Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
методическая разработка (младшая группа)
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».
В работе над этой темой мною была поставлена цель: «Формирование навыков составления сравнительного описания , используя признаки объекта».
Задачи: - Формировать умение и способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков.
-Повышать педагогическую компетентность родителей в применении новых методов и технологий для развития связной речи в младшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vystupleniya_dlya_roditeley.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители и гости собрания.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».
В работе над этой темой мною была поставлена цель: «Формирование навыков составления сравнительного описания , используя признаки объекта».
Задачи: - Формировать умение и способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков.
-Повышать педагогическую компетентность родителей в применении новых методов и технологий для развития связной речи в младшем дошкольном возрасте.
Для реализации этой темой мною была проведена следующая работа.
1.Изучение по освоению модели " Объект - имя признака - значение имени признака".
Познавательная деятельность дошкольников сводится к выяснению признаков объектов окружающего его мира.
Все модели, методики и технологии, то есть весь инструментарий OTСМ-ТРИЗ-РТВ строится на освоении базовой фундаментальной модели «Объект - имя признака - значение имени признака». Для более эффективного и активного освоения детьми методов OTCМ -ТРИЗ необходимы достаточные навыки работы с данной моделью.
Наша задача - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, через восприятие их разнообразных признаков и свойств: цвет; форма, величина, вес, звук и так далее..
Освоение модели «Объект - имя признака - значение имени признака» позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значении у любого объекта окружающего мира.
Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение и преобразование признаков.
Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира: все они имеют много общих признаков (цвет, форму, величину, температуру и т.д.). Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно устанавливать в исследуемом объекте. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков, но в каждом объекте он проявляется по-своему».
Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.
Ступени освоения модели «Объект - имя признака - значение имени признака»:
ступень. Понимание имени признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте.
ступень. Принятие обозначения (схематизация) имени признака. Ребенок понимает, что у объекта есть конкретный признак, который выражен графически (схематически). При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.
ступень. Самостоятельное применение имени признака и значения (автоматизация). Ребенок самостоятельно конкретизирует признак через его значение у объекта без опоры на схему.
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Воспитатели обязаны помнить, что речь — инструмент развития психики растущего организма. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.
Общеизвестно, что речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром — коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Для того чтобы в полной мере выполнялась функция познания, ребенком в дошкольном возрасте усваиваются новые слова, грамматические формы. Дошкольник расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого — педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем—нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Для того чтобы подрастающий человек занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговаривать.
2.Разработка дидактической игры «Волшебное лукошко».
3.Проведение открытого просмотра НОД «Снежки - друзья Снеговика».
В нашей группе мы начали знакомство с признака «Цвет», на этот признак мы отвели три недели. Знакомя детей с определенным цветом -параллельно выясняли, что и в нашей группе есть очень много объектов таких же цветов с помощью игры «Найди по цвету такой же». Я показывала детям объект, предлагая назвать его , определить по признаку его цвет. Также для закрепления этого признака использовали игры « Узнай по описанию», «Найди друзей», «Четвертый лишний». В результате у детей сформировались понятия трех-четырех основных цветов. Дети научились пользоваться прилагательными .Практически по такому же алгоритму мы знакомились и изучали другие признаки. На данный момент дети в группе знают 7 признаков объекта, а знакомы с 11.
Речь детей стала более развита, расширился словарный запас. Благодаря изучению признаков объекта расширился кругозор детей и некоторые говорящие дети могут составить приописании объекта предложение из 3-х и более слов. Но хочется напомнить о том, чтобы получить интересующий нас ответ нужно правильно , относительно признака, задавать вопрос.
-Какой по цвету?
-Какой по температуре? И т.д.
Дети с удовольствием подходят к домику признаков, по моему запросу указывают нужную карточку, даже если дети не говорят.
Спасибо за внимание .С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
Тема Инновационного плана «Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....
Доклад для родителей по инновационному педагогическому маршруту 2018-2019г.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....