Обобщение опыта на тему " Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"
материал (средняя группа)
Обобщение опыта на тему " Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 163.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 г Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.»
Цель опыта: воспитание патриотических чувств, любви к Родине у дошкольников через изобразительную деятельность.
Автор опыта:
Лукина Екатернина Александровна
2024г
Сведения об авторе:
Ф.И.О. Лукина Екатерина Александровна
Образование: высшее
Название учебного заведения и год окончания Мичуринский государственный аграрный университет
Специальность по диплому: Педагогическое образование
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 7 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 7 лет
Квалификация: первая категория
Актуальность моей темы по самообразованию обусловлена значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе.
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Условия формирования педагогического опыта:
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
Теоретическая база опыта:
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа. И сегодня вопросы патриотического воспитания детей актуальны как никогда. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться просто сопереживать. Любование просторами своей земли, её красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть эту красоту.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир и воспитать в нем интерес отображать красоту увиденного.
Художественно- эстетическая деятельность с дошкольниками помогает нам научить их видеть , воспринимать и отображать красоту окружающего мира. Она создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания о Родине.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.
В соответствии «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Новизна опыта: в последнее время я заметила пробелы в патриотическом воспитании детей. Поэтому процесс своей воспитательской работы решила направить на углубление изучение этой темы. Так как дети младшего дошкольного возраста, решила использовать художественно- эстетическую деятельность. Это наиболее простой способ привить детям такого маленького возраста, патриотические чувства.
Цель моего опыта является:
Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Содержание работы с детьми по патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
-расширение и углубление опыта общения с народным прикладным творчеством;
-развитие художественно-эстетического восприятия;
-формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
-воспитание патриотических чувств, любви к Родине у дошкольников через изобразительную деятельность.
Главными задачами являются:
•развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности;
•учить понимать художественный образ произведения;
•развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
•воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье.
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности дошкольников.
Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы.
Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепка из пластилина . Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.
Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности можно использовать следующие приемы:
•Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, жанровых художников.
•Экскурсии на природу и музеи.
•Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы итд.)
•Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.
•Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).
•Наблюдение за красотой природы родного города.
Адресность опыта:
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, а так же всем, кто интересуется развитием речи детей.
Трудоемкость педагогического опыта:
Участниками данного опыта являются: воспитанники МБДОУ детского сада №10 г.Грязи. Длительность работы над опытом 2 года.
Описание опыта работы:
Образовательный процесс я планировала в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, учитывая следующие принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.
6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
8. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию провожу регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию в группе предметно-развивающей среды патриотической направленности. В нашей группе оборудован уголок «Моя родина – Россия», подобраны дидактические игры («Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Наша Родина», «Народные промыслы», «Народный костюм»); оформлены папки для рассматривания «Моя семья», «Мой детский сад», «Русская матрешка».
Для организации качественной работы в группе созданы комфортные условия для образовательной деятельности. Удобно оборудованное рабочее место помогает художественно-изобразительному и нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подобран наглядный методический материал по теме занятия (репродукции картин известных художников, макеты памятных мест, скульптуры малых форм), периодически обновляется изобразительный материал (краски, глина, уголь, мелки), использую нетрадиционные материалы. В группе работает творческая мастерская, где дети могут применить свои знания и умения на практике. Мастерские имеют свою тематику, содержание, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка, игры.
Средствами искусства например, рассматривание картин, стараюсь воздействовать на становление в ребенке его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к природе, Родине.
Активно использую художественное слово, которое помогает детям понять образ, услышать о том или ином событии, а затем отразить свои чувства на бумаге.
Учитывая возрастные особенности детей широко применению игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы.
Сотрудничество с семьей:
Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию своих корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Грязинского края, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.
Результативность.
Реализация проекта позволило:
во-первых, объединить усилия воспитателей группы и родителей воспитанников для углубленного погружения ребенка в игровое пространство, позволяющее дошкольнику познакомиться с Россией и своей малой Родиной; формировать ценностное отношение к себе, к своей семье;
во-вторых, расширить формы сотрудничества с родителями, повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Свою работу над темой, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года.
Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей:
В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Начало учебного года
высокий уровень - 37 %
средний уровень - 63 %
Конец учебного года
высокий уровень – 74%
средний уровень – 26%
В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.
Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.
Список используемой литературы:
Список литературы
#1044;ни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с
детьми 5–7 лет
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
2. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.
#1050;овалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
#1050;олпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.
#1052;аханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
#1052;ирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
#1053;овицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
8. Программа "От рождения до школы" под редакцией Вераксы
9 . Международный образовательный портал Маам.ру
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.
Сентябрь |
1
| Экскурсия по территории участка детского сада. | Знакомить детей с территорией детского сада. Развивать любознательность, интерес детей к изучению родного края. Воспитывать любовь к родному поселению. |
2
| «Листочки, листочки по ветру летят». Рисование по поэтическим произведениям «Разноцветная осень». | Воспитывать любовь к малой Родине. Развивать умение рисовать примакиванием. Формировать умение строить композицию рисунка. Воспитывать чувство цвета, творчества. | |
Октябрь |
1 | «Осень дарит чудеса». «Это русская сторонка, это Родина моя». Выставка поделок из природного материала.
| Расширить кругозор детей о времени года «Осень». Познакомить с осенними явлениями и признаками, способствовать пополнению и обогащению знаний детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Воспитывать любовь к родному краю. |
2 | «Родина – слово большое, большое…» - беседа с детьми.
| Формирование первичных представлений о малой Родине. Обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в сквере, на красивой детской площадке). Развивать речь. Воспитывать интерес и любовь к малой Родине. | |
Ноябрь |
1 | Беседа « День доброты» | Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; |
2 | « День Народного единства» Коллективная аппликация | Познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем. | |
Декабрь |
1 | Аппликация «Ах ты, зимушка-зима».
| Рисование пальчиками. Формировать эстетическое отношение к предметам окружающего мира. Воспитывать любовь к природе в любое время года. |
3 | Лепка «Украшение кокошника». «Мы живем в России». Рассматривание альбома «Национальная одежда народов России». | Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством России. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества. | |
Январь | 1 | Рисование к 23 февраля «Вертолет»
| Развивать интерес, воспитывать уважение детей к историческим праздникам. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Воспитывать у детей любовь к близким людям. |
2 | «Очарован невидимкой»-экскурсия по заснеженному участку детского сада. | Учить видеть красоту природы. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать любовь к природе в любое время года. | |
Февраль | 1 | Аппликация « Цветочный портрет мамы» | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. |
2 | Рисование «Филимоновские игрушки» | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. | |
Март | 1 | Аппликация « Ракета из геометрических фигур»
| Дать детям первоначальное представление о космосе ,о ракете, о первом космонавте Ю. А. Гагарине.
|
2 | Продуктивная деятельность. Раскраски «Птицы возвращаются». | Учить ритмичному нанесению линий. Развивать эстетическое восприятие и умение подбирать цвета, соответствующие теме рисунка. Поддерживать желание рисовать. Воспитывать художественный вкус. | |
Апрель | 1 | Рисование « Подснежник» | Расширить знания детей о первоцветах. Развитие восприятия цвета, формы. Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе. |
2 | Рисование «Весна» | Развивать у детей умение выразительно передавать образы из окружающего мира. | |
Май | 1 | Рисование «Салют Победы» - рисуем ватными палочками. | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. |
Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 уч.год.
Сентябрь |
1
| «Россия – великая страна». Рисование «Российский флаг». | Уточнить знания детей о символике России. |
Октябрь |
1 | Беседа «Мой дом, моя семья».
| Дать детям знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях. |
Ноябрь | 1 | Аппликация ко Дню Матери | Воспитывать любовь и уважение к маме, развивать творческое мышление. |
Декабрь | 1 | Рисование « Морозные узоры на окнах» | Развивать воображение и творчество, вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, совершенствовать умения и навыки детей в рисовании. |
Январь | 1 | Проведение акции «Покормите птиц года. | Забота о птицах в холодное время. Изготовление кормушек из бросового материала. |
Февраль | 1 | Конструирование из бумаги «открытка для папы». | Выставка детских работ «Мой папа». |
Март | 1 | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Подарок маме». |
Апрель | 1 | Конкурс рисунков «Удивительный космос», | Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». |
Май | 1 | Подготовка и проведение праздника «День Победы» | Проведение ОД на тему «9мая» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Теоретическое обоснование необходимости сенсорноготразвития дошкольников на основе трудов Н.М. Щелованова, М.Монтессори,А.П.Усовой,Н.Н.Поддьяковым и др.Анализ программ и технологий,применяемых в работ...
Обобщение опыта на тему: "Сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста" опыт работы...
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"
Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...
Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей....
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность ...
Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...