«Совместная игровая деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

методическая разработка занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №98

компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

192286, Санкт-Петербург, ул. Димитрова, д.18, к.4, т./ф. 772-16-82

Конспект занятия

«Совместная игровая деятельности

педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

                                                                                                       Педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

Сергеева М. В.

Санкт-Петербург

Предлагаемый конспект совместной игровой деятельности с детьми дошкольного возраста, полностью удовлетворяет требованиям стандартов. «Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива» (ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155)

 Игра является «ведущей игровой деятельностью»  (Л.С.Выготский) детей дошкольного возраста, а совместная игровая деятельность основновополагающий принцип в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

 Особенность предлагаемой совместной игровой деятельности состоит  в том, что она основана на методе психо-лого-ритмике (ПЛР), являющей здоровьесберегающей технологей. Метод психо-лого-ритмики (ПЛР) - включает в себя двигательно-пространственные композиции, сопровождаемые музыкальными и речевыми ритмами.

 Все композиции подобраны по единой лексической теме или сюжету и  имеет ритмическую основу. От участников (кроме ведущего)

 не требуется специального разучивания текстов и «совершенного» исполнения  движений, стихов, песенок.

 Подбор композиций направлен на решение комплекса психолого-педагогических  (профилактических, коррекционных, образовательных) задач.

Освоив игровые действия, ребенок меняет позицию «ведомого» на позицию «ведущего». Действуя в том или ином  «образе» ребенок решает свои личностные проблемы,  т.е. происходит катарсис его неудовлетворенных желаний.

Взаимодействуя в общем действии с детьми и взрослыми, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями. Таким образом, создаются условия для самостоятельного и коллективного творчества.

Воспитатели, специалисты, дети и их родители могут  использовать составные  элементы этой композиции. Например, логопед использует пальчиковую игру в индивидуальной работе с ребенком,  воспитатель применяет психологическую игру  в совместной игровой деятельности в группе,  дети в самостоятельной и совместной игровой деятельности, а родители могут  играть с детьми во время домашних праздников.

 Для создания яркого «образа» используются разнообразные выразительные средства: пантомима, интонационно окрашенная речь, звуки живой природы, театральные шумы, шумовые инструменты, атрибуты, изготовленных из природных и подручных материалов.

 Время занятия 15 - 30 минут (в зависимости от возраста участников), частота 1-2 раза в неделю,  количество участников – от 5 до 8 детей и не более 18 (дети и их родители).

 Цель: укрепление психо - физического здоровья и  позитивной социализации детей дошкольного возраста..

 Задачи:

1.Создание психологически комфортной зоны для всех участников. 

2.Способствовать социально-коммуникативному развитию всех участников.

2.Способствовать познавательному и  речевому развитию всех участников.

4.Способствовать художественно-эстетическому развитию и раскрытию творческих наклонностей всех участников.

5.Способствовать коррекции отклонений в физическом, психическом и социально-личностном развитии  всех участников, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

 

Предполагаемые результаты:

1.Снижение психо-эмоционального напряжения, тревожности, страхов, агрессивности.

2.Формирование навыков позитивного общения и взаимодействия.

3.Стимулирование активизации  внутренних ресурсов и  развития уверенности в своих силах.

                                       

                              Использованная литература:

1. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М. «Просвещение» 2005г.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. «Просвещение» 1994г.

3.Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет», «Союз» СПб 2000г.

4.Методическое пособие для педагогов ДО «Знакомство детей с русским народным творчеством»

5.Лесина С.В. «Коррекционно-развивающие занятия и  мероприятия», «Учитель» 2007г.

6.Лютова Г.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб «Речь»  2011г.

7. Фопель  К.  «Как научить детей сотрудничать» М. 2010г.г.

8.Щипицина Л.М. «Азбука общения» СПб МУСР им. Р. Валенберга 2006г.

Конспект занятия «Игровое взаимодействие с детьми 3-4 лет»

Тема:  «Уборка урожая»                                                                 Младший  возраст.

1.Сбор  детей  в  группе или проход  в зал  для  занятий. 2. Настрой  на  занятие.

«С добрым  утром  Солнце!»

С добрым  утром  Солнце

Мы  тебе  рады!

Дети  проснулись и  вместе  собрались.

И Саша  здесь  и…(имя ребенка)

3. Приветствие:

 Тактильная игра «С добрым  утром»

 С добрым  утром  ножки,

С добрым  утром ручки, ножки, глазки и т.д.

 А  теперь   мы  пойдём  в  осенний  лес, где  растут  грибы.

  4. Динамическая игра «Топ,  топ  - 5  шагов»

(  развитие  мелкой моторики  рук  и  чувства 

Топ,  топ  - 5  шагов

В  туесочке  - 5  грибов:

Мухомор  красный-  гриб  опасный.

А  второй - лисичка рыжая  косичка.

Третий  гриб  - волнушка  «розовое»  ушко.

А  4  гриб - сморчок  «бородатый»  старичок.

Пятый  гриб – белый,ешь  его  смело.

В  лесу  сейчас много  листьев. Они жёлтые, красные…

5.  Имитационное упражнение: «Листочки»

 (  расслабление  мышц  тела и  снятие  напряжения)

   Слова  Макшанцевой. Муз.    Филиппенко.  

         Листочки, листочки  по  ветру  летят

 У  деток  под  ножками   тихо   шуршат

  И плавно  качаясь  ведут  хоровод,

  А  ветер  осенний  им  песню  поёт.

  То  вправо,  то  влево  листочки  летят

  Прощается  с  нами  весёлый  наш  сад

  И  плавно  качаясь  ведут  хоровод

  А  ветер  осеннюю  песню  поёт.  

        …………………………….        

         Шалунишка  ветерок  

       Поднял  в  воздух  наш  листок

6.Ритмическое упражнение «Кап,  кап»

 ( развитие  чувства ритма  и  снятие  агрессии)

   Закапал  дождь:

                                       

         Кап, кап - кто  там?

         Кап, кап  - что  там?

         Ты  ответь  прямо,

          Не  стучи  в  раму.

          -Это  я  дождик.

           Кап, кап -  дождик.

           Погулять  вышел

           По  твоей  крыше.

 Выгляни  солнышко мы  тебе  рады!

         8. Наборная игра «Овощи»

( развитие навыков саморегуляции)

  Я  пойду  в  огород,

 У  меня  там растёт

 Много-много овощей,

  Для салатов и для щей

Ты лучёк (морковка,  огурчик …) не  зевай

И  в  корзину  полезай

И фасоль  и  горох , урожай  у  нас  не  плох!

9.Социальная игра «Урожай»

(развиваем навыки взаимодействия)

                 Есть  у  нас  грузовик

           Он  не  мал  и не  велик

          Ты  шофёр  сюда  спеши

          С  овощами  помоги!

          А  теперь  не  зевай,

           Увози  урожай!

 Дети,  машину  с  овощами  нужно  бережно довезти  до  группы.

10.Ритуал  прощания  у  дверей  группы.

Спасибо шофёру,  что  он  помог  довезти  урожай.

Разгружаем  машину, а  там  не  овощи,  а  дети.

  • До свидания  Витя.   До  свидания  Аня…

      

Дети  встают    в  круг.

Ведущий здоровается за руку   с каждым  ребёнком, а ребёнок   называет своё  имя  

 

 

Дети  находят  и  гладят  ноги,  руки, обнимают  тело,  касаются глаз, носа….

 

Дети  топают  ногами  в  ритм  текста продвигаясь по кругу. Наклоняются или приседают, как бы «собирают» грибы.

 

 

 

    Дети  поднимают  руки вверх, кружатся  на  месте  и  ложатся  на  ковёр.

   Ведущий касается каждого ребёнка и  называет  листья  разных  деревьев

(берёзовый, каштановый ….).

   

…………………………………

Дети  поднимаются.

Дети  отбивают  ритм  шагом,  затем  садятся  на  колени  и    стучат

 ладошками, кулачками  по  ковру  в  разном  ритме и темпе

 

 

Дети  сидят  на  корточках , а ведущий   называет ребенка именем овоща и ставит за собой.

 

Ведущий назначает шофера и устанавливает детей друг за другом (дети держатся за веревку)

Дети   по  коридору

проходят  до  дверей    группы  и прощаются, с ведущим,  превращаясь  в  детей.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»

Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста ...

конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»

Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраст...

Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста

Раскрыть родителям важные стороны психического развития детей младшего дошкольного возраста...

Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....

Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Режим дня – залог здоровья семьи»

Конспект совместной  игровой деятельности  родителей и  детей старшего дошкольного возраста на тему:...

Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)

Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей  дошкольного возраста и предназначено...