировать совместно с детьми видеоматериалы (рассказы детей). | Февраль 1 - неделя | Картинки к фразеологизмам, фонограммы мелодий, видеозапись рассказов. | Беседа. Составление рассказа. Игра: «Подбери картинку к выражению», «Распутай небылицу». |
32 33 34 | Тема: Знакомство с волшебной русской народной сказкой «» По щучьему велению». Цель: 1. Познакомить детей с новым видом сказки – волшебной. 2. Учить воспринимать сказочные превращения, волшебные слова. 3.Расширить представления детей о сказочных концовках (я там был …, вот и сказке конец…). 4.Учить воспринимать сказочные превращения, волшебные слова. 5.Уточнить представления о приёме тройственности (три дня и три ночи спал). 6. Учить замечать и понимать образную лексику сказки (непробудным сном, красный молодец, пир на весь мир и т.д.). Тема: Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин «Волк на рыбалке», сравнение со сказкой «Лисичка сестричка и серый волк». Цель: 1. Помочь детям понять разницу между добрым юмором. Несущим радость, и ложью, придуманной для выгоды. 2.Связаная речь: - развивать умение придумывать разные варианты юмористической концовки сказки по серии сюжетных картин: - закрепит представления о структуре произведения, использовать сказочный зачин и концовку: - подвести к использованию при составлении сказки приёмов повтора, тройственности, изоморфизма. 3. Грамматика: - учить составлять простые распространенные предложения; - учить образовывать степени сравнений существительных, прилагательных с помощью суффиксов (Рыба – рыбица, большая - большущая). 4. Словарь: - активизировать в речи образную лексику (что есть мочи, душа в пятки ушла, в поте лица). | Февраль 1 – неделя Февраль 2 - неделя | Иллюстрации к сказке. Диафильм. Четыре сюжетные сказки. | Чтение сказки. Беседа. Просмотр диафильма. Беседа по картинкам. Разбор. Придумывание сказки. Пантомимические этюды: «Горе, Злость, Голод, Хитрость». Игра в небылицы. Рассказ сказки по сюжетным картинка. |
35 | Тема: Чтение сказки Джани Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка». Цель: Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок, замечать выразительные средства, понимать целесообразность использования их в тексте, придумывать разные варианты окончания сказок. | Февраль 3 - неделя | Книги сказок с иллюстрациями. | Чтение сказки. Беседа. Составление вариантов окончания сказки. Сопоставительный анализ. |
36 37 38 | Тема: игра – фантазирование (показ плоскостного театра), придумывание сказки «Хитрая лиса». «Салат из сказки», «Лисичка сестричка и серый волк, Лиса и козёл». Цель: Связная речь: - познакомить детей с новым приёмом создания сказки; «Салат из сказок». - учить последовательно, связно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок (Лисичка сестричка и серый волк, Лиса и козёл), самостоятельно отбирать необходимых героев для показа плоскостного театра; - подвести к использованию приёма повтора, сказочного зачина и концовки. - упражняться в выразительном исполнении ролей героев сказки: лисы, деда, козла, бабки (режиссёрские дополнения образных характеристик героев сказки). 2.Словарь: - учить использовать образные выражения в описании героев сказки (лиса – красавица, плутовка, рыжая головка, как бусинки глазки, чёрный носик, пушистый хвостик; козёл головой поматывает, бородой потрясывает, по сторонам поглядывает); - активизировать в речи знакомые фразеологизмы (на ворон зазеваться, уносить ноги, насилу найти). 3.Граматика: - учить использовать разнообразные синтаксические конструкции. Тема: рассказывание мордовской сказки «Как собака друга искала». Цель: 1.помочь Деям понять замысел сказки (Там, где дружат живут не тужат; Начался разлад и друзьям не рад; Собака друг человека, она охраняет его жильё, А он ей спасибо говорит, кормит, будку строит). 2. Обратить внимание детей на жанровые особенности сказки; временной зачин, сказка – притча. 3. Учить оценивать поступки героев в разных ситуациях, аргументировать суждения. | Февраль 3 – неделя: Март 1 - неделя Март 1 - неделя | Мультфильм «Салат из сказки». Посылка от сказочных героев, видеозапись показа театра, фигуры для плоскостного театра. Цветные карандаши, контурные иллюстрации собаки. | Сюрпризный момент. Просмотр мультфильма «Салат из сказок». Составление «салата» из двух знакомых сказок. Игра – драматизация. (обыгрывание сказки в плоскостном театре.) Рассказывания сказки. Беседа по сказке. Раскрашивание контура собаки в разных ситуациях (удивление, страх, радость). |
39 40 | Тема: пересказывание сказки «Как собака друга искала». Цель: 1. Связная речь: - учить детей последовательно воспроизводить сказу по схеме; - расширять представления о зачинах, обратить внимание на временной зачин в сказке (давным-давно); - учить использовать косвенную речь в пересказе от лица литературного героя (сказала, чтобы…). 2. Словарь: - активизировать речи знакомые фразеологизмы. Обращённые выражения (медведь – богатырь, один – одинешенек, бранится); - учить использовать глаголы определяющие действия героев (ласт, квакает, шипит, воет, рычит). 3.Грамматика: - учить использовать сложные синтаксические конструкции в косвенной речи. 4 Звуковая культура речи: -упражнять в выразительном интонировании диалогов героев: - учить чётко артикулировать гласные и согласные звуки при эмитации голосо животных (ква – ква, пи – пи, р – р – р, ш - ш- ш, гав,гав). | Март 2 неделя | Картинки с героями сказки (Лягушка, уж, собака, мышь, волк, медведь), фланелеграф. | Описание каждого героя (способ передвижения, голос, озвучить). Разбор сказки. Пантомимические этюды «Страх, Удивление». Раскладывание картинок в нужной последовательности. Пересказ от лица героев. |
41 | Тема: Показ плоскостного театра по мордовской сказке: «Как собака друга искала». Цель: 1.Подвести детей к опосредованному восприятию сказки. (Запись на магнитофоне). 2. Учить выражать собственное отношение происходящему с передачей слов сказителя и использованием фразеологизмов (душа ушла в пятки, как в воду опущенный). 3. Учить использовать образную лексику (одна – одинешенька, лягушка квакушка, мышка – норушка, зайка – побегай-ка и т.д.) 4. Развивать умение создавать психологические портреты героев в проблемных ситуациях на основе обобщения имеющихся в тексте детали.
| Март 3 - неделя | Аудиозапись сказки, видеозапись зайки из сказки, фигуры для плоскостного театра. | Просмотр видеозаписи. Придумывание красивых названий животных. Прослушивание аудиозаписи. Беседа. Театрализация сказки в плоскостном театре. |
42 43 | Тема: Составление рассказа: «У меня пропал щенок». Цель: 1. Связная речь. - учить детей составлять связный рассказ по предложенному плану; - учить описывать выбранного героя. Правильно называть наиболее характерные признаки, обозначенные на схеме (цвет, шерсть, наличие пятен, форма глаз, нога, хвост). 2.Словарь: - активизировать образную лексику в описании щенка, дня (солнечный, ясный, тёплый. Летний. Осенний и т.д.), собственного состояния (как в воду опущенный, голову повесил, горюет). 3.Грамматика: - формировать умение конструировать сложные предложения в ситуации письменной речи. Тема: Чтение басни А.Н.Толстого «Собаки и её тень». Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, её образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. | Март 3 – неделя Апрель 1 - неделя | Четыре картинки с изображением щенков разного окраса и отдельно схемы с формами глаз, носа, хвоста. Бумага, карандаши, иллюстрации к басне. | Чтения стихотворения. Беседа. Описание по схеме. Пантомимические этюды: «Страх, удивление». Составление рассказа. Чтение басни. Беседа. Рисование к пословице и рассказу. Обсуждение. Сочинения рисунков. |
44 | Тема: «Придумывание сказки Машенька и щенок». Цель: 1. Связная речь: - учить детей связно, последовательно рассказывать сказку по временной модели; 2.Словарь: - активизировать в речи образную лексику (одна = одинёшенька, душа в пятки ушла, дремучий лес, ясный и солнечный день). 3.Грамматика: - развивать чувства ритма и рифмы (продолжить фразу в рифму). | Апрель 1 - неделя | Временная модель к сказке. Карточки схемы. | Придумывание сказки. Пантомимические этюды: «Страх, удивление». |
45 | Тема: пересказ сказки «Трусливый котёнок». Цель: - учить детей передавать содержание текста полно, последовательно выразительно совершенствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью. Формировать возможность перевоплощения с использованием мишки, пантомимики, ритмической стороны речи. | Апрель 2 - неделя | Мольберт, сказка «Трусливый котёнок, СD, музыкальный центр, альбомные листы и кисточки по числу детей, баночки с водой и гуашью, влажные салфетки, мешок чёрного цвета.» | Загадка. Прослушивание сказки на СD, с демонстрацией из книжки. Беседа по прочитанному под музыкальное сопровождение. Упражнение: «волшебный мешок». Рисование. П/ и «Кошка». Пересказ. |
46 | Тема: Пересказ сказки: «Как капелька стала снежинкой». Цель: - совершенствовать навык пересказа; - развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память, мышление. - совершенствовать грамматический строй речи. - совершенствовать конструктивные навыки. | Апрель 2 - неделя | Мольберт, магнитная доска, сказка «Как капелька стала снежинкой», СD, музыкальный центр, электрический чайник, тарелка, тонкая бумага белого или голубого цвета, клеевые карандаши, влажные салфетки. | Опыт: «Откуда берётся дождь?» прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте. Беседа по сказке. П./и «снежинки». Пересказ по мнемотехнической таблице. Изготовление поделки «Снежинка», в технике оригами. |
47 48 | Тема: Составление рассказа по картинке «Весна». Цель: - учить индивидуально составлять рассказ на предложенную тему по картине и опорным вопросам; - учить образовывать новые формы слов; - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно; - сравнивать смысл пословицы с содержанием сказки. Тема: Сочинение сказки по опорным словам. Развитие логической (смысловой) памяти. Цель: 1.Учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов. 2. Учить подбирать слова, используя рифму; 3.Учить описывать предмет по картинке, выделяя его характерные признаки; 4. участвовать в коллективном составлении сказки по опорным словам; Учить отвечать на вопросы по содержание прослушанного текста; 6. Учить выделять и называть персонажей сказки, оценивать героев по их поступкам. | Апрель 3 – неделя Апрель 3- неделя | Сюжетная картинка «Весна». Карточки. Картинки из сказки. | Рассматривание картинки. Беседа. Составление рассказа. Игра «Закончи предложение». Прослушивание сказки «За двумя зайцами». Пересказ по вопросам. Загадки – отгадки. Работа по карточке. Беседа по сказке. Сочинение по сказки. Разучивание скороговорок. |
49 | Тема: Сочинение сказки по данному началу. Слова, близкие по значению. Цель: 1. учить сочинять сказку по данному началу. 2. учить подбирать слова близкие по смыслу, по значению. 3. Учить формулировать личную оценку поступков героев. 4.учить последовательно, пересказывать сказку. | Апрель 4 - неделя | Карточки с рисунком. Пятачок игрушка. | Загадка. Сюрпризный момент. Сочинение сказки по данному началу. Пересказ сказки. |
50 | Тема: «Космические игры» деда Буквоеда. Рабата над текстом Казке о созвездиях. Чтение загадок. Цель: 1. продолжать учить отгадывать загадки, шарады, кроссворды. 2. отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста. 3Участвовать в диалоге при обсуждении. 4.Развивать технические процессы. | Апрель 4 - неделя | Кроссворд. Кукла «Баба - яга». Сказка Л. Талимоновой о созвездии Волопаса. | Загадки. Сюрпризный игровой момент. Отгадывание кроссворда. «Космическая игра». |
51 | Тема: Игры деда Буквоеда; ребусы, слова перевёртыши, превращения слов. Слова противоположные по значению, сова – перепутанки. Цель: 1. Развивать речевые способности (способности к догадке, способность к использованию речи как средству разностороннего анализа предметов, их синтеза, объединение в группы и классы). 2.развивать коммуникативные способности (способность к сотрудничеству, диалогу). 3. Развивать технические функции, связанные с речевой деятельностью (устойчивое произвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, осмысленное, целенаправленное, продуктивное мышление). | Май 1 - неделя | Запутанное письмо со слогами. Картинки к игре «Кто лишний?» (звери, Птицы, цветы, электроприборы, посуда). Картинка с ребусами. | Беда по сказке. Игра первая «Перепутанка». Рифма. Запутанное письмо – игра «Слоги расыпалось». Игра на классификацию «Кто лишний». Разгадывание ребусов. Игра «Ложная рифма». Весёлое чтение перепутанного стихотворения. |
52 | Тема: Сочинение сказки по картинке. Использование слов – признаков для красочного описания. Композиционные части сочинения: 1. – вступление; 2. – основная часть – рассказ; 3. Заключение. Цель: 1.Обучение рассказыванию, пересказу, составление небольших текстов. 2. Развивать психические функции связанные с речевой деятельностью (память во всех её видах, творческое воображение). 3. Развивать коммуникативные способности (способность к сопереживанию, эмоциональность). | Май 1 - неделя | Картинка. Карточка. | Организационный момент. Работа по карточке. Беседа. Работа над коммуникацией сказки. Полный пересказ сказки. |
53 | Тема: «Клубок сказок». Цель: 1. Воспитывать внимание, гибкость мышления. 2. Формировать умение достойно отстаивать свою точку зрения. | Май 2 - неделя | Картинки к сказкам. | Чтение стихотворения. Загадки по сказкам. Игра «Распутай узелок». |
54 | Тема: «В гостях у золотой рыбки». Цель: - развивать диалогическую речь детей, активизировать их словарь, воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества. | Май 2- неделя | Картинка аквариума с рыбками, Сосуд с водой и рыбкой, салфетки, панно аквариума, модели заготовки рыбок (туловище, хвост, плавники, голова). | Загадка. Беседа. Рассматривание. Описание. Игра с речедвижением. Выкладывание силуэтов рыбок. Рассказ. |
55 | Тема: «Сказку переделать нужно». Цель: 1. закрепить умение отвечать на вопросы по сказке, аргументировать свои ответы; 2. Познакомить с методом фантограммы. 3. развивать интерес к творчеству. | Май 3 - неделя | Иллюстрации к сказке «Красная шапочка». | Беседа по сказке. Рассказывание – переделывание. Игра малой подвижности: «Мы по сказке походили.» |
56 | Тема: «Сказки на новый лад» разрешаем противоречия. Цель: 1. выявить положительные и отрицательные свойства, функции какого – либо предмета, явления, ситуации, поступка; помочь детям в щадящем режиме освоить этапность разрешения противоречий; развивать творчество, фантазию детей в совместной деятельности. | Май 3 - неделя | Иллюстрации к сказке «Колобок» альбомные листы, восковые мелки, карандаши. | Игра на разрешение противоречий «Хорошо и плохо». Пересказ сказки по схеме «хорошо, да не очень…» сочинение сказки «Колобок » на новый лад. Зарисовка Колобка в новом обличие. |
57 | Тема: «Наши четвероногие друзья». Цель: Вовлекать детей в активный групповой разговор, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать. | Май 4 - неделя | Картинки домашних четвероногих друзей- котёнок, собака. Альбомные листы. Восковые карандаши. | Беседа. Описание. Рисование. Оформление книжку самоделку. Рассказы детей, по иллюстрациям. |
Тема: «Литературная викторина». Цель: 1.Развивать творческие способности детей в речевой деятельности; 2. создавать условия для формирования активной жизненной позиции и позитивного отношения к окружающему миру. 3. Совершенствовать умение подчинятся правилам. 4. Формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками. 5. развивать детское воображение. | Май 4 - неделя | Картинка с ребусами. Цветик – семицветик. Иллюстрации к сказкам. 4 Домика разные по цвету и форме. Атрибуты и шапочки для драматизации. | Игра – ребусы. Работа со словами близкими и противоположными по значению. Работа с крылатыми выражениями. Угадывание героев сказок. Загадка с координатами. Драматизация. |
Показатели освоения ребёнком позиции субъекта | Речевая деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. пересказ | 2.Описательные и повествовательные рассказы. | 3.Творческие рассказы. | 4.Развития словаря. | 5. Морфология. | 6. Синтаксис. | 7.Словообразование. | 8.Интонационая выразительность речи | 9.Работа со схемами и моделями. | 10.Объяснительная речь. | 11. Интерес к языку. | |||||||||||||||||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | |||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Алимурадова Д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Батечко В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Зайцева С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Лебедева С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Орлов С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Селиверстов В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Соловьёва С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Постникова Ю. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Фархутдинова Э. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Шмадченко В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Табель учета посещаемости кружка «Говоруша» на 2014 г - 2015 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Базик И.Я. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию при ознакомлению детей дошкольного возраста с литературными произведениями. Авторский реферат. Москва 1986г.
- Ворошинина Л.В. Обучение творческому рассказыванию. Д.В.1991 №2. с 2 – 10.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Ребёнок и книга. СПб., 1999г.
- Зникевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.,1998г.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М., 1998 г.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958 г.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия. М., 2009 г.
- Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. СПб. Детство – Пресс.2009 г.
- Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6 -7 лет: Конспекты занятий. Волгоград: Учитель,20011г.
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. организация полноценной речевой деятельности в детском саду. Спб. Детство – Пресс. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмика для малышей»
Данная дополнительная образовательная программа носит развивающий характер, рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), не посещающих данное ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Танцевальная мозаика»
Цель программы:Создание условий для развития детского танцевального творчества старших дошкольников....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)...