Конспект игрового - познавательного занятия в подготовительной группе «Как у нас на Руси все играли от души»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к старинным русским народным играм.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
- создать положительный эмоциональный настрой в процессе игр;
-закреплять умение осуществлять игровые действия и правила по речевой инструкции;
- развивать произвольное внимание, саморегуляцию;
- развивать координацию движений, ловкость, глазомер, логическое мыщление, точность, мелкую моторику рук;
-воспитывать патриотизм, посредством русских игр; воспитывать дружелюбие и уважение к сверстникам.
Материалы: Игра «Бирюльки», игра «Мельница», игра «Поймай мячик», игра «Камушки», игра «Волчек» Коллекция народных игрушек: матрешки, куклы- мотанки, куклы- зернушки, куклы- травница, из соломы куклы, глиняные игрушки дымковские, филимоновские, деревянные зверушки…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Как у нас на Руси все играли от души» | 666.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игрового - познавательного занятия в подготовительной группе
«Как у нас на Руси все играли от души»
Подготовила:
Барбэрош Кристина Рудольфовна.
Журавлевка 2023
Если много узнаешь, то сильнее станешь.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к старинным русским народным играм.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
- создать положительный эмоциональный настрой в процессе игр;
-закреплять умение осуществлять игровые действия и правила по речевой инструкции;
- развивать произвольное внимание, саморегуляцию;
- развивать координацию движений, ловкость, глазомер, логическое мыщление, точность, мелкую моторику рук;
-воспитывать патриотизм, посредством русских игр; воспитывать дружелюбие и уважение к сверстникам.
Материалы: Игра «Бирюльки», игра «Мельница», игра «Поймай мячик», игра «Камушки», игра «Волчек» Коллекция народных игрушек: матрешки, куклы- мотанки, куклы- зернушки, куклы- травница, из соломы куклы, глиняные игрушки дымковские, филимоновские, деревянные зверушки…
Предварительная работа:
- разучивание игр, считалок, малых фольклорных форм;
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми о многообразии игр России и традициях русского народа.
Ход занятия:
В группу к детям выходит Забава в русском народном костюме с сундучком, в нём атрибуты для игр.
Забава: Здравствуйте, весёлые девчушки-хохотушки!
Здравствуйте, смешливые мальчишки-шалунишки!
Меня зовут Забава. Я пришла к вам из далекого прошлого. Где Россию называют Русь. Где живут в избах и топят печку, а вечерами мы собираемся поем песни, рассказываем сказки и очень часто играем в игры. Вы какими играете сейчас игрушками?
Дети: планшеты, телефоны, роботы, трансформеры…
Забава: а наши дети играют народными игрушками. А знаете почему они так называются?
Дети: Да, мы знаем, потому, что их придумал и изготовил народ.
Забава: Верно, много игр и игрушек придумал наш народ. Ну раз вы знаете, может и отгадать можете?
Дети: попробуем, мы изучаем в детском саду народные игрушки.
Забава: Ну тогда я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать.
Забава достает из сундучка игрушки и показывает их детям (свистульки из глины, дымковскую барыню, гжелевкую, куклу- мотанку, куклу- зенушку…) Дети отгадывают
Забава: Вы молодцы, что не забываете свою историю, очень приятно, что вы помните своих предков. Хотите сегодня отправится в путешествие в мое время и продолжить знакомство с традициями на древней Руси?
Дети: Да, конечно.
Забава: Тогда закройте глаза.
Забава хлопает в ладоши - дети оказываются в прошлом.
Забава: Добро пожаловать в мою горницу. Вот так мы и живем. И взрослые и дети любят играть и настольные игры, которые изготавливают своими руками. Я хочу вас сегодня познакомить с народными настольными играми моего времени.
Будем в игры мы играть, да веселье затевать!
Никому в русской избе не придётся скучать!
Грустить, печалиться здесь запрещается,
А веселиться и дружно играть разрешается!
Поскольку мы сегодня находимся в русской избе, то играть будем в весёлые русские народные игры.
В характере русского человека всегда отмечали такие черты как весёлость, жизнелюбие, жизнерадостность. Русские народные игры пришли к нам из глубокой старины. Дети играли с мячом, с камешками, палками, в хороводные игры, активные игры с прыжками и бегом. Любили и любят русские люди повеселиться, вот и придумывали игры-забавы для души и настроения. В игры традиционно играли на улице, дома, на праздничных гуляниях.
Забава: Все ребята молодцы, как на грядках огурцы! И сегодня я познакомлю с русскими народными настольными играми. Русские народные игры имеют многовековую историю они сохранились и дошли до наших дней. Старинными они называются, потому что предавались из поколения в поколенье. На улицах собирались и стар и мал. Хотите поиграть?
Дети: Да!!!
Забава: Благодаря темпераменту, энергии русских людей на Руси было большое количество подвижных игр. Но в тоже время ошибочно утверждать, что своих настольных игр не было. Сейчас мы узнаем в какие настольные игры играли наши предки.
- Игра «Бирюльки». Выражение «играть в бирюльки» означает заниматься ерундой, но все же она замечательно развивала мелкую моторику, усидчивость и внимание. Название игры пошло от слова «брать».
На стол или пол высыпали кучкой бирюльки по очереди крючком доставали их из кучи. В том случае, когда куча разваливалась, ход переходил другому игроку.
На Руси существовало два вида игры в бирюльки – крестьянский и господский.
Крестьянские ребята играли в бирюльки из того, что было под рукой: лучинки, тонкие веточки, соломинки или травинки. Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Считалкой определялся, кто будет играть первым. Он зажимал в руке ровный пучок бирюлек, касаясь его нижним концом стола и резко разжимал ладонь. Бирюльки должны были лечь ворохом, желательно внахлёст в разные стороны. Задача того, чья очередь, вытаскивать из вороха по одной бирюлечке. Вынимать можно было руками или крючком. Главное – не шелохнуть другие палочки! В этом случае ход переходил к следующему игроку. Вытянутую правильно бирюльку игрок оставлял себе и мог сделать ещё ход. В конце игры считали число бирюлек у каждого. Кто больше достал бирюлек, тот и победил. В следующем коне он начинал игру.
Чем старше ребята, тем строже были правила. Например, тянущая рука должна быть навесу и придерживать её другой рукой нельзя. Да и сразу двумя руками вытягивать бирюльку было запрещено. Иногда запрещалось сходить со своего места или вставать со скамьи, чтобы не играть с удобной стороны.
- Игра «Мельница». Настольная игра с простыми правилами и множеством возможных комбинаций. В эту игру играют по всему миру уже около 3000 лет.
Цель игры: выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии. Каждый игрок берет себе по 9 фишек одного цвета.
Ход игры: каждый игрок по очереди выставляет по одной фишке на любой из свободных кружков. Как только игрок смог выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из фишек противника. Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется «мельница».
После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле, можно начинать ходить. Игроки по очереди передвигают свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью – построить «мельницу». Как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек – он забирает любую фишку соперника.
Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество. Во время своего очередного хода он может переставлять фишку на любой свободный кружок поля, независимо от линий, в то время как его соперник продолжает ходить по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки. Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить «мельницу» - либо осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.
Игрок может строить «мельницу» на одном и том же месте сколько угодно раз, но фишку соперника может снимать за эту «мельницу» - только 1 раз. Чтобы не запутаться, можете фиксировать те «мельницы», за которые уже снимались фишки, на листе бумаги. Если игрок за один ход построил сразу две мельницы – снимаются 2 фишки соперника.
- Игра «Волчек».
Способы игры в волчки.
Первый: играющие одновременно запускают все волчки, чей волчок вращается дольше всех тот и выиграл.
Второй: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, чурочки, кубики и т.д. Волчки запускают по очереди, чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.
Третий: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленные на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.
Четвертый: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты – игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.
- Игра «Камешки». В России наиболее распространенным является название «камушки», из других русских названий игры известны следующие: каламушки, креллушки, голанцы, просферы, классический вариант часто именуется «жары».
Один камешек подбрасывали, а другой надо было успеть поднять с земли и поймать подброшенный. Правила усложняли по мере прохождения этапов. Так, на втором этапе игры надо было успеть поднять уже два камешка с земли и тогда поймать подброшенный, на третьем этапе – три, на четвертом – четыре поднять с земли и поймать летящий камешек. Из этих же камешков могли организовать и другую игру, когда их укладывали разными фигурами и выбивали каким – то одним.
Для игры в «креллушки» у каждого играющего должно быть пять камешков. Сначала определяют, кому начать игру. Для этого каждый играющий берет в свои руки камешки, подбрасывает вверх, затем быстро переворачивает руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. У кого на руке окажется большее количество, тот и начинает игру.
Варианты:
- Взять в руки пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
- Подбросить находящиеся в руки три камешка и поймать их, взяв со стола оставшиеся два камушка.
- Подбросить вверх пять камешков и поймать их.
- Подбросить вновь четыре камешка вверх и поймать их, предварительно взяв со стола один камешек.
В эту игру играют по кругу соблюдая поочередность, если кто – то из играющих не смог выполнить какой-то пункт, то право переходит к следующему игроку, и так по кругу. По тигра не вернется к проигравшему, который начинает игру с того пункта, на котором он сделал ошибку.
Игра воспитывает внимание, сосредоточенность, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движения.
- Игра Бильбоке́ — игрушка; представляет собой шарик, прикреплённый к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд.
Старинная игра, которая развивает ловкость, глазомер, координацию движения, терпение.
А вам пора вернуться в детский сад. Зажмуривайте глаза.
Забава хлопает в ладоши - дети снова очутились в своей группе.
Забава: Ну вот вы и вернулись в сое время. Вам понравилось играть?
Что-то новое узнать? (Ответы детей)
Какие игры вы узнали?
А какие вспоминали? (Ответы детей)
Очень я довольна вами,
Дорожите вы друзьями!
Славно вместе мы играли,
Угощу вас леденцами!
Забава: а мне пора вернуться к себе, но я уверяю вас, что у нас еще много всего, с чем я вас познакомлю о прошлой жизни ваших предков. До свидания, ребятишки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект эколого-познавательного занятия в подготовительной группе. на тему « Земля - наш общий дом»
Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой....
Игровое познавательное занятие в подготовительной группе, посвященное Дню Защитника Отечества.
В данном материале предоставлено игровое познавательное занятие для детей 6-7 лет.Материал будет полезен не только воспитателям, но и родителям, часто организующим праздники своим детям....
Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной группе Тема "Россия-Родина моя".
Занятие направлено на развитие патриотических чувсв к своей Родине....
«Мы спасатели». Конспект физкультурно-познавательного занятия в подготовительной группе
Занятие "Мы спасатели" способствует проявлению смелости, выносливости, решительности и уверенности в своих силах....
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ДОСУГОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ «ПОЧТА»
Закрепить знания детей о том, что такое почта....
План-конспект проведения познавательного занятия в подготовительной группе "Север-юг".
В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....
Конспект физкультурно-познавательного занятия в подготовительной группе о правилах безопасности в период весеннего паводка. «Мы спасатели».
Задачи: 1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах.Воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу.Формировать нра...