Использование современной методики «Бумажное путешествие» в совместной деятельности педагога- психолога с детьми дошкольного возраста
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_bumazhnoe_puteshestvie_v_rabote_pedagoga-_psihologa_.docx | 113.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современной методики «Бумажное путешествие» в совместной деятельности педагога- психолога с
детьми дошкольного возраста
Игра для дошкольников выступает как тренировочная площадка, где дети отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия. Игровая деятельность развивает воображение, интерес воспитанников к творчеству, образное мышление, их инициативность и любознательность. При этом ее эффективность во многом зависит от участия в ней педагогов.
Авторская методика Олеси Комаровой «Бумажное путешествие» помогает педагогам включиться в игру и реализовать образовательную деятельность в игровой форме. Эту методику можно использовать в работе с дошкольниками от 4 до 7 лет. Она объединяет такие виды деятельности как: игра на бумаге, изобразительная деятельность, режиссерская игра, экспериментальная деятельность и решает задачи из разных образовательных областей. Во время игры по такой методике дети отрабатывают и закрепляют представления об окружающем мире, о цвете, форме, а в старшем дошкольном возрасте- моделируют причинно-следственные связи и отношения. Методика предполагает игру в двух пространствах: плоскостном и объемном- дети получают возможность переносить объем на плоскость.
В этой игровой методике ребенок живет чувствами и действиями изображаемого героя, представляет себе определенное пространство, говорит от его лица, может менять игровую ситуацию по ходу действий. В роль вживаются как воспитанники, так и педагог. Все эти условия значимые для сюжетно- игровых композиций.
Применяя данную методику у дошкольников закрепляются коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности, происходит снятие психоэмоционального напряжения, обогащается словарный запас. В процессе игры дети учатся работать со схемами. Педагог имеет возможность не только обучить воспитанников чему-то новому или повторить пройденный материал, но и оценить достижения детей, их эмоциональное благополучие.
Выбор персонажа, его характера, желание проиграть какую-то наиболее значимую ситуацию из его жизни, поведение, эмоциональное состояние каждого ребенка во время игры, его рисунки могут рассказать, все ли у дошкольника благополучно, не нуждается ли он в помощи педагога- психолога.
Для того чтобы организовать игру по методике «Бумажное путешествие» мы используем: крафтовую бумагу (ватман или обои), фломастеры, цветные карандаши, мелки, пластилин, картон, клей, ножницы, небольшие фигурки человечков и животных, домики и детали из конструктора, также можно подобрать любойигровой материал по содержанию деятельности.
Перед началом игры, педагог совместно с детьми раскладывает на полу (столах) бумагу длиной от 3–5 метров, в зависимости от количества участников. Затем посередине рисуется основная дорога, по которой будут путешествовать персонажи, и прорисовываются необходимые исходные элементы для игровой ситуации. Каждый ребенок, как и педагог, выбирает себе персонажа (возможно двух персонажей) и действует в игре от лица этого героя.
После того как педагог нарисует основные элементы для игры, дети выбирают себе фигурки- персонажей, которыми будут ходить, все участники игры располагаются вокруг листа. Далее идет представление от лица персонажа: кто они, что они любят, где живут. Например, я - девочка, живу в пятиэтажном доме, люблю играть в куклы и рисовать.
Затем педагог приглашает детей в путешествие. По дороге персонажи попадают в различные проблемные ситуации, узнают что-то новое и применяют свои знания, чтобы решить определенные задачи.
Педагог описывает то, что происходит в этой игре: например, если игра проходит осенью, дети называют, а затем рисуют все признаки осени и погодные явления. Путешествуя по сюжету, педагог совместно с детьми дополняют игровой мир поделками. Детям старшего дошкольного возраста мы предлагаем высказывать своипредположения и пожелания, что будет ждать их дальше «впереди».
Таким образом, в ходе «бумажного путешествия» очень важно задавать детям продуктивные вопросы, комментировать действия персонажей, предлагать высказывать свое мнение, решать проблемные ситуации.
Игровые кейсы, которые мы использовали в образовательной деятельности: «Осень», «Овощи», «Лето», «Профессии», «В стране Эмоций», «Семья», «В детском саду», «Скоро в школу» и т.д. Чтобы реализовать методику «Бумажное путешествие» лучше предложить детям такие игровые кейсы, которые отражают ситуацию вокруг них в данный момент. Можно взять за основу текущее время года, детям легче будет воспроизвести игровую ситуацию, а педагог сможет актуализировать их знания о сезонных явлениях.
Пример игрового кейса
Игра начинается в солнечный день недалеко от реки. Малыши рисуют реку и солнце и отправляются в увлекательное путешествие. Вдруг начинается гроза – педагог рисует тучи и дождь цветными карандашами, а дети подключаются крисованию. Педагог спрашивает: «А что же будет с животными в лесу? Нарисуйте (слепите) домики для них и спрячьте их там!». Параллельно, дети вспоминают изученные правила – например, во время грозы опасно находиться рядом с водоемом. Затем они воспроизводят звуки дождя, раскаты грома (здесь можно предложить физминутку или релаксацию, прочитать стихотворение). Чтобы показать, что дождь закончился, педагог предлагает детям превратить капли дождя в солнечные лучики: закрасить их красками или фломастерами. После дождя все персонажи идут играть с песком и строить песочный замок – дети выбирают из чего можно его выполнить(нарисовать, сделать из конструктора или слепить из пластилина). Затем они заселяют своих персонажей в замок и продолжают играть. Далее проводится рефлексия.
Во время «бумажного путешествия» воспитанникам легче запомнить информацию, потому что они ее проживают и визуализируют. Любая деятельность в этот момент вызывает у них интерес, потому что она существует не сама по себе, а вместе с игрой. Педагоги могут сами разработать подобные игровые кейсы или использовать сюжеты сказок, историй или рассказов, которые хорошо знакомы детям.
«Играющий педагог – играющие дети». Поэтому, играя, всегда наблюдаю, как дети чувствуют себя в игре, какие испытывают эмоции, чувства, насколько ребенок активен и вовлечен в игровую деятельность. Всегда стараюсь сделать процесс игры интересным, весёлым, познавательным и творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения ( по материалам сборника К.В.Петровой «Как научить детей ПДД?») 1-...
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Чувств».
В материале представлен конспект открытого занятия в сенсорной комнате...
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Пониманию»
занятие рекомендованно для детей подготовительной группы по развитию эмоциональной сферы....
Консультация: «Организация совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста».
Консультация: «Организация совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста»....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю в...