Доклад по инновационной теме 2019-2020гг
учебно-методический материал
Самостоятельная поисковая деятельность позволит развить системное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_2019-2020gg.docx | 46.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Развитие умений осознанной классификации объектов»
В прошлом году я работала над темой «Освоение основ классификации объектов, как средство развития системного мышления»
К концу года дети научились:
- делить объекты окружающего мира на природный и рукотворный мир;
- делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления;
- делить объекты живой природы на мир растений, мир животных и царство грибов; объяснять основания такого деления.
Мир растений - 1 ярус – травы, 2 ярус – кустарники, 3 ярус – деревья
- звери (домашние и дикие)
-птицы (летающие и нелетающие, домашние и дикие)
-рыбы (морские и речные)
-черви
-насекомые (животные на 6 ножках)
-пауки (животные на 8 ножках)
-ракообразные (раки, крабы, креветки)
-делить объекты рукотворного мира по их назначениям и объяснять причину такого деления
-транспорт
-одежда
-посуда
-электроприборы
-инструменты
-мебель
-муз. инструменты, одежда и т.д
- дети научились задавать вопросы, используя имя признака.
Игры “Да – Нет” были постоены на простых тренингах с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения).
Если в старшей группе цель работы звучала как формирование представлений детей о природном и рукотворном мире, то в этом году цель направлена на совершенствование навыков и развитие умений осознанной классификации объектов посредством развития системного мышления.
Главная задача: Продолжать знакомить детей с моделью мира, совершенствовать умения классифицировать объекты природного и рукотворного мира.
Если сначала я давала представление о классификации природного и рукотворного мира, то в этом году я планирую углубить знания детей по освоению основ классификации. Дети должны научиться использовать полученные знания для самостоятельного построения алгоритма игры. На основе понимания признаков и их значений появляется самостоятельная игра детей в «Да – Нет - Ку» друг с другом. Самостоятельная поисковая деятельность позволит развить системное мышление. Работа осуществляется через систему игр-тренингов.
Планируем следующие тренинги:
- Игры «Да-Нет» с набором картинок (играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданной картинки) Например: Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос.
Вопросы, на которые отвечают «да»:
- В этом объекте есть круглая форма? (убираются объекты, где нет круглой формы.)
-Это объект рукотворного мира? (убираются объекты природного мира.)
-Этот объект по размеру меньше, чем дом? (убираются картинки с изображением объектов, которые в реальной жизни по размеру с дом или больше.)
-Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительный вывод: это объект сделан руками человек; по размеру меньше, чем дом; часть объекта имеет круглую форму.
-Это объект одного цвета? (убираются разноцветные картинки.)
-Этот объект издает музыкальный звук? (убираются объекты с немузыкальным звуком.)
-Это неваляшка?
Для проведения классификации необходимо, чтобы ребёнок мог анализировать сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты в группы.
Осваивать приемы обобщения и классификации моим воспитанникам помогает «Копилка признаков» и Модель мира. В развитии классификационных навыков происходит расширение знаний и умений за счёт углубления (дополнения) секторов «Рукотворного мира», «Живой и Неживой природы».
В работе с сектором «Природный мир», мы планируем расширять круг задаваемых вопросов: «Какого окраса объект», Какой на ощупь» и т.п.
Работа с сектором Живой природы.
- планируем изучить группы и представителей
-земноводные (лягушки, жабы)
-пресмыкающиеся (черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы)
моллюски (речные – морские)
-Группа «Грибы» - раскроем окультуренные – дикие, а также место произрастания (подземные – наземные – древесные) и др.
-Группа «Растения» - по месту произрастания: подводные – наземные; северные – южные; дикорастущие – культурные.
Работа с сектором Неживой природы.
В процессе работы с миром неживой природы, ввести условные обозначения состояний веществ.
- Человечки жидкого вещества(с опущенными руками) - вода в озере, реке, море, океане, ручье, водопад, дождь, роса и др.
-Человечки твердого вещества(с крепко держащими руками)- лед, снег, камни, горы, песок и др.
-Человечки газообразного вещества(бегущие человечки)- воздух, ветер, туман и т.д.
Работа с сектором Рукотворный мир. Продолжать учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам.(материал, цвет, форма, размер, части и т.п.)
В процессе выполнения заданий вместе с детьми мы уточним характеристики рукотворных объектов и при этом выявим признак «Функция» при помощи вопроса « Чем этот объект помогает человеку?», так как именно этот признак является основным при объединении объектов рукотворного мира в определенную группу.
Для расширения категорий я буду использовать модель мира, морфотаблицу, а для закрепления понятий я использую дидактические игры, как новые «Домино», «Крестики-нолики», так и имеющиеся в группе - настольная игра «Классификационное лото», «Найди пару», которые будут дополнятся представителями изученных групп.
Всё это я собираюсь реализовать, используя «Модель мира», как значимый элемент развивающей предметной среды в моей группе. Применяю модель, как в свободной игровой деятельности, так и непосредственно организованной. Ценность этого пособия для меня состоит в том, что оно всегда в работе, в него можно добавлять новые классификационные группы и картинки объектов.
Моя задача подготовить детей к успешному обучению в школе. К концу учебного года я постараюсь расширить представление детей о целостной картине мира, сформировать устойчивый познавательный интерес, обеспечить занимательное обучение навыкам классификации, используя системное мышление.
Литература:
1. Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков, М.: «АРКТИ», 2014 2. Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких - М.: «Педагогика-Пресс», 1993 3. http://www.psychomind.ru/pmis-771-1.html 4. Материалы авторского курса Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления и воображения дошкольников в контексте ФГОС ДО» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие инновационного потонциала ДОУ"
Инновационные технологии применящиеся в ДОУ....
Доклад «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии З.П. Дьенеша, Д. Кюизнера, Ф. Фрёбеля и программа "Мате +"...
Доклад Тема : Инновационный подход при организации предметно-развивающей среды
Инновационный подход при организации предметно-развивающей среды....
Доклад "Фестиваль - инновационная форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156
laquo;Фестиваль – инновационная форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156 Подготовил: музыкальный...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...