Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
методическая разработка (младшая группа)

«Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vystupleniya_pered_roditelyami.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию послушать мое выступление о реализации в группе «Лисички» инновационного педагогического маршрута  за 2019-2020 учебный год на тему  «Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, интернета.

     Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач.

     Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?

     Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.

     С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

     Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

     Учитывая это, я решила обратить особое внимание на проблему развития у детей логического мышления посредством применения  в работе наблюдения с использованием «дисков наблюдения».

            Основывала я свой выбор по нескольким причинам:

    1. Группа детей, с которыми я работаю второй  год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.

  Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

  Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.

      Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила наблюдению большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

Прежде чем преступить к работе с детьми, я составила перспективное планирование.

     Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала наблюдение , связанное с обязательным применением «Дисков наблюдения» на развитие логического мышления.

Способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Систематизировать представления о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников – анализаторов». Создать условия для понимания детьми того что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.

Игры с анализаторами и признаками  Рассади пассажиров в вагончики» - модель паровозика со значками анализаторов  «Дружные парочки» – круги Луллия Обонятельный анализатор – «Нос»  «Определи по запаху» Слуховой анализатор - «ухо»  «Звуковые коробочки»  «Слухачи» Тактильный анализатор – «Рука»  «Волшебная коробочка»  Мозаика»  «Опиши признаки объекта на ощупь» Зрительный анализатор - «Глаз  «Подзорная труба» (выделение объекта или признака и наблюдение за ним) Вкусовой анализатор – «Язык»  «Определи по вкусу» Эмоции и настроение  «Смешинки и грустинки» (объяснить, как изменится настроение, если у объекта поменяется признак)  «Я ощущаю, я чувствую» (представить возможные ощущения через разные органы чувств, описать свои эмоции и настроение)

Воспитательные. Закреплять умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать, не перебивать другого. Воспитывать доброжелательность и желание помочь другому.

Закреплять и назвать профессии повар и доктор ,  описывать одежду и умение различать ее, называть предназначение одежды.

 Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через использование анализаторов формировать навыки проведения лабораторных опытов. способствовать осознанному отношению к органам

восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг,

который получает информацию от «помощников»

(анализаторов). Создать условия для понимания детьми того,

что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств

развитие познавательной активности детей  средствами ТРИЗ-технологии.

Задачи:

  • Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности, обогащать  знания  о  природе  и  обществе;
  • Развивать исследовательскую, проектную и продуктивную  деятельность, способствующей возникновению  познавательной активности;
  • Выстраивать систему работы, обеспечивающую развитие  познавательной активности детей;
  • Обучать детей основным способам познавательной деятельности;
  • Развивать навыки наблюдательности, экспериментирования, принятия решения с опорой на свои знания и умения;
  • Поддерживать детскую инициативу, любознательность и самостоятельность;
  • Формировать способность детей  к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формулироваться такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия – ИМЕНИ признака. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов ребёнок может получить информацию о значениях признаков данного объекта (помощники «Умной головы»)

Наблюдение – это то, с чего начинается любопытство и познание. Если выработать у ребенка наблюдательность, то развитие познавательного мышления будет идти гораздо успешнее. Для развития наблюдательности можно играть в самые различные игры:

- Игра «Я вижу…» Выбираются два или больше предмета, сравниваются по форме, цвету, материалу и т.д.

- На прогулке в парке понаблюдайте за деревьями, цветами, птицами. Сравните их листья, лепестки, окраску. Попросите ребенка нарисовать, что ему больше всего понравилось.

- Купите ребенку увеличительное стекло, чтобы он мог рассматривать мельчайшие детали предметов.

- Покажите ребенку предмет. Потом спрячьте. Попросите нарисовать этот предмет, каким ребенок его запомнил.

Познавательное мышление развивается и с помощью вопросов. Задавайте малышу вопросы, пусть он пытается ответить так, как понимает (например, почему зимой заяц белый, а летом серый? Кто бегает? Кто летает? Кто ползает? Каких полосатых зверей ты знаешь? А есть ли звери в пятнышках? Что лучше? Что хуже? Верно ли…? Что было бы, если… и т.д.).

Дети сами часто задают вопросы. Иногда очень необычные. Старайтесь на них отвечать как можно полнее. И ни в коем случае не отталкивайте ребенка: - Отстань, мне некогд

Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;
  • Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов  (Кто? Что?);  знают различные качества и свойства (Какой?). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений.  (Кому они нужны?  Как используются в жизни?) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т.п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.

У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует  о важных достижениях:

— у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

— сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

— появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

Предлагаю вам вместе с детьми поиграть в игру. Разработанную мой в рамках реализации ИМП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема: Составление математических лимериков, как средство закрепления представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений....

Доклад для родителей по инновационному педагогическому маршруту 2019-2020г.

Составление математических лимериков, как средство закрепления представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.Цель: ...