Семинар-практикум Деловая игра Для воспитателей и помощников воспитателя «Организация питания и сервировка столов в ДОУ»
методическая разработка
«Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 «Дюймовочка»
Семинар-практикум
Деловая игра
Для воспитателей и помощников воспитателя
«Организация питания и сервировка столов в ДОУ»
Подготовила:
Кудрицкая Т. В.
КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Семинар-практикум
Форма проведения : деловая игра
ЦЕЛЬ: повышение квалификации педагогов в работе по формированию у воспитанников навыков культурной еды.
Ход педагогического совета-деловой игры
1.Актуальность темы.
Тема тематического педагогического совета «Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.
Педагоги должны помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией.
Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, соблюдать правила этикета и в частности, правила хорошего тона за столом, педагоги могут предложить детям проблемные ситуации, решение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты, для игр-драматизация различного содержания.
Для правильной и грамотной работы по этому направлению педагогам необходимо знать программные цели и задачи в воспитании детей своей возрастной группы, которые раскрыты в Основной образовательной программе
дошкольного образования МБДОУ « Детский сад № 50 « Дюймовочка»,
разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом основной образовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г., образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Педагоги должны личным примером подтверждать правила этикета, правила хорошего тона за столом.
Необходимо также привлекать к этой работе и помощника воспитателя, от которой во многом зависит и сервировка стола, и правильность подачи пищи детям.
Поэтому разрабатывая тематический Семинар-практикум
мы сочли необходимым оживить его деловой игрой, направленной на активизацию самообразования педагогов, овладением реальным опытом и умение решать трудные ситуации. Работа в командах сплачивает коллектив, побуждает педагогов высказывать свое мнение и находить общее компромиссное решение.
Педагогический тренинг (разрешите познакомить вас с некоторыми терминами и вопросами, относящимися к теме питания и сервировки столов в ДОУ)
- Что означает термин «ЭТИКа»?
Этика – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе».
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
В чем сущность этического воспитания детей?
Этическое воспитание обучающихся
Воспитание является важнейшей частью педагогического процесса, признано формировать типологические качества личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучения, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких механизмов для становления личности воспитанного человека.
Норма воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни. Чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. В этой связи логично и неоспоримо утверждение А. Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».
- Почему, на ваш взгляд им надо заниматься с дошкольного возраста?
Воспитание и этика – понятия неразрывно связанные. Ребенок с малых лет должен усваивать нормы и правила поведения, которые позволят ему вырастить полноценной личностью с высокими моральными установками. Категорический императив И. Канта в наиболее простой форме гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». И чтобы каждый человек руководствовался высоким моральным принципом, необходимо прививать ценности в раннем детстве.
Однако простое постулирование того, что можно и что хорошо, что запрещено и плохо, не даст большого эффекта. Детям необходимо объяснять все наглядно, используя яркие образы, наглядные, живые примеры. И в этой ситуации нам на помощь приходит сказка.
Часто в группе воспитатель сталкивается с тем, что дети не могут поделить игрушки, у них плохое настроение, что, в конечном итоге выливается в конфликт: один ребенок обижает другого. Очень важно в такой ситуации объяснить детям, почему нельзя друг друга обижать. Я предлагаю рассказать детям небольшую сказку и вместе ответить на поставленные вопросы для полной и глубокой проработки проблемы.
- Какая, на ваш взгляд, должна проводится работа с родителями в этом направлении?
Привитие основ правильного культурного поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.
Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными Яблоко от яблони…
Прежде всего, нужно дать понять родителям, что следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.
Объяснить мамам и папам, что конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям.
- Мытьё рук перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры.
- Приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента».
Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.
Обращать внимание родителей на такие важные вопросы:
Кормить ребенка в строго установленное время.
Давать то, что полагается по возрасту.
Не отвлекать от еды чтением или игрой.
Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.
Поощрять желание ребенка есть самостоятельно, участвовать в сервировке и уборке стола.
Убеждать ребенка, что лучше есть за столом: рассказать о микробах, чистых и грязных руках, о том, что можно испачкаться самому и испачкать кого-нибудь, жующий на улице человек выглядит некрасиво.
Хорошо если доброй традицией в семье станет совместная сервировка стола на ужин или при проведении совместного праздника, где дети практически учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.
И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.
- Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании у детей культуры поведения за столом?
Взаимодействие со сказочным персонажем (поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример, найти ошибки).
- Словесные игры (рассказ ребенка из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы (игра «Закончи фразу …» (правила поведения за столом), беседа), творческое рассказывание («Как фрукты и овощи о своей пользе спорили», «Зачем салфетка за столом?», «Вкусные истории о пользе молока»).
- Игровые приемы (игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы).
- Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
- Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
- Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры).
- Использование театра (спектакли кукольного, настольного театра, театра на фланелеграфе и т. п., инсценировки в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности).
- Художественное слово (стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни).
- Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка). Любование (красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки и др.), сравнение («Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? », «Можно через сито сеять горох?», «Какой ложкой удобно суп есть?»).
- Метод проектов.
Для начала проведения деловой игры, предлагаем нашим участникам разделится на 2 команды.
А команды предлагаем назвать по желанию педагогов близко к теме игры.
Предлагаем ввести в состав жюри след…….
1) Инсценировка «Сервировка стола».
ЦЕЛЬ: обратить внимание педагогов на характерные ошибки сервировки стола для детей, подачу пищи, взаимодействие педагогов с детьми и друг с другом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола, «раздаточный стол» и т.д.
Х О Д ИНСЦЕНИРОВКИ
Задание командам из предложенного многообразия посуды, аксессуаров и т.д. сервировать стол для приема пищи для детей данной возрастной группы.(младший и старший дошкольный возраст )
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
2)Инсценировки педагогических ситуаций.
Инсценировка «За столом»
ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуальные проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда.
Х О Д ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я команда педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т.д.
II-я команда педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Обе команды должны отметить и дополнить все нарушения со стороны «детей» и взрослых, а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
3)Найди продолжение пословицы о питании:
1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.
4) Алгоритм действий помощника воспитателя и ребенка проявившего желание помогать в сервировке стола в обеденный промежуток времени.
Здесь предлагается поочередно каждой команде выстроить порядок действий и взаимодействий взрослого и ребенка (словесное руководство действиями ребенка).
- Помощник воспитателя забирает детей с прогулки
- Дети переодеваются, моют руки
- Помощник воспитателя помогает одеть фартуки и головные уборы
- Помощник воспитателя руководит действиями детей по сервировки стола (тканевые салфетки, салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, чайная пара, тарелки для 1 блюда, столовые приборы…)
- По окончания приема пищи помощники могут помочь помощнику воспитателя собрать посуду без остатков пищи, тканевые салфетки, салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы.
- Помощник воспитателя помогает снять фартуки и головные уборы и дети готовятся ко сну
5) Инсценировка «Опоздал на завтрак»
ЦЕЛЬ: Обогатить опыт педагогов в использовании педагогических приемов организации режимных моментов и педагогических ситуаций; обосновать их значимость для создания эмоционально-положительного фона в группах ДОУ.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: подготовить все необходимое для завтрака.
Х О Д ИНСЦЕНИРОВКИ
Выбранные педагоги изображают завтракающих детей, используя все приготовленное для этого. Воспитатель и помощник воспитателя участвуют в организации утреннего приема пищи. Вдруг раздается звонок телефона(мелодия), воспитатель поднимает трубку, на том конце телефона звонит мама Маши и говорит что они уже на подходе к детскому саду и что она будет очень благодарна если Маше оставят завтрак. (Здесь планируется показать сценку, как мама этой самой Маши пытается ее впихнуть в дверь группы, а та упираясь не хочет выходить и громко на всю группу кричит, о том что кушать не хочет, потому что ела дома). Вопрос для всего педагогического коллектива. ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ПОКОРМИТЬ РЕБЕНКА?
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы
ЛИТЕРАТУРА
- Л.П.Ильенко «Новые модели методической службы в ОУ», Аркти, М., 2000
- К.Ю,Белая «Педсовет в дош.обр.учреждении. подготовка и проведение», Творч.центр, М., 2004
- О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Я, ты, мы», Прсв., М., 2004
- О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Как вести себя», Просв, М., 2004
- Под ред.В.В.Петрусинского «Игры – обучение, тренинг, досуг», М., 1994
- Корчинова О.В., «Детский этикет», Р-на-Д, Феникс, 2002
- Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки»-этикет для малышей, М, Прометей, 2001
- Н.В.Дурова «Очень важный разговор», М., Мозаика-Синтез, 2000
- С.А.Насонкина «Уроки этикета», СПб, Акцидент, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация питания и сервировка стола в ДОУ
Главной задачей дошкольного учреждения является - обеспечение каждому ребенку охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания –это необходимое условие для гарм...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах.
В даннорм матеориале описаны рекомендации для педагогов по организации процесса питания в группах в ДОО....
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»
Цель семинара: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и сервировке стола....
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»
Цель: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и сервировке стола.Задачи:Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»(культурно - гигиениче...
Консультация для помощника воспитателя "Работа помощников воспитателя в процессе совместной деятельности с воспитателем в течение дня"
Какую работу выполняет помощник воспитателя в течение дня? Кому подчиняется? Как строит свою работу? Всё в моей консультации...
Методическая разработка по организации процесса питания и сервировки столов в группе «Сервировка стола и питание в детском саду»
Данные рекомендации помогут дошкольному образовательному учреждению повысить качество организации процесса питания в ДОУ.Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учрежден...