Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
художественно - эстетической направленности «Волшебная изонить».
для детей 5-7 лет.
Срок реализации 2 года.
Автор-составитель:
Харланова Наталья Викторовна
Воспитатель 1 квалификационной категории.
г.Ноябрьск. 2010 год.
Пояснительная записка.
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. .В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых - «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук ( что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга), глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса.
Программа разработана на основе учебно-методических пособий: Н.Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», Л.И. Бурундукова «Волшебная изонить».
Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования изонити- одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.
Целью данной программы является овладение детьми техникой изонити, развитие творческих способностей. Эта программа решает задачи по нескольким направлениям.
1. Задачи по развитию у детей математических представлений:
-Раздел «Геометрическая форма».
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.
-Раздел «Количество и счет».
Упражнять детей в количественном и порядковом счете. Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от на чала отсчета и направления счета. Дать понятие о точке отсчета.
- Раздел «Ориентировка на плоскости».
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Задачи по сенсорному развитию:
-Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
-Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
3. Задачи по умственному воспитанию:
-Развивать абстрактное мышление.
-Обучить плоскостному моделированию — умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение».
4. Задачи по трудовому воспитанию:
-Научить работе с трафаретом. Научить технике работы с изонитью.
5 Задачи по физическому воспитанию:
-Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Задачи по нравственному воспитанию:
-Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7.Задачи по эстетическому воспитанию:
-Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус.
-Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
8. Речевые задачи:
-Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Программа дополнительного образования «Волшебная изонить» рассчитана на детей старшего (5-7 лет) дошкольного возраста.
Программа реализуется в течении двух лет в ходе непосредственно- образовательной деятельности при организации кружка «Волшебная изонить», 1 раз в неделю, длительность совместной деятельности – 25-30 минут.
Предлагается использовать такую форму работы, как совместная деятельность. В совместной деятельности дети с удовольствием целенаправленно общаются, помогают друг другу.
Ожидаемый результат – это овладение детьми техникой изонити, умение создавать свои образы и композиции из различных элементов. В итоге у них формируются умственные, ручные, творческие, коммуникативные способности, что подготавливает ребят к успешному обучению в школе.
Способы определения результативности овладения техникой изонити- это наблюдение, тесты.
Они включают в себя следующие критериальные показатели.
К концу обучения дети должны:
Знать:
- правила работы с изонитью;
- правила и последовательность работы над окруж ностями, треугольниками, квадратами, ромбами.
Уметь:
- отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, вы полнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой сто роне, а на изнаночной видны только стежки);
- дорисовывать изображение после вышивки угла;
- укреплять нить с обратной стороны;
- выполнять узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона;
- определять направление углов;
- отмечать отверстия на картоне по отметкам на тра фарете;
- пользоваться линейкой, измерять линию, определять ко личество отверстий на стороне угла;
- вдевать нить в иголку и завязывать узелок;
- самостоятельно подбирать цвет ниток;
- выполнять окружности, треугольники, квадраты, ромбы в технике изонити, пользуясь тра фаретами,
- моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга;
- выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины,
- анализировать образцы;
- определять размеры трафаретов на глаз, использовать фигурную линейку или рисовать волну «от руки»;
- самостоятельно дополнять или изменять рисунок, приемом накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные;
- создавать свои композиции.
Иметь представление:
- О прямом, остром, тупом углах;
- о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.
При выявлении результатов в освоении детьми техники изонити используется несколько видов оценки.
Промежуточная диагностика- с целью выявления результатов усвоения техники изонити и
итоговая диагностика, которая проводится в конце обучения.
Программой определены критериальные показатели систематизирующие процесс реализации задач программы. Данные критериальные показатели представлены диагностической карте.
При проведении итогов реализации дополнительной образовательной программы «Волшебная
изонить» используются такие формы, как
-выставки детских работ;
- участие детей в различных конкурсах;
-мастер-классы для родителей, которые проводят дети под руководством педагога.
Ориентированная прежде всего на творчество ребенка программа обращена и к педагогу и дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, которые обеспечивают эффективное развитие личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
(первый год обучения).
№ | Реализация программы. | Месяц. | Количество занятий в год. | Длительность одного занятия (в неделю), мин. |
1. | «Углы» | Сентябрь- Январь | 19 | 25 |
2. | «Треугольники» | Февраль-Март | 8 | 25 |
3. | «Квадраты», «Ромбы» | Апрель | 4 | 25 |
4. | «Композиции» | Май | 2 | 25 |
5. | Диагностика | Май | 2 | 25 |
Итого | 35 | 14часов58 минут | ||
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (второй год обучения).
№ | Реализация программы. | Месяц. | Количество занятий в год. | Длительность одного занятия (в неделю), мин. |
1. | «Углы, треугольники, ромбы, квадраты». Закрепление. | Сентябрь | 4 | 30 |
2. | «Круги, завитки» | Октябрь- Февраль | 19 | 30 |
3. | «Композиции» | Март- Май | 11 | 30 |
4. | Диагностика | Май | 1 | 30 |
Итого | 35 | 17часов50минут | ||
Содержание программы дополнительного образования. (Первый год обучения)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Методы и приемы | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | 1 | 1. «Грибок» | Беседа. Практическая работа. | 1. Познакомить с техникой изонити. 2.Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки), дорисовывать изображение после вышивки угла. 3. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. 4. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок. | Для воспитателя — образец (можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета — желтыми, коричневыми, красными). Для каждого ребенка — лист цветного картона (желтого или зеленого), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками — 1 см); иголка с широким ушком, ножницы, катушка ниток (желтого, коричневого или красного цвета). |
2 | 2. «Домик» | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома). 2.Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью. | Для воспитателя — готовый образец. Для каждого ребенка — заготовка — картонка с нарисованным прямоуголь ником — стена дома (крыша обозначена 7—8 отверстиями; расстояния между отверстиями 1 см; на обратной стороне картонки один угол с отверстиями); нитки, ножницы, игла. | |
3 | 3. «Рыбка» | Беседа. Практическая работа. | 1. Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол. Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом. 2. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток). | Полуготовый образец «Рыбки» — заготовка (контурное изображение рыбки без хвоста), хвост обозначен отверстиями. Расстояние между дырочками — 1 см. Для каждого ребенка: заготовка такая же, как у воспитателя; прямоугольный треугольник; две предыдущие работы — «Гриб» и «Домик»; иголка, катушки ниток (4—5 цветов), ножницы; три узкие полоски плотной бумаги. | |
4 | 4. «Морковка» | Беседа. Практическая работа. | 1 Научить закреплять нить после ее окончания 2. Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки). 3.Вспомнить названия овощей и их внешний вид. 4. Повторить правила работы. | Для воспитателя — готовый образец, заготовка, прямоугольный треугольник. Для детей — заготовка (картонка с изображением острого угла и отверс тиями на изнаночной стороне, расстояния между отверстиями — 1 см); игла, катушка с нитками, ножницы, фломастеры (оранжевый и зеленый). | |
Октябрь | 1 | 5. «Закладка» | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить закреплять нить с обратной стороны закладки. 2. Закрепить навык выполнения углов на узкой полосе картона (рассто яние между отверстиями 0,7 см).
| Для воспитателя — образец. Для детей: заготовки (с изнанки нарисованы углы, проделаны отверстия), треугольники-линейки, иглы, нитки разного цвета, полоски цветного картона размером 5x15 см. |
2 | 6. «Узор на закладке» | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла, определять направление углов, выполнять узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона. 2. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. . 3. Закрепить у детей умение самостоятельно подбирать цвет ниток. | Для воспитателя — полоса с тремя выполненными углами. Для детей — полоски цветного картона размером 15x5 см с нанесенными углами и отверстиями, расстояние между отверстиями — 0,7 см; на каждого ребенка линейка, цветные нитки трех цветов, иголка, ножницы. | |
3 | 7. «Узор на полосе» | Беседа. Практическая работа. | 1. Закрепить умение выполнять два угла изонитью на полоске цветного картона. 2.Повторить правила вышивки изонитью. | Для воспитателя — образец. Для детей — узкие полоски цветного картона (15x5 см) с нанесенными на них отверстиями, расстояние между отверстиями — 0,7 см; иглы, цветные нитки, ножницы, прямоугольные треугольники-линейки. | |
4 | 8. «Закладка с двумя тупыми углами». | Беседа. Практическая работа. | 1 Закрепить понятие об острых и тупых углах. 2. Продолжать учить анализировать образцы, выполнять изонитью тупые утлы. 3.Потренироваться в закреплении узлов на изнанке. | Для воспитателя — образец. Для детей — узкие полоски картона размером 15x5 см с нанесенными линиями и отверстиями, расстояние между отверстиями — 0,7 см; нити, иглы, ножницы, прямоугольные треугольники. | |
Ноябрь | 1 | 9. «Закладка с двумя углами». | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать рисунок на изнаночной стороне заготовки (сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах и т.д.). 2.Упражнять детей в выполнении острых углов, направленных в противоположные стороны. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — полоска цветного картона размером 15x5 см с нанесенными на изнаночной стороне линиями углов и проколотыми отверстиями (короткая сторона угла имеет восемь отверстий с расстоянием между ними 0,5 см, длина стороны 4 см, длинная сторона имеет тоже восемь отверстий с расстоянием между ними 1 см, длина ее 8 см); игла, нитки, ножницы. |
2 | 10. «Прямые углы». | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки, определять углы по прямоугольнику, сравнивать стороны. 2. Повторить правила выполнения углов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветная полоска картона размером 15x5 см, прямоугольный треугольник (линейка); игла, цветные нитки, ножницы. | |
3 | 11. «Шапочка – колпак». | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку. (Рисунок сделан детьми накануне.), отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете. 2.Закрепить знание правил работы с изонитью. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка: Конверт с трафаретами-треугольниками. Трафареты лучше изготовить из плотного картона, деления следует нанести авторучкой. Количество делений на двух сторонах должно быть одинаковым. | |
4 | 12. «Зонтик» | Беседа. Практическая работа. | 1 Закрепить понятие об острых и тупых углах. 2. Продолжать учить анализировать образцы, выполнять изонитью тупые утлы. 3.Потренироваться в закреплении узлов на изнанке. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка: Конверт с трафаретами-треугольниками. Трафареты лучше изготовить из плотного картона, деления следует нанести авторучкой. Количество делений на двух сторонах должно быть одинаковым. | |
Декабрь | 1 | 13. «Ваза» | Беседа. Практическая работа. | 1.Продолжить учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см. 2.Закрепить знание пространственного расположения углов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка: 1. Конверт с трафаретами-треугольниками. Трафареты лучше изготовить из плотного картона, деления следует нанести авторучкой. |
2 | 14. «Ёлочка». | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить, используя трафаретные треугольники, подкладывать один треугольник под другой (елочкой). .2. Совершенствовать умение работать изонитью. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — картонка (15x10 см) с нанесенными на обратной стороне по центру прямой и двумя ограничивающими линиями, конверт с трафаретами, карандаш, линейка, набор ниток зеленого цвета разных оттенков, игла, ножницы. | |
3 | 15.«Снежинка». | Беседа. Практическая работа. | 1.Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники. 2. Продолжить учить отмечать отверстия при помощи линейки. 3.Научить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — картонка (15 х 10 см) с пересекающимися линиями одинаковой длины (4—6 см); игла, белые нитки, ножницы, линейка. | |
4 | 16.«Фонарик». | Беседа. Практическая работа. | 1.Продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см. 2. Закрепить знание пространственного расположения углов. | Для каждого ребенка — картон размером 15x10 см (на изнаночной стороне нанесены линии); линейка, нитки разного цвета, игла, ножницы. Образца не давать. | |
Январь | 2 | 17. «Загадка» | Беседа. Практическая работа. | 1.Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники. 2.Научить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах. Придумать названия полученному на лицевой стороне изделия узору | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x5 см) с начерченными на из наночной стороне воспитателем линиями (длина стороны угла — 3,5 см);, нитки, иголка, ножницы, линейка. |
3 | 18. «Домик» | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки и отмечать отверстия по линейке, учить создавать образ домика в технике изонити путем наложения углов друг на друга. 2. Продолжать упражнять в анализировании образца. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветная картонка (15x10 см), на обратной стороне которой нанесены опорные точки (соединяя их, дети получают изображение домика); нитки, игла, ножницы, , карандаш, линейка. | |
4 | 19. «Хвост птички». | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки, определять углы по прямоугольнику, сравнивать стороны. 2. Повторить правила выполнения углов. | Для каждого ребенка — картон размером 15x10 см (на изнаночной стороне нанесены линии); линейка, нитки разного цвета, игла, ножницы. | |
Февраль | 1 | 20. «Заколдованный треугольник» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей выполнять треугольник в технике изонити, пользуясь трафаретами. 2. Познакомить с правилами и последовательностью работы над треугольниками | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (10 X 15 см), конверт с трафаретами, простой карандаш, нитки, игла, ножницы. |
2-3 | 21-22. «Звезда галактики» | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить создавать образ 2. Упражнять детей в работе по выполнении треугольников в технике изонити. 3.Знакомить с правилами и последовательностью работы над треугольниками. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветная картонка (15x10 см), цветные нитки, игла, ножницы, конверт с трафаретами (треугольниками.), простой карандаш. | |
4 | 23. «Девушка в косынке» | Беседа. Практическая работа. | 1. Учить детей плоскостному моделированию (создание из углов и треугольников образа девушки при использовании трафаретов). 2. Закрепить навыки по выполнению треугольников в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x10 см), трафареты углов и треугольников, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
Март | 1 | 24.«Открытка для мамы» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине треугольники и углы 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x10 см), трафареты углов и треугольников, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. |
2-3 | 25-26 «Композиция из углов и треугольников» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине треугольники и углы 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити.. 3.Развивать воображение. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x25 см), трафареты углов и треугольников, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
4 | .27. «Закладки для друзей» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей создавать композиции, используя разные по величине треугольники и углы 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (5x15 см), трафареты углов и треугольников, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
Апрель | 1 | 28 «Праздничные салфетки» | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить детей выполнять квадрат. 2. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x15 см) голубого цвета, принадлежности, необходимые для работы изонитью, конверт с трафаретами квадратов. |
2-3 | 29-30 «Праздничная скатерть». | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине квадраты, треугольники и углы ,анализировать образцы, определять размеры трафаретов на глаз. 2.Совершенствовать навыки выполнения квадратов, треугольников и углов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (10x15 см) синего цвета, принадлежности, необходимые для работы изонитью, конверт с трафаретами квадратов, треугольников и углов. | |
4 | 31. «Загадочные ромбы» | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить детей выполнять ромб в технике изонити 2. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам. | Для каждого ребенка — цветная картонка (15x10 см), трафарет —ромб с делениями, все принадлежности для работы изонитью. | |
Май | 1 | 32. «Композиция из ромбов» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок. 2. Закрепить технику выполнения ромба. 3. Развитие глазомера, воображения, | Для каждого ребенка — цветной картон (20x15 см), простой карандаш, ластик, нитки (желтый, оранжевый, красный, малиновый, темно-красный цвет), игла, ножницы. |
2 | 33 «Звезды» | Беседа. Практическая работа. | .Научить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок. 2. Закрепить технику выполнения ромба. 3. Развитие глазомера, воображения, | Для каждого ребенка — цветной картон (20x15 см), простой карандаш, ластик, нитки (желтый, оранжевый, красный, малиновый, темно-красный цвет), игла, ножницы. | |
3-4 | 34-35 Диагностика | Беседа. Практическая работа. | Определить уровень усвоения детьми техники изонити | Для каждого ребенка — цветной картон (20x15 см), простой карандаш, ластик, нитки (желтый, оранжевый, красный, малиновый, темно-красный цвет), игла, ножницы. |
Содержание программы дополнительного образования. (второй год обучения)
Месяц | Неделя | Тема занятия | Методы и приемы | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | 1 | 1. «Закладки» | Беседа. Практическая работа. | 1 Закрепить навык выполнения углов, ромбов, треугольников на узкой полосе картона (расстояние между отверстиями 0,7 см).
| Для воспитателя — образец. Для детей: заготовки (с изнанки нарисованы углы, проделаны отверстия), треугольники-линейки, иглы, нитки разного цвета, полоски цветного картона размером 5x15 см. |
2 | 2. «Тюльпаны» | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжить обучение детей технике изонити, (Выполнение цветка) 2.Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью. | Для воспитателя — готовый образец. Для каждого ребенка — заготовка — картонка с нарисованными тюльпанами; нитки, ножницы, игла. | |
3 | 3. «Подсолнух» | Беседа. Практическая работа. | 1. Закрепить знание детей о линейке (прямоугольным треугольником). Закрепить понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол. Продолжить обучение детей технике изонити . 2.Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток). | Для воспитателя — готовый образец. Для каждого ребенка: заготовка такая же, как у воспитателя; прямоугольный треугольник; иголка, катушки ниток (4—5 цветов), ножницы. | |
4 | 4. «Осенний букет» | Беседа. Практическая работа. | 1. Учить детей плоскостному моделированию 2 Повторить правила работы. с изонитью | Для воспитателя — готовый образец, Для детей — заготовка картона; игла, катушка с нитками, ножницы, фломастеры (оранжевый и зеленый). | |
Октябрь | 1 | 5 «Звезды» | Беседа. Практическая работа. | 1. Закрепить навыки выполнения ромбов, квадратов в технике изонить. | Для воспитателя — образец. Для детей: заготовки (с изнанки нарисованы углы, проделаны отверстия), треугольники-линейки, иглы, нитки разного цвета, картон. |
2 | 6. «Мячик» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами. 2. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (10 X 15 см), конверт с трафаретами окружностей, простой карандаш, нитки, игла, ножницы. | |
3 | 7. «Птица». | Беседа. Практическая работа. | 1. Учить детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов). 2. Закрепить навыки по выполнению окружностей в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x10 см), трафареты углов и окружностей, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
4 | 8. «Лошадь» | Беседа. Практическая работа. | 1 Закрепить понятие об острых и тупых углах., окружностях. 2. Продолжать учить анализировать образцы, выполнять изонитью окружности и углы. 3.закрепить умение делать узлы на изнанке. | Для воспитателя — образец. Для детей —картон размером 15x20 см с нанесенными линиями и отверстиями, расстояние между отверстиями — 0,7 см; нити, иглы, ножницы, прямоугольные треугольники. | |
Ноябрь | 1 | 9. «Зайчик» | Беседа. Практическая работа. | 1.Продолжать учить детей анализировать рисунок на изнаночной стороне заготовки (сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах и т.д.). 2.Упражнять детей в выполнении острых углов, направленных в противоположные стороны, овалов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка —картон 10x15, игла, нитки, ножницы. |
2 | 10 «Корова» | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки. 2. Повторить правила выполнения углов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон размером 15x20см,; игла, цветные нитки, ножницы. | |
3 | 11.«Снеговик» | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить создавать образ снеговика из разных по величине окружностей 2. Упражнять детей в работе по выполнению кругов, завитков в технике изонити. 3.Закрепить правила и последовательность работы над окружностями, завитками. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветная картонка (15x10 см), белые нитки, игла, ножницы, конверт с трафаретами (кругами), простой карандаш. | |
4 | 12.«Колокольчики»» | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить анализировать образцы, выполнять изонитью овалы, углы, треугольники. 2.Потренироваться в закреплении узлов на изнанке. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка: 1. Для каждого ребенка —картон 10x15, игла, нитки, ножницы.
| |
Декабрь | 1 | 13. «Снежинки». | Беседа. Практическая работа. | 1.Продолжить учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см. 2 Закрепить знание пространственного расположения углов. 3 Повторить правила выполнения углов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка: 1. Конверт с трафаретами-треугольниками. Трафареты лучше изготовить из плотного картона, деления следует нанести авторучкой. |
2-3 | 14-15. «Елка» | Беседа. Практическая работа. | 1.Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников и ромбов. 2. .закрепить у детей умение определять на линейке расстояние в сантиметрах. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — картонка (15 х 10 см) ,игла, цветные нитки, ножницы, линейка. | |
4 | 16 «Новогодняя открытка» | Беседа. Практическая работа. | 1.Продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см. 2. Продолжать учить анализировать образцы, выполнять изонитью окружности и углы. 3. Развивать воображение. | Для каждого ребенка — картон размером 15x10 см (на изнаночной стороне нанесены линии); линейка, нитки разного цвета, игла, ножницы. Образца не давать. | |
Январь | 2 | 17. «Перо жар-птицы» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок. 2. Учить технике выполнения завитка. 3. Развитие глазомера. | Для каждого ребенка — цветной картон (10x15 см), простой карандаш, ластик, нитки (желтый, оранжевый, красный, малиновый, темно-красный цвет), игла, ножницы. |
3 | 18 «Ангелочек» | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить создавать узор из углов и окружности путем накладывания их друг на друга. 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x10 см), трафареты углов и окружностей, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
4 | 19. «Волна». | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки, 2. Продолжать учить технике выполнения завитка. | Для каждого ребенка — картон размером 15x10 см (на изнаночной стороне нанесены линии);, нитки разного цвета, игла, ножницы. | |
Февраль | 1-2 | 20-21 «Сказочная птица» | Беседа. Практическая работа. | 1. Учить создавать композицию из завитков. 2. Развитие глазомера, воображения. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (20x15 см), цветные катушечные нитки, игла, ножницы, простой карандаш, ластик. |
3 | 22. «Девочка в сарафане» | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить соединять окружность и разные углы, создавать образ человека в длинной одежде. 2.Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. 3.Развивать умение подбирать цвет нитей. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — картонка с нарисованными на обратной стороне изображениями, нити, игла, линейка. | |
4 | 23«Сердечко-валентинка» | Беседа. Практическая работа. | 1. Закрепить навыки работы в технике изонить. 2. 2. Развивать доказательную речь у детей в процессе анализирования образцов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x15 см), цветные нити, игла, ножницы. | |
Март | 1 | 24. «Открытка для мамы» | Беседа. Практическая работа. | 1.Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы, завитки. 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити. | Для каждого ребенка — цветная бархатная бумага (10x15 см), принадлежности, необходимые для работы изонитью, конверт с трафаретами кругов. |
2 | 25.«Подснежники» | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки. 2. Повторить правила выполнения углов, ромбов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x10 см), карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
3 | 26«Рамки для фото» | Беседа. Практическая работа. | 1 Закрепить умение создавать композицию из завитков. 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (15x15 см), трафареты углов и окружностей, карандаш, цветные нити, игла, ножницы. | |
4 | 27. «На полянке» | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить создавать узор из углов и окружности путем накладывания их друг на друга. 2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — картон, конверт с трафаретами (кругами), линейка, карандаш, нитки, игла, ножницы. | |
Апрель | 1-2 | 28.-29 «Храм» | Беседа. Практическая работа. | 1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки. 2. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (20x25 см), принадлежности, необходимые для работы изонитью. |
3 | 30«Пасхальное яйцо» | Беседа. Практическая работа. | 1. Учить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы ,анализировать образцов, определять размеры трафаретов на глаз. Совершенствовать навыки выполнения окружностей с разными хордами. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (10x15 см) голубого цвета, принадлежности, необходимые для работы изонитью, конверт с трафаретами кругов. | |
4 | 31. .«Лебедь» | Беседа. Практическая работа. | 1. Научить детей выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины. 2. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам. | Для каждого ребенка — цветная картонка (15x10 см), трафарет — круг с делениями, все принадлежности для работы изонитью. | |
Май | 1-2 | 32-33 «Корабль» | Беседа. Практическая работа. | 1. Учить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности, квадраты, углы ,анализировать образцы. 2.Совершенствовать навыки выполнения окружностей с разными хордами, квадратов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (20x25 см), принадлежности, необходимые для работы изонитью. |
3 | 34 «Фуксия» | Беседа. Практическая работа. | 1.Учить вводить в изображение дополнительные нити в виде длинных штрихов, самостоятельно определять отверстия для них. 2. Развивать доказательную речь у детей в процессе анализирования образцов. | Для воспитателя — образец. Для каждого ребенка — цветной картон (10x15 см), цветные катушечные нитки, игла, ножницы, простой карандаш, ластик. | |
4 | 35. Диагностика. | Беседа. Практическая работа. | Определить уровень усвоения детьми техники изонити. | Для каждого ребенка — цветной картон (10x15 см), цветные катушечные нитки, игла, ножницы, простой карандаш, ластик. |
Диагностическая карта ребенка, посещающего кружок
«Волшебная изонить»
Ф.И. ребенка _________________________________
Таблица №1.
Имеет представление | Ориентируется на плоскости | Понимает | |||||||||
О разных углах | Об окружности | О хорде | О точке отсчета | верх | низ | слева | справа | середина | центр | вершина | край |
Таблица №2.
Различает | Умеет составлять изображения предметов и композиций | Владеет навыками работы | Знает правила работы с изонитью. | Умеет объяснять и доказывать | |||||||
Холодные и теплые тона | Изнаночную и лицевую стороны | Из углов, треугольников. | Из окружностей | Из квадратов. | Из ромбов. | Иголкой | ниткой | линейкой | трафаретом | ||
1- все задания выполняет при помощи воспитателя
2- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда требуется
помощь воспитателя.
3- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу выполняет самостоятельно.
- Низкий уровень - ребёнок знает правила работы с изонитью, но не может применить их на практике - не понимает, как их применить, самостоятельно выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью к воспитателю.
- Средний уровень - ребенок знает и понимает правила работы, может применить их на практике, но иногда путается и обращается за помощью.
- Высокий уровень - ребенок знает и понимает правила работы, все задания выполняет самостоятельно, помогает другим
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.
Список используемой литературы.
- Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить».-М.: Аст- пресс-книга.
- Воробьева Д.И. «Гармония развития» - С.-П.: Детство-пресс.
- Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». –С.-П.: Детство- пресс.
4. Интернетподборка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»
Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмика для малышей»
Данная дополнительная образовательная программа носит развивающий характер, рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), не посещающих данное ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Танцевальная мозаика»
Цель программы:Создание условий для развития детского танцевального творчества старших дошкольников....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Пояснительная записка...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...