Семинар-практикум для старших воспитателей. «Организация деятельности ДОО по внедрению рабочих программ воспитания»
консультация
О работе по программе воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_starshih_vospitateley._2023.odt | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для старших воспитателей.
«Организация деятельности ДОО по внедрению рабочих программ воспитания»
Провела: зам по ВМР МАДОУ детского сада «Ивушка», Епифанова С.Ю.
2 сл.
С #1075;.-началось наше сотрудничество с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее – Институт воспитания) и ГБОУ ДПО НИРО в рамках исполнения государственного задания по реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», в качестве пилотной площадки, основной задачей которой было сопровождение процесса реализации и мониторинга внедрения программ воспитания в образовательных организациях.
С Присвоен статус инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО по теме: «Разработка и апробация эффективных моделей реализации рабочих программ воспитания в образовательных организациях дошкольного, общего и профессионального образования» (приказ №244 от #1075;).
3 сл.
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Воспитание сегодня- очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в 273 Закон об образовании в РФ и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную программу воспитания в каждой образовательной организации, а также календарный план работы и рабочие программы по воспитанию.
4сл
Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад:
-из-за развивающихся информационных технологий сокращается время общения родителей с детьми (дети увлекаются компьютерными играми и мало общаются);
-утрата социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.
Отсюда вытекает актуальность программы воспитания:
-актуальность нормативная –требования закона об образовании и
актуальность содержательная –потребность в обновлении подхода к дошкольному образованию в целом.
5сл.
Какие проблемы на сегодняшний момент при проетировании и разработки программы мы имеем:
это
-Разрыв между пониманием идеальной цели и вариативностью методов ее достижения
-Разрыв между глубиной задач воспитания дошкольников и мероприятийной практикой их реализации
-Разрыв между теорией и практикой воспитания дошкольников
Над решением этих проблем в первую очередь должны работать педагоги сегодня.
6 сл
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России национальный воспитательный идеал - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». На сегодняшний день акцент в программе воспитания делается на базовые духовно-нравственные ценности, а не на личностные характеристики.
7 сл. Только выделив проблемы воспитания дошкольников и осознав задачи, стоящие перед педагогами можно приступать к проектированию рабочей программы воспитания.
Вариативная структура примерной программы воспитания
Категории лежащие в основе программы:
•1. Уклад
•2. Воспитывающая среда
•3. Общность
•4. Деятельность
•5. Событие
Взаимосвязь категорий между собой можно обозначить как принцип «матрешки», когда первая форма определяет вторую, вторая третью и т.д., что позволяет раскрыть сущностные характеристики организации воспитания в ДОО.
Каждая из категорий удерживает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач возрастного развития и становления личности ребенка.
8 сл.
В основе уклада лежат базовые инвариантные ценности, которые представлены в пояснительной записке
Примерной программы и могут быть дополнены при необходимости. При разработке уклада ДОО определяются
собственные (инструментальные) ценности ДОО (то есть те, которые нужны для реализации базовых). Они,
как и базовые, находят свое отражение во всей жизнедеятельности ДОО:
● в правилах и нормах;
● в традициях и ритуалах ДОО;
● в системе отношений в разных типах общностей;
● в характере воспитательных процессов;
● в РППС.
Базовые и инструментальные ценности проявляются в формальных и неформальных правилах и нормах ДОО.
Со временем они трансформируются в традиции и ритуалы ДОО. Правила, нормы и традиции ДОО задают
характер и систему отношений в общностях — профессиональных, профессионально-родительских, детских
и детско-взрослых. Система существующих отношений, в свою очередь, определяет характер воспитательных
процессов, которые напрямую влияют на эффективность воспитания.
Пример. Так, если в общности есть ценности доверия, дружбы, ответственности и заботы, и взрослый их удерживает в общении с ребенком, то и ребенок их воспринимает как норму, пропитывается их смыслом.
Если в профессиональной общности есть ценность детства и каждого ребенка как личности, то травмирующие ребенка отношения уже невозможны в этом укладе, в этой среде и в той деятельности, которую данная профессиональная общность реализует. Если ценность принятия и уважения есть в профессиональной общности, то она транслируется и детям, обеспечивая, например, инклюзию. Если среда создается ради среды, а не для ребенка, то среда не насыщается воспитательным содержанием и не становится для него «живой».
Если событие равно мероприятию, то ребенка в нем нет по умолчанию.
9 сл.
Воспитывающая среда- это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цели и задачи воспитания.
Воспитательная среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой -культурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитательной среды являются ее насыщенность и структурированность.
Способ структурирования предполагает интеграцию:
-«от взрослого»: предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
-«от совместности ребенка и взрослого»: со-бытийной среды как способ жизнедеятельности и событийности детско-взрослой общности,
-«от ребенка (детская инициатива, поддержанная и сопровождаемая взрослым)»: рукотворной среды, которая, с одной стороны, является результатом развития, с другой –формирует ценностно-смысловую перспективу творческого и созидающего отношения ребенка к окружающему миру.
10 сл.
Общность -Это пространство между людьми, наполненное и удерживающее смыслы воспитания. Если в общности есть ценность доверия, дружбы, ответственности и заботы, если ее удерживает взрослый в общении с ребенком, то и ребенок ее воспринимает как естественную, пропитывается этими смыслами.
Воспитание вообще и воспитательная деятельность –в частности реализуется в событийной детско-взрослой общности на каждой ступени развития.
•уклад, и воспитывающая среда –это внешние оболочки, создающие условия для того, что должно произойти с ребенком в общности, в деятельности и в событии.
•Понятие общность постепенно приходит в образование и становится понятным и педагогам и родителям.
Деятельности. Все возможные виды деятельности являются воспитательными, то есть их смысл не столько в обретении неких знаний о предметах деятельности и способах манипулирования с ними, сколько в том, что они являются уникальными опытами жизни ребенка, предельно авторскими и адресными.
Дошкольник –познает мир, развивается и воспитывается только в деятельности.
Воспитывающий потенциал деятельности в ее содержании и постепенно становящейся, образующейся позиции ребенка.
Событие.
Событие жизни. Точка встречи поколений в бытийных и культурных позициях.
Воспитательный потенциал события живет в ритмах ежедневной жизни, в круге привычных праздников и способах их празднования, в тех мероприятиях, которыми насыщена жизнь ребенка в детском саду
Итак основные инструменты воспитания:
Уклад –удерживает ценностно-смысловые ориентации
•Среда –раскрывает ценностно-смысловые ориентации
•В общности –реализуются ценностно-смысловые ориентации в отношениях и в деятельности
11 сл.
События в ДОО —проектируются в соответствии с логикой календарного плана как расписание:
•на день режим дня с возможностью гибкой подстрйки под ситуацию ребенка, группы, актуальной темы;
•на неделю—целесообразно выстраивать в зависимости от плана работы на месяц или квартал как ритм подготовки к праздникам;
•на месяц;
•на год.
12 сл.
Ну а теперь представим вам опыт реализации нашей рабочей программы воспитания.
Нашу РПВ мы разрабатывали с учетом следующих
Методических документов, регулирующие вопросы реализации рабочей программы воспитания
-ООП ДО
- программа развития
-договора с социальными партнерами
-план работы на учебный год.
Основным приоритетом в реализации рабочей программы воспитания является создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на основе ознакомления с социокультурной и природной средой г.о.г. Бор
13 сл.
Из собственной практики предлагались наиболее эффективные технологии и методы воспитательной работы. Трудность заключалась в том, чтобы создать целостную систему, включающую в себя всех участников воспитательного процесса ( детей, родителей, педагогов ДОУ, представителей социума).
В нашей основной образовательной программе часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям на основе ознакомления с социокультурной и природной средой нашей малой родины. Она реализуется на основе адаптированной программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И.А.Кузьмина.
Модель нравственно-патриотического воспитания в ДОУ представляет взаимодействие всех участников образовательного процесса, включающего в себя основные направления программы, содержание и темы проектной деятельности. Основными формами и методами работы с детьми являются те, в которых ребенок проявляет наибольшую активность и позволяют ему осознать поступки, сформировать навыки поведения и понять суть ценностей. Так на клубных часах (технология социализации дошкольников Гришаевой) дети получают не только знания о русских народных традициях, праздниках, ценностях, но и закладываются основы поведения, общения со сверстниками и взрослыми. Реализуя программу воспитания, мы проводили клубные часы: «Славна богатырями и красными девицами земля русская», «Масленица, дорогая», «Космическое путешествие» и другие. Проектная деятельность так же направлена на решение многих задач воспитания по всем направлениям. В течение этого года педагогами и детьми созданы сценарии и отсняты мультфильмы, основанные на нравственных поступках: «Как Матрена сестер искала», «Самый добрый мультфильм- Путешествие красок», «Путешествие звездочки», «Маленький дубок», «Путешествие на Марс», «Игрушки» и другие.
14 сл.
На муниципальном уровне МАДОУ детский сад «Ивушка» является организатором творческой группы «Шаг в будущее: мир профессий». Цель работы: создание комплекса психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих формированию положительного отношения к профессиональному миру взрослых у дошкольников.
Эту работу мы так же включили в рабочую программу воспитания по трудовому направлению. В календарном плане отражаются такие формы работы, как проектная деятельность, игровая деятельность, творческая. Особенно эффективной является практическая деятельность в творческих мастерских. Дети со второй младшей группы участвовали в организации творческих мастерских по различным профессиям. Это были мастерские «Пекарня «Плюшкин-Ватрушкин», кондитерская «Сладкая жизнь». Дети раскатывали есто, формочками делали печенье, а в кондитерской украшали глазурью и конфитюром, после угощали друг друга. Дети средних групп участвовали в мастерской «Архитектурное бюро», где они рисовали дома и строили их из лего конструктора. В старшей группе дети участвовали в кастинге телеведущих прогноза погоды и познакомились с рядом профессий, необходимых на телевидении. В подготовиельных группах были организованы мастерские «Ландшафтный дизайнер», «Волшебный витраж», «Праздник в кафе». Все мастерские подбирали дети по своим интересам. Опыт погружения в профессию запомнился всем, дети научились взаимодействовать, поняли ценность труда взрослых. Кроме творческих мастерских дети участвовали вместе с родителями в конкурсе семейных газет «Профессии моей семьи»; побывали на Виртуальных экскурсиях, созданных родителями.
15 сл.
Мероприятия в соответствии с программой воспитания прошли по следующим направлениям:
- патриотическое воспитание.
В соответствии с календарным планом воспитательной работы мы проводим мероприятия с детьми, каждое из которых для них событие, к которому они готовятся, осознают его ценность.
Так на 9 мая были организованы вставки: Бессмертный полк и история одного солдата, в которых большая роль отводилась родителям. Просматривали презентацию по истории ВОВ, пели песни. Так же дети подготовительной группы возлагали цветы к памятнику вместе со школьниками, шли под строевую песню у ДК.
16 сл.
Являемся постоянными участниками Природоохранного социально-образовательного Проекта (дошкольные образовательные организации) «Эколята-дошколята»
17 сл.
В летний период были организованы квесты на воспитание дружеских взаимоотношений, сплочение детского сообщества : Это Пиратский квест и квест Путешествие на остров дружбы.
Очень тесно сотрудничаем с библиотекой. У нас прошли совместные мероприятия на День пожилого человека, экскурси в библиотеку, на День народного единства, по русским народным сказкам и др.
18 сл.
В соответствии с требованиями Примерной рабочей программы воспитания необходимо структурировать воспитывающую среду в ДОУ по различным направлениям, проанализировать и иметь представление о том, какие направления необходимо дополнить игровыми пособиями и материалами, так как наглядность в дошкольном возрасте очень важна. На этом этапе мы можем столкнуться с трудностями, возникающими из- за недостаточного количества дидактического материала, помогающего в решении задач воспитания.
Поэтому в этом году нашими педагогами были разработаны дидактические поля и игровые наборы для образовательной робототехники: матата лаб и мини-робота «Умная пчела» по направлениям воспитания. По патриотическому воспитанию создано игровое поле «Малая родина», по трудовому воспитанию- игровое поле «Профессии», по социальному воспитанию- игровые поля «Эмоции». «Хорошие и плохие поступки», «Нравственные качества», по этико-эстетическому и патриотическому направлениям- «Русские традиции», «Отношение» по физическому и озжоровительному поле «ЗОЖ». Ко всем полям в помощь педагогам составлены дидактические игры и представлены в сборнике.
С помощью образовательной робототехники: матата лаб и мини-робота «Умная пчела» дети закрепляют представления по базовым темам: Моя малая родина, «Моя группа», «Хорошие поступки», «Профессии моих родителей»; уточняют понятия нравственных ценностей: доброта, ответственность, справедливость, уважение, верность, гостеприимство…
19 сл.
В развивающей предметно-пространственной среде ДОУ широко представлена музейная педагогика. Это и музей «Русская изба», мини-музеи в холлах «Куклы из бабушкиного сундука», «Деревянная игрушка», «Река Волга-главная улица России», «Золотое кольцо Нижегородской области» и др. мини-музеи.
20 сл.
В группах пополнен разнообразный дидактический материал, альбомы, игры, макеты, лэпбуки представлены в центре социально-коммуникативного и патриотического развития. Разнообразный дидактический и игровой материал к мультстудии «Я творю мир» с помощью которого создаются мультфильмы, помогает понять нравственные поступки героев.
Шагая в ногу со временем, повышая интерес детей мы активно используем информационно-коммуникативные технологии, разрабатывая интерактивные игры, викторины и кроссворды в программе PowerPoint, презентации, флэш-карты.
21 сл.
В целях информационного обеспечения воспитательной среды мы создали:
-Интерактивные игры по профессиям родителей наших воспитанников
-викторины по сказкам, по нравственным качествам икроссворды («Сказки для добрых сердец»)
-Виртуальные экскурсии по предприятиям Поселка и Нижегородской области: «Русская изба»,«А по речке вверх теплоход», «На фабрике матрешек» и др.
-Флэш-карты
-Видеоролики с образовательными ситуациями для педагогов
-презентации и др.
22 сл.
Социальные партнеры, могут быть очень хорошими помощниками в организации мероприятий исходя из нашего опыта. Так мы ознакомили с нашим календарным планом воспитательной работы социальных партнеров ( ДДТ «Каравеллу», Местную религиозную организацию «Православный приход церкви в честь Богоявления Господня г. Бор, п. Октябрьский Нижегородской области», ДК-музей, Октябрьскую СОШ). Наши мероприятия они рассмотрели и предложили свое участие в воспитательной работе. Таким образом воспитательный потенциал нашей программы и мероприятий усилился и стал более эффективным.
23 сл.
Анализ реализации РПВ вы можете провести по следующим критериям:
-Описание приоритетов в реализации рабочей программы воспитания;
-Описание методических документов, регулирующих вопросы реализации рабочей программы воспитания;
-Описание мероприятий рабочей программы воспитания по следующим направлениям:
1) поддержка семейного воспитания
2) развитие воспитания в системе образования
3) расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
4) поддержка общественных объединений в сфере воспитания
5) гражданское воспитание
6) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
7) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
8) приобщение детей к культурному наследию
9) популяризацию научных знаний среди детей
10) физическое развитие и формирование культуры здоровья
11) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
12) экологическое воспитание
-Проблемы и риски реализации рабочих программ воспитания
-Предложения по улучшению результатов реализации рабочих программ воспитания
-Ссылки на информацию о проделанной работе
24 сл.
Методические материалы к проектированию и разработке программы воспитания ( на сайте ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования)
Особую ценность представляет сейчас выставляемое ими по месяцам Практическое руководство «Воспитателю о воспитании».
Это 9 тетрадей по количеству месяцев. 3 формы взаимодействия- Педагог-Дети, Педагог-Родители, Родители-ребенок.
6 содержательных форматов организации воспитательной работы в условиях взаимодействия образовательной организации и семьи-
- Смотрим вместе
- Читаем вместе
- Рассуждаем вместе
- Играем вместе
- Мастерим вместе
- Трудимся вместе
4 модуля «Советы для родителей».
Ссылка на практическое руководство:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса
Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». ...
Семинар-практикум для педагогов «Компетентность воспитателей в области патриотического воспитания дошкольников»
Развивать творческиЙ потенциал педагогов....
Сообщение для круглого стола старших воспитателей . «Организация деятельности направленной на дополнительное образование в МКДОУ д/с № 156»
Подготовил: старший воспитатель Максименко Н.В.В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дош...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМДеловая игра для воспитателей на тему:«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»...
Семинар-практикум Деловая игра Для воспитателей и помощников воспитателя «Организация питания и сервировка столов в ДОУ»
laquo;Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, ...