Доклад "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
п.Лиственичный
«Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Доклад на РМО
Форма проведения: Вебинар
Составила:
воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка»
Губанова Екатерина Николаевна
2018 г.
Слайд № 1 Добрый день, уважаемые участники семинара и слушатели!
«Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников».
Сегодня я поделюсь опытом работы по развитию речи в нашем детском саду.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Слайд № 2 Какие же факторы влияют на речевое развитие ребенка:
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Слайд № 3 В нашей работе мы используем следующие технологии:
Здоровьесберегающие технологии: В своей работе активно используем, как традиционные, так и нетрадиционные методы коррекции:
- артикуляционную гимнастику,
- пальчиковую гимнастику,
- массаж и самомассаж,
- гимнастику для глаз,
- Су - Джок - терапию, (приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.)
- дыхательную гимнастику.
Фото Слайд № 4
Слайд № 5 Информационно – коммуникационная технология:
использование ИКТ в своей работе позволяет проводить образовательную деятельность:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Проектные технологии:
Или метод проектов, где дети проводят исследование совместно со взрослыми и получают итог.
Фото Слайд № 6
Слайд № 7 Игровые технологии:
- Пальчиковые игры - благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;
- Мнемотехника:
Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
- Подвижные игры: формируют четкость, ритмичность произношения, вызывает эмоциональный отклик у детей;
- Сюжетно-ролевая игра: формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, учит говорить выразительно, четко и правильно;
- Настольно-печатные игры: дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на кар-тинках.
- Хороводные игры и игры с пением: способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;
- Игры – драматизации, разные виды театральных игр: способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову.
- Дидактические игры: позволяют приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах.
Слайды № 8, №9, №10, №11
Слайд № 12
- LEGO-технология:
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
- Особо хочется выделить логоритмику, т. к. в нашем саду есть детки с ОВЗ по речевому развитию:
Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:
- заикание;
- нарушения звукопроизношения;
- замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
- дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
- нарушения моторики;
- задержка речевого развития.
Применяется на занятиях музыки, физкультуры и развитию речи.
Слайд № 13
Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений:
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Пример:
- цыпленок (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
- Обучение детей составлению творческих рассказов по картине:
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
- «текст реалистического характера»
- «текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы
игровых упражнений.
Слайд № 14 Технология синквейна
Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Педагогическая ценность этой технологии:
-Обогащает словарный запас.
-Учит формулировать идею (ключевую фразу)
-Получается у всех.
-Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Слайд № 15
Все указанные технологии применяются в нашем саду в повседневной жизни.
Слайд № 16 В 2017 – 2018 году наша группа участвовала в районном проекте «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель проекта: Повышение уровня развития связной речи воспитанников подготовительных групп.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
С родителями
- Семинар-практикум «Обучение детей с ОВЗ», на семинаре были рассмотрены основные особенности развития детей с ОВЗ в области физического воспитания, развития речи, социализации
- Родительское собрание «Развитие речи детей» в форме круглого стола с проведение игр для родительской общественности, привлечение специалистов (учитель-логопед)
- Семинар-практикум «Развитие речи детей» в форме путешествия в «Город правильной речи», в конце семинара родители и педагоги совместно составили речевую газету. Участники получили практические советы от специалистов по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Анкетирование родителей (законных представителей) «Как умеет говорить ваш ребенок», наблюдение за речью детей в образовательно-воспитательном процессе: На основании проведенного анкетирования было выявлено, что более 65% опрошенных считают, что дети нуждаются в коррекционных занятиях по развитию речи. Согласно наблюдению воспитателей и специалистов – учителя-логопеда, музыкального руководителя сделан вывод о том, что необходимо проведение индивидуальных занятий.
- Мероприятие «Первоклассные родители» в форме круглого стола с приглашением учителя начальных классов МКОУ Леушинской СОШ: 18 родителей и 22 ребенка приняли участие в мероприятии. Проведена викторина «Хочу все знать» для детей и интерактивная игра «Проблемы адаптация детей к школе» для родителей, выступление учителя начальных классов «Подготовка к школе».
Фото слайд № 17
Слайд № 18 Педагоги старших групп приняли активное участие в конкурсе «Лучшая речевая газета»
Участие детей:
- Территориальный конкурс чтецов «Жили рыбы, птицы, звери…»
- Интеллектуально-познавательная викторина «Много сказок знаю, я их все читаю»
- Литературная гостиная с приглашением поэтессы Кондинского района Н.Г.Сондыковой, которая является постоянным гостем нашего детского сада.
- Посещение библиотеки п. Лиственничный.
Фото Слайд №19, № 20, № 21
Слайд № 22 Подводя итоги, хочется отметить, что данный проект и проведенная работа по речевому развитию дошкольников имеет положительный результат. Вышеизложенные технологии способствуют развитию речи, активизируют словарный запас детей.
Общее количество воспитанников - участников проекта | Общая / качественная успеваемость по развитию речи (%) | Краткие выводы | |||||
Начало года | Конец года | ||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
24 ребенка | 25% | 70% | 5% | 54% | 44% | 2% | Уровень повысился благодаря активной работе, но все же на конец года наблюдается низкий уровень по развитию речи 2% у одного ребенка с ОВЗ |
Слайд № 23 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастер – класс» на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Занятие, мастер-класс по развитию речи....
Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...
Презентация для родителей "Инновационные и развивающие технологии в развитии речи дошкольников"
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников...
Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...
Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников...
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....