Деятельность педагога-психолога в дошкольной образовательной организации
методическая разработка

Деятельность педагога-психолога в дошкольной образовательной организации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_pedagoga-psihologa.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагога-психолога в дошкольной образовательной организации

  Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. Термин «технология», исходя из  формулировок  многих литературных источников,  понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

    Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.  Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

  Специфика работы психолога в центре состоит в том, что он должен владеть  различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

  Какие же современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога ?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их  личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:

здоровьесберегающие технологии

информационно-коммуникационные технологии

личностно-ориентированные технологии

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Направления здоровьесберегающих технологий:

технологии сохранения и стимулирования здоровья;

технологии обучения здоровому образу жизни;

коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входит большое количество различных гимнастик, я использую:

гимнастика для глаз;

гимнастика дыхательная;

гимнастика пальчиковая;

подвижные и спортивные игры;

динамическая пауза;

релаксация (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю,  стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а  в конце занятия расслабление, которое я провожу в сенсорной комнате);

 Технологии обучения ЗОЖ

коммуникативная игра

  Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу                и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать   в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение            и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра              со стульчиками»).

Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)

Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);

игротерапия, игротренинги (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания    и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);

массаж и самомассаж (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).

 Коррекционные технологии

технологии музыкального воздействия;

сказкотерапия;

логоритмика;

цветотерапия;

арт-терапия.

психогимнастика

Информационно-коммуникационные  технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных  технологий(компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности.

Богатейшие возможности  для  этого  предоставляют  современные информационные  компьютерные  технологии.  Наглядность материала  повышает  его  усвоение  учениками,  так  как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный.

Преимущества компьютера состоят в следующем:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Введение информационных технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия  с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

изучение компьютера

коррекция психического здоровья

повышение эффективности обучения

интеграция детей в информационное общество.

В своей работе я использую следующие компьютерные технологии:

обучающие и развивающие игры и задания(сообщают знания, формируют умения и навыки ),  например на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления и т.д.

диагностические методики ( у меня, имеется программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Готовность к школьному обучению»,которая содержит тесты, помогающие оценить насколько ребенок готов к обучению в школе, выявить особенности его развития и соотвествия возрастным нормам (содержит стандартизированный комплекс психодиагностических методик, направленный на диагностику уровня развития познавательных процессов детей 5-8 лет: восприятия, произвольного внимания, памяти, образно-логического мышления,

речи; и другие методики);

БОС технологии, которые полностью основаны на работе с компьютером.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятие на компьютере  создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений; Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность; Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программы базируются, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Таким образом, подводя итоги, использование новых образовательных технологий в работе педагога-психолога направлено на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, а также на повышение и улучшение качества и уровня занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Статья по теме "Организации и руководство детской деятельностью в рамках группы дошкольной образовательной организации"

Проведение самоанализа по теме "Сопровождение педагога в организации и в руководстве детской деятельностью в рамках дошкольной организации". Самоанализ может проводиться как составная часть фронтально...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...

Использование современной методики «Бумажное путешествие» в совместной деятельности педагога- психолога с детьми дошкольного возраста

Методика «Бумажное путешествие» помогает педагогам включиться в игру и реализовать образовательную деятельность в игровой форме. ...

Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...