Доклад "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Губанова Екатерина Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

п.Лиственичный

 «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Доклад на РМО

Форма проведения: Вебинар

Составила:

воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка»

Губанова Екатерина Николаевна

2018 г.

Слайд № 1 Добрый день, уважаемые участники семинара и слушатели!

 «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников».

Сегодня я поделюсь опытом работы по развитию речи в нашем детском саду.

В Федеральном Государственном Образовательном  Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Слайд № 2  Какие же факторы влияют на речевое развитие ребенка:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

 5Развитие мелкой моторики рук. 

6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".

7. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Слайд № 3  В нашей работе мы используем следующие технологии:

Здоровьесберегающие технологии: В своей работе активно используем, как традиционные, так и нетрадиционные методы коррекции:

- артикуляционную гимнастику,

- пальчиковую гимнастику,

- массаж и самомассаж,

- гимнастику для глаз,

- Су - Джок - терапию, (приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.)

- дыхательную гимнастику.

Фото Слайд № 4

Слайд № 5   Информационно – коммуникационная технология:

использование ИКТ в своей работе позволяет проводить образовательную деятельность:

• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

• обеспечивает наглядность;

• привлекает большое количество дидактического материала;

Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов,  развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Проектные технологии:

Или метод проектов, где дети  проводят исследование совместно со взрослыми и получают итог.

Фото Слайд № 6

Слайд № 7 Игровые технологии:

  • Пальчиковые игры - благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;
  • Мнемотехника:

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

  • Подвижные игры:  формируют четкость,      ритмичность произношения,  вызывает эмоциональный отклик у детей;
  • Сюжетно-ролевая игра:  формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, учит говорить выразительно, четко и правильно;
  • Настольно-печатные игры: дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на кар-тинках.
  • Хороводные игры и игры с пением: способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;
  • Игры – драматизации, разные виды театральных игр: способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову.
  • Дидактические игры:  позволяют  приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах. 

Слайды № 8, №9, №10, №11

Слайд № 12

  • LEGO-технология:

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • Особо хочется выделить логоритмику, т. к. в нашем саду есть детки с ОВЗ по речевому развитию:

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

- заикание;

- нарушения звукопроизношения;

- замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;

- дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);

- нарушения моторики;

- задержка речевого развития.

Применяется на занятиях музыки, физкультуры и развитию речи.

Слайд № 13

Технологии обучения образной речи:

  • Технология обучения детей составлению сравнений:

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

- цыпленок (объект №1);

- по цвету (признак);

- желтый (значение признака);

- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине:

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

- «текст реалистического характера»

- «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы

игровых упражнений.

Слайд № 14    Технология синквейна

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Педагогическая ценность этой технологии:

-Обогащает словарный запас.

-Учит формулировать идею (ключевую фразу)

-Получается у всех.

-Активизирует  и развивает мыслительную деятельность.

Слайд № 15

Все указанные технологии применяются в нашем саду в повседневной жизни.

Слайд № 16      В 2017 – 2018 году наша группа участвовала в районном проекте «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель проекта: Повышение уровня развития связной речи воспитанников подготовительных групп.

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

С родителями

  • Семинар-практикум «Обучение детей с ОВЗ», на семинаре были рассмотрены основные особенности развития детей с ОВЗ в области физического воспитания, развития речи, социализации
  • Родительское собрание «Развитие речи детей» в форме круглого стола с проведение игр для родительской общественности, привлечение специалистов (учитель-логопед)
  • Семинар-практикум «Развитие речи детей» в форме путешествия в «Город правильной речи», в конце семинара родители и педагоги совместно составили речевую газету. Участники получили практические советы от специалистов по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Анкетирование родителей (законных представителей) «Как умеет говорить ваш ребенок», наблюдение за речью детей в образовательно-воспитательном процессе: На основании проведенного анкетирования было выявлено, что более 65% опрошенных считают, что дети нуждаются в коррекционных занятиях по развитию речи. Согласно наблюдению воспитателей и специалистов – учителя-логопеда, музыкального руководителя сделан вывод о том, что необходимо проведение индивидуальных занятий.
  • Мероприятие «Первоклассные родители» в форме круглого стола с приглашением учителя начальных классов МКОУ Леушинской СОШ: 18 родителей и 22 ребенка приняли участие в мероприятии. Проведена викторина «Хочу все знать» для детей и интерактивная игра «Проблемы адаптация детей к школе» для родителей, выступление учителя начальных классов «Подготовка к школе».

Фото  слайд № 17

Слайд № 18     Педагоги  старших групп приняли активное участие в конкурсе «Лучшая речевая газета»

Участие детей:

  • Территориальный конкурс чтецов «Жили рыбы, птицы, звери…»
  • Интеллектуально-познавательная викторина «Много сказок знаю, я их все читаю»
  • Литературная гостиная с приглашением поэтессы Кондинского района Н.Г.Сондыковой, которая является постоянным гостем нашего детского сада.
  • Посещение библиотеки п. Лиственничный.

Фото Слайд №19, № 20, № 21

Слайд № 22       Подводя итоги, хочется отметить, что данный проект и проведенная работа по речевому развитию дошкольников имеет положительный результат. Вышеизложенные технологии способствуют развитию речи, активизируют словарный запас детей.

Общее количество  воспитанников - участников проекта

Общая / качественная  успеваемость по развитию речи (%)

Краткие выводы

Начало года

Конец года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

24 ребенка

25%

70%

5%

54%

44%

2%

Уровень повысился благодаря активной работе, но все же на конец года наблюдается низкий уровень по развитию речи 2% у одного ребенка с ОВЗ

Слайд № 23          Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Презентация для родителей "Инновационные и развивающие технологии в развитии речи дошкольников"

Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников...

Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников

Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников...

Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....