Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
статья (младшая группа)

Кечаева Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:

Кечаева Ирина Николаевна

МАДОУ «Детский сад №229 «Дельфин»

Сормовского района г.Нижнего Новгорода,

воспитатель

603158, ул. Зайцева, 14.

ds229_nn@mail.52gov.ru

(831) 223-83-28

Патриотическое воспитание  детей младшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущее граждане нашей страны и граждане мира»

 А.С. Макаренко

        Патриотическое воспитание, которое заключается в воспитании любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одной из основных задач ФГОС ДО является«объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Изучив требования нормативных документов, потребности дошкольников и, ориентируясь на будущего первоклассника, мы пришли к выводу, что эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - звено в системе воспитания. Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, таких как, непосредственная связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов. Важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную и творческую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения; создавать естественную ситуацию общения детей.

Патриотическое воспитание на младшей степени дошкольного возраста начинается с воспитания любви к родному дому, маме, семье, детскому саду и родному городу. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины. Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Для реализации данного направления мы реализовали несколько проектов по патриотическому воспитанию детей.

Проект «Я и моя семья», был направлен на реализацию цели воспитания  любви  к близким людям, способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

В рамках данного проекта мы обогатили центр по патриотическому воспитанию новыми дидактическими играми. После бесед с детьми на темы «Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад» дети  приносили сюжетные фотографии своих родственников,фотографии отражающие заботу, семейный труд, радость и семейное счастье. Из этих фотография мы оформили фотоальбом «Семья».

Для того, чтобы побольше узнать о семьях наших воспитанников, мы предложили родителями выполнить творческое задание «Совушкино дерево». На дереве «совушки» держат книги, в которой фотографии, рисунки, отражающие то, чем живет семья. Эти работы мы рассматривали с детьми, активизируя характеристики семьи -  большая, дружная, трудолюбивая, веселая, спортивная. Это дерево стоит в «приемной комнате», чтобы и родители и дети могли больше узнать  друг о друге.

В реализации проекта «Я и моя семья»  мы уделили большее внимание формированию образа матери. К празднику «Наши любимые», посвященному Международному женскому дню, мы оформили фотовыставку «Мамина улыбка». Ребята любовались портретами своих  мам, и конечно, говорили о маме много хороших и добрых слов.

Актуализируя представления детей о семье, мы с детьми много читали художественных произведений: Цыферов Г.    «Про друзей», Благинина Е. «Мама спит, она устала»,  «Научу обуваться и братца», «Загадка»,  Руссу  В.  «Моя мама», Сынгаевский Н.  «Помощница», «Буду маме помогать», Божанова М. «Много дел у мамы нашей, русские народные потешки, заклички, Барто  А.   «Всех на свете», Ушинский К.Д. «Петушок с семьей».Благодаря ритмичному звучанию стихотворения и  стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно.

Комплексы пальчиковой  гимнастики«Дом-замочек», «Наша дружная семья»,«Этот пальчик дедушка…»и дидактические игры«Как я маме помогаю»,  «Расскажи о своей семье» способствовали  закреплению знаний  детей о семье.

Свои представления о семье дети отражали в сюжетно – ролевых играх.  Вместе с детьми мы разыгрывали ситуации «Покормим Катю», «Вместе на прогулку», «Готовим завтрак вместе», «Уложили куклу спать» и т.д.

        Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательное учреждение. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны

        Второй наш проект  «Мой город», способствовал  осознанию детьми себя как маленьких  граждан, у которых есть малая родина – город, в котором они родились и живут.  Главной целью этого проекта о сталорасширение представлений о ближайшем социальном окружении, мире профессией, первичных представлениях  об архитектурерайона, его достопримечательностях.  Знакомить с родным городом мы начали с ситуативного разговора о выходном дне. Дети рассказывали, о том, чем они занимались, куда и с кем ходили. Из фотографий детей сложился альбом «Наш город». Мы рассматривали иллюстрации, презентации, проводили целевые прогулки, которые формировали  ориентировку в ближнем окружении (узнавать свой дом, квартиру, улицы района).

        Тема нашего проекта очень заинтересовала родителей. Мы вовлекали   в наш проект. Объединяясь несколькими семьями,  они посещали достопримечательности нашего района, города, устраивали  прогулки по интересным, познавательным местам нашего района, города. Так появилась выставка с фотографиями  «Наши познавательные прогулки  по городу».

        Родители воспитанников помогли нам  изготовить макеты нашего детского сада, домов, различных зданий. Эти макеты дети используют в своих играх.

Большое  значение мы уделили художественному творчеству, вместе с детьми рисовали «Дома на нашей улице», «Дороги нашего города»,  создали совместную работу по аппликации «Цветные домики»; читали  художественные произведения:Высоцкая О. «Мы приходим в детский сад», «Что такое Родина»,  П.Поляков «Здравствуй Родина моя»,  К. Ибряев «Мой дом»,  М. Тахистова«Как Россия велика»,  О.Александрова  «Дома»,   В. Берестов «Лучше нет родного края», Иванова Н. «Воспитатель», Антонова В. «Мой город», «Дом»;  Е. Железнова«Что такое дом»,  «Детский сад».

Проектная деятельность помогла нам осуществлять воспитательно-образовательный процесс системной, спланированной работой, направленной на взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Проекты обогащают детей знаниями и стимулируют их познавательную активность, влияют на содержание сюжетно – ролевых игр. Так, например, на основе этих проектов сюжетно ролевая игра «Путешествие по городу» сопровождалась конкретными названиями улиц и достопримечательностями города.

Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

А самое важное то, что в процессе грамотно организованной педагогами детской исследовательско — проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, города  у дошкольников прочно формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.

Используемая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. — М.: УЦ «Перспектива», 2008

2. Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.                                          

3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

4. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005

5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.                                                                                                                

6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...

Характеристика условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

С целью     создания условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности были определены основные принципы, которые легли в основу с...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы)

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»(из опыта работы)...

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Проектно-исследовательская деятельность помагает нам связать в целое процесс обучения и воспитания с реальными событиями ...

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордост...