«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»
статья (младшая группа)

Юлтыева Ирина Гаяровна

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»

Подготовила:

воспитатель

«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.

Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.

Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.

В соответствии с ФОП и ФГОС ДОО педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью; воспитывает у детей художественный вкус и чувство гармонии; продолжает развивать у детей художественное восприятие, закрепляет у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, активно включая все органы чувств; учит детей видеть и восхищаться красотой изображенных предметов (формой, цветом) на картинах и при рассматривании народных игрушек, декоративно-прикладных изделий.

     Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

 

 Цели:

  • расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;
  • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

  • развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;
  • учить понимать художественный образ произведения;
  • формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
  • развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
  • воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Данная работа может организовываться в различных формах:

  • В образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
  • Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций)
  • Интерактивные выставки репродукций картин известных художников
  • Беседы по  произведениям живописи
  • Игровые формы работы (познавательно-игровые программы, викторины, квесты)
  • Посещение памятных мест
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

     Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста  вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Актуально использовать в процессе рассказывания художественное слово.

      На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах  детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.

        Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

       Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...

«Матрешечка-матрешка». Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами народного искусства

quot;Матрешечка-матрешка" Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры и взаимодействия с родителями

Фктуальность - формирование любви к родине, спорту, ценность семьи; формирование двигательных навыков у детей и родителей;чувство собственного достоинства;воспитание здорового, жизнерадостного, ж...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, о...