Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
проект (старшая группа)

Аркашева Светлана Анатольевна

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине. Одним из споосбов работы в этом направлении является метод проектов. В данном опыте работы приведены мероприятия, которые помогли сформировать у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству. Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его духовно – нравственных и патриотических чувств.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Для дошкольников Великая Отечественная война - легенда далекого прошлого. И в то же время День Победы близок и понятен детям, потому что реализует достаточно простую, ясную идею - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, призывает любить Родину и близких.

В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. Идет время, уходят из жизни участники войны. Но люди, совершившие подвиги, должны жить вечно в наших сердцах, в нашей памяти.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители детей, поэтому необходимо сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской.

С этой целью нами был разработан и реализован информационно-практико-ориентированный творческий проект «Этих дней не смолкнет слава».

Цель проекта: Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.

Задачи проекта:

Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам.

Развивать продуктивную деятельность и творчество.

Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.

Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

Принципы проекта:

историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;

гуманизация: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;

дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов;

итегративность: сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности;

наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультиме­дийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Проект  включал в себя 3 этапа: 1. Подготовительный этап (разработка проекта) сентябрь—октябрь, на данном этапе были обозначены и реализованы основные направления работы: интервьюирование детей на тему «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?», индивидуальные беседы с детьми на тему «Защитники Отечества», составление перспективного плана по реализации проекта.  2 этап - формулирование проблемы - ноябрь—декабрь, помочь детям осознать и личностно воспринять ценности мира, покоя, здоровья и счастья человека, неприятия войны. В  «День народного единства России» говорили с детьми о необходимости единения всех людей против общего врага. Ценности мира, покоя, здоровья и счастья человека показали детям через отношение к самому близкому человеку – к маме. В тематический день «Имя твоё неизвестно - подвиг твой бессмертен», проведённый 5 декабря в День неизвестного солдата, через наглядные художественно-изобразительные средства подвели детей к пониманию того, что память о погибших защитниках хранится на памятниках, мемориалах, в памятных местах, музеях. Дети получили представление о войне как о великом народном горе и подвиге, благодаря которому было преодолено это горе и возвращён мир. 3 этап реализация проекта в воспитательно – образовательном процессе (январь—май).

В процессе реализации проекта нами были проведены беседы о событиях ВОВ, о детях – героях ВОВ, о городах героях ВОВ; организована выставка детского рисунка «Никто не забыт, ни что не забыто», детско – родительского творчества «Это было недавно, это было давно»; музыкально-спортивный праздник «Наши бравые ребята, дошколята» с участием пап и дедушек которые способствовали формированию патриотических чувств и представлений о героизме; изготовлена с участием родителей стен – газета «Дорога Победы»; были просмотрены видео материалы о ВОВ; была организована экскурсия в музей Боевой славы СОШ №41, к мемориалу в честь 75 Гвардейской Бригады.

Наибольший интерес дети проявили к рассматриванию фотографий военных лет, наград (медалей, орденов), рассказов о родственниках – участниках войны. Дети проявили большой интерес к песням военной тематики, с трепетным чувством слушали песни «Священная война», «Катюша», «День победы», «Журавли», «Синий платочек» и другие. В группе была организованна выставка детской художественной литературы о войне рассказы А. Метяева «Земляника», «Мешок овсянки»; К Паустовского «Стальное колечко», «Теплый хлеб»; стихи Е. Благининой «Шинель» и другие.  Впечатления о прочитанных книгах, личных наблюдениях дети отражали в сюжетно - ролевых играх «Моряки», «Пограничники».

В группе был оформлен уголок воинской славы, где представлены макеты с изображением эпизодов военных событий, подобрана художественная литература о войне, доступная по содержанию и способная затронуть детские чувства; оформлены альбомы «Дети-герои войны», «Города герои»; модели военной техники и оружия; представлены воинские награды, письма с фронта которые и сегодня хранятся в семейных архивах. С детьми проводилась Квест – игра, которая помогла сформировать представление о военной технике, предметах, необходимых для солдата.

Итоговым мероприятием стала Квест - игра «Я помню, я горжусь!». Родители стали непосредственными участниками мероприятия. Дети вместе с родителями составили и записали небольшие рассказы о родственниках - участниках ВОВ, сделали портреты которые были помещены на стене – памяти бессмертного полка нашей группы.

Реализация проекта обеспечила развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков дошкольников, создала предпосылки поисковой деятельности, а главное способствовала формированию духовно нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004 г.

2. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.

3. Зеленова Н.Г. Мы живём в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.

4. Казаков А.П. Детям о великой Победе. - М.: Издательство Гном и Д, 2007 г.

5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

6. Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2004 г.

7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2003 г.

8. Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ [Текст]/ Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 22-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Опыт работы воспитателя подготовительной группы МБДОУ "Детский сад № 143" г. Дзержинск Нижегородской области...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

1.Актуальность        Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...