Конспект игрового - познавательного занятия в подготовительной группе «Как у нас на Руси все играли от души»
план-конспект занятия (старшая группа)

Барбэрош Кристина Рудольфовна

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к старинным русским народным играм.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;

- создать положительный эмоциональный настрой в процессе игр;

-закреплять умение осуществлять игровые действия и правила по речевой инструкции;

- развивать произвольное внимание, саморегуляцию;

- развивать координацию движений, ловкость, глазомер, логическое мыщление, точность, мелкую моторику рук;

-воспитывать патриотизм, посредством русских игр; воспитывать дружелюбие и уважение к сверстникам.

Материалы: Игра «Бирюльки», игра «Мельница», игра «Поймай мячик», игра «Камушки», игра «Волчек» Коллекция народных игрушек: матрешки, куклы- мотанки, куклы- зернушки, куклы- травница, из соломы куклы, глиняные игрушки дымковские, филимоновские, деревянные зверушки…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игрового - познавательного занятия в подготовительной группе

«Как у нас на Руси все играли от души»

Подготовила:

Барбэрош Кристина Рудольфовна.

Журавлевка 2023

Если много узнаешь, то сильнее станешь.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к старинным русским народным играм.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;

- создать положительный эмоциональный настрой в процессе игр;

-закреплять умение осуществлять игровые действия и правила по речевой инструкции;

- развивать произвольное внимание, саморегуляцию;

- развивать координацию движений, ловкость, глазомер, логическое мыщление, точность, мелкую моторику рук;

-воспитывать патриотизм, посредством русских игр; воспитывать дружелюбие и уважение к сверстникам.

Материалы: Игра «Бирюльки», игра «Мельница», игра «Поймай мячик», игра «Камушки», игра «Волчек» Коллекция народных игрушек: матрешки, куклы- мотанки, куклы- зернушки, куклы- травница, из соломы куклы, глиняные игрушки дымковские, филимоновские, деревянные зверушки…

Предварительная работа:

- разучивание игр, считалок, малых фольклорных форм;

- чтение художественной литературы;

- беседы с детьми о многообразии игр России и традициях русского народа.

Ход занятия:

В группу к детям выходит Забава в русском народном костюме с сундучком, в нём атрибуты для игр.

Забава: Здравствуйте, весёлые девчушки-хохотушки!

Здравствуйте, смешливые мальчишки-шалунишки!

Меня зовут Забава. Я пришла к вам из далекого прошлого. Где Россию называют Русь. Где живут в избах и топят печку, а вечерами мы собираемся поем песни, рассказываем сказки и очень часто играем в игры. Вы какими играете сейчас игрушками?

Дети: планшеты, телефоны, роботы, трансформеры…

Забава: а наши дети играют народными игрушками. А знаете почему они так называются?

Дети: Да, мы знаем, потому, что их придумал и изготовил народ.

Забава: Верно, много игр и игрушек придумал наш народ. Ну раз вы знаете, может и отгадать можете?

Дети: попробуем, мы изучаем в детском саду народные игрушки.

Забава: Ну тогда я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать.

Забава достает из сундучка игрушки и показывает их детям (свистульки из глины, дымковскую барыню, гжелевкую, куклу- мотанку, куклу- зенушку…) Дети отгадывают

Забава: Вы молодцы, что не забываете свою историю, очень приятно, что вы помните своих предков. Хотите сегодня отправится в путешествие в мое время и продолжить знакомство с традициями на древней Руси?

Дети: Да, конечно.

Забава: Тогда закройте глаза.

Забава хлопает в ладоши - дети оказываются в прошлом.

Забава: Добро пожаловать в мою горницу. Вот так мы и живем. И взрослые и дети любят играть и настольные игры, которые изготавливают своими руками. Я хочу вас сегодня познакомить с народными настольными играми моего времени.

Будем в игры мы играть, да веселье затевать!

Никому в русской избе не придётся скучать!

Грустить, печалиться здесь запрещается,

А веселиться и дружно играть разрешается!

Поскольку мы сегодня находимся в русской избе, то играть будем в весёлые русские народные игры.

В характере русского человека всегда отмечали такие черты как весёлость, жизнелюбие, жизнерадостность. Русские народные игры пришли к нам из глубокой старины. Дети играли с мячом, с камешками, палками, в хороводные игры, активные игры с прыжками и бегом. Любили и любят русские люди повеселиться, вот и придумывали игры-забавы для души и настроения. В игры традиционно играли на улице, дома, на праздничных гуляниях.

Забава: Все ребята молодцы, как на грядках огурцы! И сегодня я познакомлю с русскими народными настольными играми. Русские народные игры имеют многовековую историю они сохранились и дошли до наших дней. Старинными они называются, потому что предавались из поколения в поколенье. На улицах собирались и стар и мал. Хотите поиграть?

Дети: Да!!!

Забава: Благодаря темпераменту, энергии русских людей на Руси было большое количество подвижных игр. Но в тоже время ошибочно утверждать, что своих настольных игр не было. Сейчас мы узнаем в какие настольные игры играли наши предки.

  1. Игра «Бирюльки». Выражение «играть в бирюльки» означает заниматься ерундой, но все же она замечательно развивала мелкую моторику, усидчивость и внимание. Название игры пошло от слова «брать».

На стол или пол высыпали кучкой бирюльки по очереди крючком доставали их из кучи. В том случае, когда куча разваливалась, ход переходил другому игроку.

На Руси существовало два вида игры в бирюльки – крестьянский и господский.

Крестьянские ребята играли в бирюльки из того, что было под рукой: лучинки, тонкие веточки, соломинки или травинки. Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Считалкой определялся, кто будет играть первым. Он зажимал в руке ровный пучок бирюлек, касаясь его нижним концом стола и резко разжимал ладонь. Бирюльки должны были лечь ворохом, желательно внахлёст в разные стороны. Задача того, чья очередь, вытаскивать из вороха по одной бирюлечке. Вынимать можно было руками или крючком. Главное – не шелохнуть другие палочки! В этом случае ход переходил к следующему игроку. Вытянутую правильно бирюльку игрок оставлял себе и мог сделать ещё ход. В конце игры считали число бирюлек у каждого. Кто больше достал бирюлек, тот и победил. В следующем коне он начинал игру.

Чем старше ребята, тем строже были правила. Например, тянущая рука должна быть навесу и придерживать её другой рукой нельзя. Да и сразу двумя руками вытягивать бирюльку было запрещено. Иногда запрещалось сходить со своего места или вставать со скамьи, чтобы не играть с удобной стороны.

C:\Users\User\Desktop\

  1. Игра «Мельница». Настольная игра с простыми правилами и множеством возможных комбинаций. В эту игру играют по всему миру уже около 3000 лет.

Цель игры: выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии. Каждый игрок берет себе по 9 фишек одного цвета.

Ход игры: каждый игрок по очереди выставляет по одной фишке на любой из свободных кружков. Как только игрок смог выстроить три свои фишки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из фишек противника. Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется «мельница».

После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле, можно начинать ходить. Игроки по очереди передвигают свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью – построить «мельницу». Как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек – он забирает любую фишку соперника.

Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество. Во время своего очередного хода он может переставлять фишку на любой свободный кружок поля, независимо от линий, в то время как его соперник продолжает ходить по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки. Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить «мельницу» - либо осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.

Игрок может строить «мельницу» на одном и том же месте сколько угодно раз, но фишку соперника может снимать за эту «мельницу» - только 1 раз. Чтобы не запутаться, можете фиксировать те «мельницы», за которые уже снимались фишки, на листе бумаги. Если игрок за один ход построил сразу две мельницы – снимаются 2 фишки соперника.

C:\Users\User\Desktop\

  1. Игра «Волчек».

Способы игры в волчки.

Первый: играющие одновременно запускают все волчки, чей волчок вращается дольше всех тот и выиграл.

Второй: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, чурочки, кубики и т.д. Волчки запускают по очереди, чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.

Третий: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленные на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

Четвертый: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты – игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.

C:\Users\User\Downloads\

  1. Игра «Камешки». В России наиболее распространенным является название «камушки», из других русских названий игры известны следующие: каламушки, креллушки, голанцы, просферы, классический вариант часто именуется «жары».

Один камешек подбрасывали, а другой надо было успеть поднять с земли и поймать подброшенный. Правила усложняли по мере прохождения этапов. Так, на втором этапе игры надо было успеть поднять уже два камешка с земли и тогда поймать подброшенный, на третьем этапе – три, на четвертом – четыре поднять с земли и поймать летящий камешек. Из этих же камешков могли организовать и другую игру, когда их укладывали разными фигурами и выбивали каким – то одним.

Для игры в «креллушки» у каждого играющего должно быть пять камешков. Сначала определяют, кому начать игру. Для этого каждый играющий берет в свои руки камешки, подбрасывает вверх, затем быстро переворачивает руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. У кого на руке окажется большее количество, тот и начинает игру.

Варианты:

  1. Взять в руки пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
  2. Подбросить находящиеся в руки три камешка и поймать их, взяв со стола оставшиеся два камушка.
  3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.
  4. Подбросить вновь четыре камешка вверх и поймать их, предварительно взяв со стола один камешек.

В эту игру играют по кругу соблюдая поочередность, если кто – то из играющих не смог выполнить какой-то пункт, то право переходит к следующему игроку, и так по кругу. По тигра не вернется к проигравшему, который начинает игру с того пункта, на котором он сделал ошибку.

Игра воспитывает внимание, сосредоточенность, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движения.

C:\Users\User\Downloads\

  1. Игра Бильбоке́ — игрушка; представляет собой шарик, прикреплённый к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

Старинная игра, которая развивает ловкость, глазомер, координацию движения, терпение.

C:\Users\User\Desktop\

А вам пора вернуться в детский сад. Зажмуривайте глаза.

Забава хлопает в ладоши - дети снова очутились в своей группе.

Забава: Ну вот вы и вернулись в сое время. Вам понравилось играть?

Что-то новое узнать? (Ответы детей)

Какие игры вы узнали?

А какие вспоминали? (Ответы детей)

Очень я довольна вами,

Дорожите вы друзьями!

Славно вместе мы играли,

Угощу вас леденцами!

Забава: а мне пора вернуться к себе, но я уверяю вас, что у нас еще много всего, с чем я вас познакомлю о прошлой жизни ваших предков. До свидания, ребятишки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эколого-познавательного занятия в подготовительной группе. на тему « Земля - наш общий дом»

Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой....

Игровое познавательное занятие в подготовительной группе, посвященное Дню Защитника Отечества.

В данном материале предоставлено игровое познавательное занятие для детей 6-7 лет.Материал будет полезен не только воспитателям, но и родителям, часто организующим праздники своим детям....

Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной группе Тема "Россия-Родина моя".

Занятие направлено на развитие патриотических чувсв к своей Родине....

«Мы спасатели». Конспект физкультурно-познавательного занятия в подготовительной группе

Занятие "Мы спасатели" способствует проявлению смелости, выносливости, решительности и уверенности в своих силах....

План-конспект проведения познавательного занятия в подготовительной группе "Север-юг".

В плане-конспекта описано подробная методика проведения занятия знакомства с компасом, сторонами света: север и юг....

Конспект физкультурно-познавательного занятия в подготовительной группе о правилах безопасности в период весеннего паводка. «Мы спасатели».

Задачи: 1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах.Воспитывать выносливость, ловкость, умение действовать сообща, помогать друг другу.Формировать нра...