Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
электронный образовательный ресурс

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу. 

Теоретическая база опыта:

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа. И сегодня вопросы патриотического воспитания детей актуальны как никогда. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться просто сопереживать. Любование просторами своей земли, её красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть эту красоту. 

Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир и воспитать в нем интерес отображать красоту увиденного.

Художественно- эстетическая деятельность с дошкольниками помогает нам научить их видеть, воспринимать и отображать красоту окружающего мира. Она создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания о Родине.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Новизна опыта: в последнее время я заметила пробелы в патриотическом воспитании детей. Поэтому процесс своей воспитательской работы решила направить на углубление изучение этой темы. Так как дети младшего дошкольного возраста, решила использовать художественно- эстетическую деятельность. Это наиболее простой способ привить детям такого маленького возраста, патриотические чувства.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности дошкольников.

Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы.

Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепка из пластилина. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.

Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности можно использовать следующие приемы:

•Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, жанровых художников.

•Экскурсии на природу и музеи.

•Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы итд.)

•Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.

•Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

•Наблюдение за красотой природы родного города.

Адресность опыта:

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, а так же всем, кто интересуется развитием речи детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...

«Матрешечка-матрешка». Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами народного искусства

quot;Матрешечка-матрешка" Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры и взаимодействия с родителями

Фктуальность - формирование любви к родине, спорту, ценность семьи; формирование двигательных навыков у детей и родителей;чувство собственного достоинства;воспитание здорового, жизнерадостного, ж...

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, о...

Обобщение опыта на тему " Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Обобщение опыта на тему " Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"...