Проект «Занимательный мир игры» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера средняя группа
проект (средняя группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Родители всегда радуются, когда ребенок хорошо соображает.
А можно ли добиться, чтобы ребенок стал умнее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Известно, когда ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_mir_igry_.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Проект
«Занимательный мир игры»
с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера средняя группа
подготовила воспитатель:
Приходько О.А.
«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты;
что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают;
нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило
разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр»
Ян Амос Коменский
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Родители всегда радуются, когда ребенок хорошо соображает.
А можно ли добиться, чтобы ребенок стал умнее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Известно, когда ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Знакомя ребенка с миром математики, все мы хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку.
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Развивать логическое мышление дошкольника можно с помощью всем известных игр «Логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизенера»
Применение данных игровых технологий, позволит детям развить логическое мышление, расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
Развивающие игры с логическими блоками Золтана Дьенеша, всемирно - известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика», способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал по развитию у детей математических способностей. Палочки Кюизенера, их еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление.
Цель проекта: формирование предпосылок логического мышления и математических способностей у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи проекта Образовательные:
- Формировать умение у детей классифицировать предметы;
- Формировать знания о пространственных отношениях;
- Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; выполнять словесную инструкцию; • Способствовать возникновению у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, как средства развития логического мышления. Развивающие:
- Развивать умение логически мыслить;
- Развивать умение конструировать и моделировать;
- Развивать умение оперировать предметами, знаками, символами;
- Развивать воображение, оригинальность, сообразительность, любознательность, память, внимание, нестандартное мышление;
- Развивать речь детей, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Вид проекта: познавательно – игровой
Сроки реализации: долгосрочный, сентябрь 2020г. – февраль 2021г.
Участники проекта: дети средней группы № 21 (4-5 лет); воспитатель группы; родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Практическая значимость проекта: данный проект может использоваться педагогами ДОУ для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Формы и методы работы:
Работа с детьми:
- Беседы;
- Дидактические, настольные, подвижные игры;
- Чтение художественной литературы;
- Индивидуальная работа;
- Продуктивная деятельность детей (лепка, аппликация);
- Совместная деятельность по конструированию;
- Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП и свободной игровой деятельности. Сотрудничество с родителями
- Оформление консультации «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми» и памяток для родителей «Играем от души – играем вместе»;
- Помощь в изготовлении настольно-печатных игр;
- Выставка совместных работ детей и родителей «Геометрическая мозаика»;
- Открытый показ непрерывной образовательной деятельности «Поездка в Простоквашино»; Создание совместно с родителями тематических фотоальбомов.
Методическое сопровождение
- Пополнение развивающей среды по формированию элементарных математических представлений и логического мышления;
- Разработка цикла дидактических игр;
- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед;
- Подборка художественной литературы; Консультационный материал для родителей.
Реализация поставленных задач:
- I этап-подготовительный
- II этап- практический III этап-итоговый
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Изучение литературы по теме;
- Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
- Консультация для родителей через папки-передвижки; Подбор наглядно-дидактических пособий; Пополнение методической литературы.
Основной этап
- Реализация плана мероприятий проекта; Взаимодействие педагогов, детей и родителей.
Итоговый этап
- Открытый показ непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП «Поездка в Простоквашино»;
- Создание совместно с родителями тематических фотоальбомов;
- Презентация проекта педагогам.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
- Первоначальная заинтересованность детей в использовании блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, основанная на коллективном объединении усилий;
- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, как средства развития логического мышления;
- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в домашних условиях, как средства развития логического мышления
Предмет исследования: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Развивающая предметно-пространственная среда: логические блоки Дьенеша; палочки Кюйзенера; демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера, к логическим блокам Дьенеша; дидактические, развивающие игры; схемы, модели; картотеки игр.
План мероприятий по реализации проекта
Месяц | Игры | Программные задачи |
Сентябрь | «Приход куклы Кати с подарком». «Гусеница».
«Приход куклы Кати с цветными палочками». «Змейка»
«Магазин»
| Знакомство с блоками Дьенеша.
Развивать умение группировать, классифицировать круги по цвету и размеру. Знакомство детей с палочками Кюизенера.
Развивать умения детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать палочки по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор. (Блоки Дьенеша). |
Октябрь | «Наши вагончики» (по цвету)
«Наши вагончики» (по форме и по размеру) «Разноцветные вагончики»
«У кого больше»
«Наши вагончики» (по размеру)
| Развивать способность к логическим действиям и операциям. (Блоки Дьенеша). Закреплять геометрические формы. (Блоки Дьенеша). Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). Палочки К. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. (Палочки К.) Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. (Блоки Дьенеша). |
Ноябрь | «Заселим домики»
«Столбики»
«Сушим полотенца»
| Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. (Блоки Дьенеша). Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. Палочки К. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, |
«Подбери по форме»
«Строим дом»
| обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). Палочки К. Учить детей развивать умение группировать, классифицировать блоки по величине, цвету. (Блоки Дьенеша). Развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику; продолжать знакомить с цветом. (Блоки Дьенеша). | ||
Декабрь | «Сложи узор»
«Один - несколько»
«Чудо – кубики»
«Веселые фигуры»
«Украсим елку»
| Развивать познавательные процессы; формировать представление о величине, цвете и числе; закреплять навыков счета. (Палочки К.) Знакомить детей с эталонами форм, обучать действиям с эталонами, развивать восприятие, память, внимание, воображение; развивать способности к логическим операциям. (Блоки Дьенеша). Развивать познавательные процессы, процесс анализа и синтеза, способность к комбинированию; закреплять представлений о цвете и форме. (Блоки Дьенеша). Закреплять знание геометрических форм, развивать пространственное воображение, ориентировку на листе бумаги. (Палочки К.) Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. (Блоки Дьенеша). | |
Январь | «Волшебная дорожка»
«Угощение для медвежат»
«Художники»
«Разложи фигурки в домики»
«Продолжи ряд»
| свои | Развивать познавательные процессы; логическое мышление, умение выявлять свойства, сравнивать, классифицировать, обобщать. (Блоки Дьенеша). Развивать умение сравнивать предметы по одному признаку. (Блоки Дьенеша). Развивать умение анализировать форму предме тов, сравнивать по их свойствам; развивать ху- дожественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции). (Блоки Дьенеша). Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру. Развивать логическое мышление, аналитические способности. (Палочки К.) |
Февраль | «Найди пару»
«Домик для зайчика»
«Необычные фигуры»
«Заполни аквариум»
«Две дорожки»
«Весёлый поезд»
«Чудесный мешочек»
«Где спрятался Мишка?» | Продолжать знакомить с символами свойств, развивать зрительную память. (Блоки Дьенеша). Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. (Палочки К.) Развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать объекты. (Блоки Дьенеша). Развивать речь, память, внимание. (Блоки Дьенеша). Развивать умение мыслить пространствен- ными образами. (Блоки Дьенеша). Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. (Палочки К.) Развивать произвольное внимание, зрительную память. (Блоки Дьенеша). Развивать умение ориентироваться в пространстве. (Блоки Дьенеша). |
ВЫВОДЫ.
Проект позволил детям расширить математические знания о форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, количестве и счете и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Проект позволил обогатить развивающую предметную среду группы, разработать картотеку игр с палочками Кюизинера и блоками Дьенеша.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Применение игровых технологий с помощью логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера способствуют успешному обучению основам математики, формированию логического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Список источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2012. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» - М.: мозаика-синтез, 2010.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.:
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.
- Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
- Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...
Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей младшей группы. Тема: «Малыши - всезнайки» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Конспект открытого занятия...
Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по сказке «Курочка Ряба» во второй младшей группе.
Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по сказке «Курочка Ряба» во второй младшей группе.Задачи:- Закрепить навыки счета в пределах 4;- Закрепить назва...
Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в средней группе «Путешествие на остров»
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в наибольшей степени способст...
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...
Проект «Занимательный мир игры» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера средняя группа
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с дет...
Практикум для педагогов «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.Задачи:1. Познакомить с вариантами применения...