Практикум для педагогов «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
методическая разработка по математике

Булханова Оксана Джалиловна

Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.

Задачи:

1.     Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
  2. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей. Материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схемы, символы свойств, карта «Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.

Ход

Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: по форме, цвету, размеру и толщине.

Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».

Игры с блоками Дьенеша для детей 2 младшей группы (3-года)

  1. Покажите блок такого же цвета как этот.
  2. Найди блок такой же формы.
  3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
  4. Более сложный вариант: Найди такую же фигуру, как эта по цвету и форме, но другого размера.
  5. Можно использовать задания с игрушеками. Предлагаем детям разделить фигуры так, чтобы у мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам:

  1. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).
  2. Игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
  3. В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Игры с блоками Дьенеша

для детей старшей и подготовительной группы

В этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например, что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.

Игра «Угадай-ка»

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает: «Эта фигура квадратная?». Нет. Вместе убираете все квадратные формы. –

«Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.

Игра «Спасатели»

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» - подготовить транспорт к

выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам

(приложение 2).

Подвижная игра «Посадим красивую клумбу» Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: в одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей.

Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Можно ли использовать блоки Дьенеша в других играх? В каких?

  1. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
  2. Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Расселии жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
  3. В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками. «Почта» - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, «Поезд» - билеты, места.

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века.

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, котороепозволяет:

  1. Различать и классифицировать по цвету
  2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
  3. Освоить прямой и обратный счет
  4. Делить целое на части
  5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
  6. Развивать пространственные представления
  7. Овладеть арифметическими действиями.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения

«больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева

направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).

Упражнения с палочками Кюизенера

  1. Постройте дорожку (синюю, желтую и т. д.)
  2. Подарите мишке желтые, а зайчику синие палочки.
  3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
  4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
  5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным!        Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.

Игры при ознакомлении с цветом (различать цвет, классифицировать по цвету).

Игровое упражнение «Цвет и число»

Педагог предлагает построить необычный поезд - из цветных пал

очек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

«Как разговаривают числа»

Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую

- голубого.

-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?

Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа, нужно наложить палочки друг на друга.

-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3

-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4.

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры: Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например, белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее).

Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

«Поезд»

Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:

-сколько вагонов у поезда?

-какой по порядку голубой вагон?

-какой четвертый по счету?

-какой вагон между белым и голубым? И др.

Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.

Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?

  • Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
  • Построить числовую лесенку.
  •         Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

Можно использовать палочки для выкладывания различных изображений, замещая конструкцией реальный предмет. Темы изодеятельности можно перенести в игру с палочками. Например, сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек.

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.

А теперь возьмите по одной палочки любого цвета. Они скажут мне о вашем настроении.

Красный, розовый, бордовый - человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости.

Оранжевый - предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего.

Желтый - если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи.

Синий, голубой - этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то.

Фиолетовый - это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться.

Белый - этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной.

Черный - это противоречивый цвет. С одной стороны, он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса.

Консультация для воспитателей на тему:

«Методика проведения игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»

«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Замечательные игры «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счётные палочки Кюизенера» заслуживают самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками. Сложно переоценить их значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.

Познакомимся поближе с этими технологиями.

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений. Именно в игре, по мнению Дьенеша, дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики».

Логический материал представляет собой набор из 48 блоков, различающихся четырьмя свойствами:

Формой – круги, квадраты, равносторонние треугольники, прямоугольники. Цветом – красные, жёлтые, синие. Размером – большие и маленькие. Толщиной – толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет решать следующие задачи:

знакомить детей с основными геометрическими фигурами, учить различать их по цвету, форме, величине. развивать у малышей логическое мышление, комбинаторику, аналитические способности, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам. дать детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. способствовать развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д. развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память,

воображение и интеллект. развивать творческое воображение и учить детей

креативно мыслить.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

Основная цель использования блоков Дьениша: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения таких логических задач – это умение выявлять в объекте разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

С детьми младшего дошкольного возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных

видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Найди все фигуры, как эта» по цвету (размеру, форме). «Найди не такие фигуры, как эта» по цвету (размеру, форме).

Далее усложняем игры, вводя два признака:

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). «Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. «Цепочка» - от произвольно выбранной фигуры построить длинную цепочку.

Вначале целесообразно предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

Например, постройте дорожку от избушки Бабы-Яги, чтобы помочь Машеньке убежать так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы и т. д. когда ребёнок легко и безошибочно справляется с заданием определённой ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя свойствами.

Например, построить дорожку, чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

«Раздели фигуры» - предложить детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Варианты: - у Мишки оказались все круглые, зайцу достались все большие и т. д. – чтобы у Мишки оказались все треугольные, а у Зайки – все большие и т. д.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет

развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и

декодировать информацию.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Ребёнок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный блок. Карточки рассматривали с детьми, уточняли, какие свойства обозначены на них. Рассматривали с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называя имя каждого блока. В словаре детей появились такие определения: Это красный, большой, круглый, толстый блок».

Для успешного запоминания детям предлагаются карточки - символы, позволяющие ребёнку классифицировать детали по определённым признакам: толстый - тонкий, большой - маленький, цвет, форма.

«Засели домик» - домик заселяют красными жильцами или квадратными. «Кто быстрее спрячет» - необходимо спрятать все синие блоки, все прямоугольные и т. д. «На свою веточку» - разобраться, где должны висеть неквадратные и красные, жёлтые и треугольные блоки, и т. д. «Найди 2 ошибки», «Найди 3 ошибки».

Наиболее сложные задачи, решаемые с помощью блоков Дьениша, это задачи на разбиение по двум свойствам. Детям предлагается разделить блоки между Лунтиком и Пчелёнком. У Лунтика – все круглые, а у Пчелёнка – все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные, и круглые, есть не красные и некруглые. Таким образом, дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и не красные вне этого пространства.

В дальнейшем можно использовать более сложные игры, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Они проводятся аналогично предыдущим.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области.

«Игра с одним обручем» - расположить блоки в соответствии с заданием: внутри все красные, а вне обруча все остальные и т. д.

После выполнения задания детям задают вопросы:

  • Какие блоки лежат внутри обруча?
  • Какие блоки оказались вне обруча?

«Игра с двумя обручами» - расположить блоки в соответствии с заданием, если обручи пересекаются: внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного все красные. После выполнения задания детям задают вопросы:

  • Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  • Внутри синего, но вне красного обруча?
  • Внутри красного, но вне синего?
  • Вне обоих обручей?

«Игра с тремя пересекающимися обручами» - расположить блоки в соответствии с заданием: внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все квадратные, а внутри желтого – все большие, и т. п.

После выполнения задания детям задают вопросы:

  • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
  • внутри красного и синего, но вне желтого обруча?
  • внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
  • внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
  • внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча?
  • внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
  • внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча?
  • вне всех трёх обручей?

Игры с тремя обручами моделируют разбиение множества на классы с помощью трёх свойств.

При организации работы с блоками Дьенеша на любом уровне следует помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться и не должен спешить указывать детям на ошибки, а давать им возможность исправлять их самим.

Автором ещё одной замечательной методики обучения детей основам математики был бельгийский педагог Джордж Кюизенер (1891 – 1976), создавший уникальное пособие счетные палочки, впоследствии названные его именем - «Цветные счётные палочки Кюизенера».

Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться:

  • различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху);
  • осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же»,

«фигура», «треугольник» и т. д.),

  • сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;
  • осуществлять разбор числа на составные части (состав числа из единиц и двух меньших чисел) и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;
  • освоить навыки – сложение и вычитание;
  • с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться выложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т. д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки и т. п.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера). Назови цвета всех палочек, лежащих на столе. Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет. Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)? Отбери все красные (синие, жёлтые и т. д.) Отберите по одной палочке разного цвета. Найди и

покажи самую короткую (длинную) палочку, назови её цвет. Выбери две палочки

и найди среди них длинную (короткую) и назови её цвет. Сравни две палочки. Далее педагог помогает детям сопоставить полоски одновременно по цвету и длине:

«Белая полоска короче всех остальных».

На подготовительном этапе ознакомления с палочками Кюизенера целесообразно провести игры и упражнения:

«Строим дорожки». «Ленточки в подарок куклам». «Подбираем ленточки к фартучкам».

«Построим квадрат». «Построим дом для матрёшек». «Собачка». «Строим пирамидку».

«Коврик для кошки». «Высокие и низкие заборчики».

Для развития у детей количественных представлений целесообразно использовать следующие упражнения:

«Цвет и число» - построить поезд из определённых полосок (например, из розовой, голубой, красной и жёлтой). Прежде чем посадить пассажиров в вагоны, нужно узнать, сколько есть мест. Ответ находят дети практическим путём – измеряют белой палочкой.

«Число и цвет» - педагог строит к поезду вагончик, например, из 4 белых палочек. Какой палочкой можно заменить?) «Путешествие на поезде» - составьте поезд из палочек-вагонов от самой короткой до самой длинной. И т. д.

Игровые упражнения, помогающие усвоить состав числа из единиц:

«Незнайка строит лесенку». «Как растут дома из чисел». «Кто в домике живёт?». «Как растут числа». «Сломанная лесенка»

Игровые упражнения, помогающие усвоить измерение с помощью палочек:

«Узнай длину дорожки». «Измеряем разными мерками».

В процессе работы с палочками Кюизенера дети закрепляют названия цветов и числовые обозначения, умеют соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет, а ряд упражнений учат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зритель воспринимаемой информации:

«Палочки можно складывать». «Палочки можно вычитать».

С палочками Кюизенера можно решать логические задачи: (расставь палочки так, чтобы белая была между голубой и чёрной, а чёрная была рядом с жёлтой. И т. д. Палочки развивают фантазию и творчество дошкольников. С мощью можно выкладывать различные фигуры по схеме цветовой, числовой и силуэтной, а также самостоятельно придумывать выкладывать сказочных персонажей, цифры, буквы, слова.

Полноценно используя в своей работе блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, вы сможете научить детей логически мыслить, творчески решать стоящие перед ними проблемы. Эти игры помогут развить у детей стройное математическое мышление, познавательную активность, творческую фантазию, научат нестандартно отвечать на различные вопросы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Как играть с палочками Кюизенера?

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:

  • Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
  • разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
  • поможете освоить ключевые средства познания

– сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

  • поможете освоить пространственно-количественные характеристики.
  • научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
  • сформируете навык самоконтроля и самооценки.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой разноцветные брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например, все красные палочки длиной два сантиметра, синие – три, желтые – пять.

Существуют и условные классы:

  • Палочки 2.4,8 (розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.
  • Палочки 3,6.9 (голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.
  • Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
  • 7- черного цвета. 1- белого цвета и кратна любому числу.

Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, что одни - это две половинки, что такое четыре четверти.

Занятия облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка.

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению.

Я познакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими материалами

— логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими материалами.

Педагогам логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.

В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.

Определены задачи использования логических блоков и палочек в работе с детьми:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Дошкольников в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся свойствами:

  • по форме,
  • цвету,
  • размеру
  • толщине.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся

 умения анализа,

 абстрагирования,

 сравнения,

 классификации,

 обобщения,

 кодирования-декодирования,

 логические операции «не», «и», «или».

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала

  осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

 затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),

        несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от

избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один

ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Красный

синий

жёлтый

Толстый

тонкий

большой

маленький

Прямоугольник

квадрат

круг

треугольник

не красный

не синий

не жёлтый

не толстый

не тонкий

не большой

не маленький

не прямоугольник

не квадрат

Не круг

не треугольник

Использование карточек позволяет развивать у детей способность:

    к замещению и моделированию свойств,

    умение кодировать и декодировать информацию о них.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи (можно игрушки от киндера), обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами

предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих

задач.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

В данную папку собраны дидактические игры - занятия с логическими блоками.

Дидактические игры возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Логические блоки можно использовать:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жиль- цов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Голово

ломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками.

Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.).

С чего начать?

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура».

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

        Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

        найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);

        найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

        назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и

упражнениям.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Сборник игр и упражнений №1

Я  хочу  представить  вашему  вниманию  сборник  игр  и  упражнений №1. В нём представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

  • для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
  • для развития действий классификации и обобщения;
  • для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. Они не имеют строго определенного места в системе работы с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

Все игры и упражнения, можно применять к разным возрастным группам и интеллектуальному развитию.

Игры и упражнения

первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

второй вариант (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам).

третий вариант (III) формирует умения оперировать сразу тремя свойствами.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.

Игровые обучающие пособия (представить дидактические игры)

        «найди пару»

        «художники»

        «Магазин игрушек»

        «Мозаика цифр»

        «Логические кубики»

        «Разложи пропущенные фигуры

        «Волшебное дерево»

        «Украсим ёлку бусами»

        «Архитекторы»

        «Логический поезд»

ПАЛОЧКИ X. КЮИЗЕНЕРА

Дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.

        с помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию - соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...»,

        научить делить целое на части,

        измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости,

        поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел,

        помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления,

        организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее»,

«длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс.

В наборе действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет, а значит обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Подбор упражнений нужно осуществлять с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе

упражнений  учитывается  взаимосвязь  и  сочетаемость  их  с  общей  системой

упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации:

  1. Палочки Кюизенера используются как игровой материал. Детей привлекают качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. Можно предложить следующие игры:» Заборчик "- закрепить два отношения эквивалентности: нужно " быть одинакового цвета" и "быть одной и той же длины". " Зоопарк" - соответствие по размеру.

"Жмурки", "Построим мост" - отношение эквивалентности: длины и цвета.

  1. Работа с палочками, где дети знакомятся с пространственно-количественными характеристиками материала. Дети учатся переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. На этом этапе можно предложить тему для серии игр: «Разноцветные вагончики»

Цель: соответствие между цветом, длиной и числом.

Первый вариант. Дать понятие детям что цвет-это число. Дети строят поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Нужно вывезти детей в лес на прогулку. Но нужно знать, сколько мест в поезде. Белая палочка это одно место. Дети определяют, сколько мест в каждом вагоне. Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? В ходе игры дети определяют, что в розовых вагончиках всегда только два места, в голубых - три, в красном - четыре и т.д. У каждого цвета есть своё число.

Второй вариант - число это цвет. Детям предлагается построить вагончик из двух белых палочек. Дети отгадывают, какой одной палочкой можно заменить две белые. При необходимости можно использовать и практический приём приложения. Затем дети строят одноместные, двухместные и т.д. вагончики. В игре дети убеждаются, что каждое число имеет цвет.

Третий вариант - цвет и число (значение чисел и их цветовых обозначений).

Строятся разноцветные вагончики. Воспитатель меняет палочки, а дети называют соответствующие им числа. Затем воспитатель называет число, а дети называют цвет палочки и называют её

Четвёртый вариант - цифра и цвет. "Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик. Помоги цифрам найти домик". Дети пристраивают цифровые карточки к соответствующим цветным палочкам (до 5).

Пятый вариант - длина и число. Число можно обозначить не только цветом, но и длиной. Чем длиннее палочка, тем больше чисел. Чтобы убедиться в этом дети строят 5-8 вагончиков в порядке возрастания чисел. При этом внимание детей привлекает возрастание длин вагончиков, чем больше число, тем длиннее палочка, и наоборот. Большой интерес у детей вызывает прочитывание» вагончиков цветом, длинной и числом.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера" 

Предлагаю презентацию по развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша

Помещаемый материал рассказывает о том, как я делюсь с коллегами опытом использования в играх с ребятами логических блоков Дьенеша. Блоки являются замечательными пмощниками в развитии логического мышл...

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзин...