Доклад "Развитие инновационного потонциала ДОУ"
учебно-методический материал на тему

Молоканова Ирина Валентиновна

Инновационные технологии применящиеся в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metodobedinenii_28.01.2013_g.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении

Развитие

инновационного потенциала ДОУ

Воспитатель МБДОУ Центра развития ребенка – детского сада № 7 г. Рассказово

Молоканова

Ирина Валентиновна

2013 г.

Когда мир вокруг изменяется, нельзя не участвовать в этом процессе. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие образовательной практики способствует проявлению их творческого, инновационного потенциала.

Инновационный потенциал (коллектива) – способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Процесс обновления образования, его модернизация организуется людьми, следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в какой мере организаторы данной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

        Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения:

  1. восприятия, освоения и оценки нового;
  2. единства целеполагания и целеосуществления.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологий деятельности, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.

Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и ее продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

В-третьих, предоставление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная обратная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация (фасилитатор – тот, кто способствует, облегчает и помогает учиться (К. Роджерс, А.Б. Орлов, С.Я. Ромашина)).    

Результатом инновационной деятельности нашего детского сада является создание вариативных форм дошкольного образования. Был создан Мини-центр, в который входили группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.  

Данная модель организации работы с детьми раннего возраста и их родителями дает положительные результаты:

  1. дети из групп адаптации лучше, чем остальные, социализируются в детском саду;
  2. период адаптации к ДОУ проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние у малышей стабильное, они коммуникабельные, степень адаптации – легкая и средняя;
  3. дети, посещавшие группу адаптации, меньше подвержены простудным заболеваниям;
  4. обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью.

Поэтому переход детей из группы кратковременного пребывания в группу общеразвивающей направленности прошел без осложнений, что позволило мне быстро найти контакт и взаимопонимание с детьми и их родителями.

       При взаимодействии с родителями я использую метод игрового моделирования, провожу мониторинг по вопросам воспитания и развития детей, «круглые столы», размещаю информацию на сайте дошкольного учреждения, периодически прохожу курсы повышения квалификации, провожу мониторинг развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, использую в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, формирую у детей основы безопасной жизнедеятельности. В группе создана предметно-развивающая среда с учетом гендерных особенностей и включающая следующие центры: игровой центр (о.о. Социализация), центр грамотности (о.о. Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка), центр науки (о.о. Познание), центр строительно-конструктивных игр (о.о. Социализация), центр занимательной математики (игротека) (о.о. Познание, Социализация), центр искусства (о.о. Художественное творчество), центр физической культуры (спорта) (о.о. Физическая культура, Здоровье, Безопасность), творческая мастерская (о.о. Труд, Художественное творчество), центр повседневного бытового труда (о.о. Труд).

        Таким образом, развитие инновационного потенциала ДОУ – это изменение позиций педагога и ребенка в образовательном процессе, совершенствование взаимодействия в триаде «педагог – ребенок - родитель», внедрение новых образовательных технологий и форм дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...