СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
методическая разработка по окружающему миру
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
Деловая игра для воспитателей на тему:
«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ «ДЕТСКИЙ САД №5 «ДУБРАВУШКА»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
Деловая игра для воспитателей на тему:
«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель:
Базалаева Зюльмира Биймурадовна
Деловая игра для воспитателей на тему:
«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями для педагогов.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Организация игры
Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на педагогический совет в форме деловой игры, которая называется «Знатоки и умницы» на тему «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности”
За каждый правильный ответ игрок получает «Медаль умницы», в конце игры, педагог, набравший наибольшее количество «Медалей», получает грамоту победителя. Желаю всем удачи!!!
Содержание заданий для педагогов
«Объяснялки» от детей (звукозапись)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
«Внимание, вопрос!»
- Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
- Что такое "проблема"?
(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).
- Что такое "гипотеза"?
(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).
- Что такое "проект"?
(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)
- Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
- Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?
(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).
- Какие этапы исследования вы знаете?
(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).
- Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
- Как увидеть и сформулировать проблему?
(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).
- Как необходимо выдвигать гипотезы?
(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)
«Музыкальное задание» 7 мелодий песен об объектах экспериментирования. (облака, птицы, вода, солнце)
«Рекламная пауза»
Каждый участник получает карточку с именем, какого – либо сказочного героя. Необходимо мимикой и жестами объяснить, что это за герой. Остальные пытаются быстро угадать изображаемый персонаж.
Выигрывает тот, который затратит на угадывание меньше времени.
Царевна Несмеяна.
Соловей Разбойник.
Алладин
Винни-пух
Буратино
Кикимора.
Карлсон.
Кот в сапогах.
Маша (из мультфильма «Маша и медведь)
«Сказочный»
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.
♣ Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.
♣ Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
▄ А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите галку».
Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и галки, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите галкам напиться.
Вопрос к педагогам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)
Чья команда быстрее напоит свою галку?
Проводится эстафета «Напои галку»: игроки выстраиваются цепочкой, передают камни и опускают их в бутылку пока уровень воды не повысится до верха бутылки.
«Чёрный ящик»
В черном ящике находится хорошо вам известный предмет, пришедший к нам с востока, но называемый у нас голландским словом. А еще про него существует загадка: "Сожмешь — клин, разожмешь — блин". (Зонт)
В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)
Химики китайского университета выяснили, что в состав раствора, скрепляющего каменные блоки Великой Китайской стены, входил некий материал. В черном ящике килограмм этого материала. Назовите его. (Рис)
ОНИ "съедают" около трех процентов производимой в мире пшеничной муки. В природе ОНИ питаются, к примеру, цветочным нектаром. ОНИ находятся в черном ящике. (Дрожжи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Деловая игра "Что? Где? Почему?" позволит ст.воспитателю включить в семинар или другую форму работыс педагогами некую интересную нотку (теория и практика)....
СЕМИНАР НА ТЕМУ «Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно – деятельностного подхода»
ПЛАН СЕМИНАРА 1. «Концентриров...
Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»...
Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».
Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей....
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Цель нашего мероприятия: расширить и закрепить знания о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Закреп...
Семинар-практикум Деловая игра Для воспитателей и помощников воспитателя «Организация питания и сервировка столов в ДОУ»
laquo;Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, ...