Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
консультация

Давыдова Кристина Эдуардовна

Практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pro_emotsii.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Образовательный центр №2 г.Челябинска»

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Дата проведения: 26.09.2023

Выступление подготовила:

педагог-психолог Давыдова К.Э

Челябинск, 2023.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством применения простых и эффективных технологий, форм, методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

  1. Дать практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  2. Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на применение игр на развитие эмоциональной сферы в своей педагогической деятельности.

Формат мероприятия: очный.

Длительность мероприятия: 30 мин.

Оборудование: презентация, флипчарт с бумагой, маркер

Ход семинара-практикума:

Слайд № 1.

    Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». И начать мне её хочется со слов Л.С. Выготского:

Слайд № 2.

«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребёнка». 

    Действительно, эмоции занимают важное место в нашей жизни. Мы постоянно испытываем разные эмоции и чувства. Нам взрослым проще понимать свои эмоции и чувства, а дети только входят в этот мир. Они учатся их распознавать у себя и других, справляться с ними. А наша задача взрослых помогать им в этом. Такую задачу перед нами ставит Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). В ней в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для каждого возраста прописаны задачи и содержание работы с детьми по эмоциональному развитию. Сегодня мы как раз с вами и будем говорить о том, как мы взрослые будем решать эти задачи, тем самым помогая нашим детям разобраться в эмоциях и чувствах.

Слайд № 3.

    Давайте с вами попробуем порассуждать на тему: «Через, что мы будем развивать эмоциональную сферу детей?» (Педагоги дают свои варианты ответов, а педагог-психолог записывает их на флипчарте.)

Слайд № 4.

    Я когда готовилась к выступлению тоже накидала несколько вариантов. Вы их сейчас видите на слайде. В принципе, это всё то, что мы сейчас с вами озвучили.

Слайд № 5.

    А сейчас я предлагаю нам поиграть в разные игры на развитие эмоциональной сферы. Начнём с вами мы с утреннего приветствия и поздороваемся друг с другом. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем.

Игра «Приветствия»

     В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Коснитесь своего партнёра: нога к ноге, рука к руке. Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите ему руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела: левое колено к левому колену, правая ладонь к правой ладони, левое плечо к правому плечу. Отлично. Занимайте свои места. Понравилась ли вам игра? Какие чувства вы испытали во время игры? (Педагоги дают свои ответы).

Эта игра позволяет в процессе игры испытать разные эмоции и чувства, узнать их у себя и обозначить их словом, что очень важно. Так ребёнок учится говорить о своих чувствах.

Игра «Загадки из сказок»

    В детском саду вы, как воспитатели, много читаете детям разных сказок, рассказов. Герои этих произведений тоже испытывают разные эмоции и чувства. Наша задача взрослых обращать на это внимание в беседе по прочитанному. Вот мы с вами сейчас и попробуем это сделать. Я буду вам зачитывать фрагменты из сказки, а ваша задача назвать эмоцию, которую испытывает герой. Итак начинаем.

Фрагмент № 1

«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)

Фрагмент № 2

«Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…» (грусть)

Фрагмент № 3

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом (страх)

Фрагмент № 4

«Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить» (гнев)

Фрагмент № 5

«Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира» (радость)

     Отлично вы справились с поставленной задачей. Тоже самое вы можете делать и с детьми. Обсуждать какой-то фрагмент прочитанного в разрезе чувств героя. Здесь же можно спрашивать детей о том, испытывают ли они такие же чувства, как герой и в каких ситуациях.

Слайд № 6.

    Отдельно хочется остановиться на таком приёме, ка психогимнастика. На занятиях по психогимнастики дети развивают выразительность движений и артистизм, учатся понимать и выражать свои эмоции, формируют уверенность в себе. Упражнения включают в себя ритмику, пантомимику, игры, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику. Дети сами создают образ, который проигрывают, «проживают» эмоции персонажей. Также психогимнастика снижает риск алекситимии – свойства человека, когда он затрудняется определить и описать свои эмоции словами. Люди с алекситимией почти не способны испытывать эмпатию, не понимают, как сопереживать окружающим. Это ведет к трудностям в коммуникации, психосоматическим заболеваниям.

    Упражнения по психогимнастики можно использовать в качестве физминутки, для ауторелаксации после интеллектуальных нагрузок. Я предлагаю нам тоже сейчас немного отдохнуть и подвигаться.

Игра «Изобрази походку».

    Я буду описывать вам походку персонажа, а ваша задача изобразить её. Итак начнём.

  • Вы - стройный молодой человек на которого заглядываются все девушки (пауза).
  • Вы – 90 летняя старушка и вам тяжело идти (пауза).
  • У вас странная прыгающая походка, как на луне (пауза).
  • Вы опасаетесь погони и слежки, поэтому вы очень испуганы и постоянно оглядываетесь (пауза).
  • Вы сачком ловите бабочек (пауза).
  • Вы задорно крутите бедрами, как Людмила Прокофьевна из фильма «Служебный роман» (пауза).

    Коллеги, поделитесь, как ощущения после выполнения упражнения (педагоги дают свои ответы). Конечно же детям мы подбираем с вами ситуации, которые будут понятны им.

Игра «Пять масок»

    Следующая игра называется «Пять масок». На столе перед вами разложены карточки, на которых персонаж изображён с разными эмоциями. Ваша задача взять себе одну карточку и не показывая её остальным с помощью мимики и жестов изобразить героя. В процессе всего этого вам необходимо объединиться в команды. Так, чтобы в одной команде были одинаковые герои. Понятна инструкция? Отлично, тогда приступаем. Карточки на столе. Напоминаю, мы их не показываем друг другу. Карты можно будет открыть после того, как вы объединитесь в команды.

   Вижу, что все закончили. Давайте, проверим нет ли «чужих» в команде. Замечательно. Вижу, что у всех всё получилось.

   Что ещё хочется сказать относительно психогимнастики? Важно чередовать разнонаправленные упражнения: те, где дети напрягают или расслабляют мышцы, проигрывают этюды с положительными и отрицательными эмоциями, активно двигаются или отрабатывают приемы ауторелаксации. Чередование упорядочивает психическую и двигательную активность ребенка, улучшает настроение.

   Давайте, в заключении нашего семинара-практикума сделаем с вами упражнение на напряжение и расслаблении мышц.

Упражнение «Драка»

В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:

Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка.

(Дети делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб.  Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)

Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.

Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.

(На выдохе руки и лицо расслабляются.)

   Это упражнение на расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук. Упражнение повторяется с детьми 2-3 раза. Давайте ещё одно упражнение сделаем.

Упражнение «Росток»

Вам необходимо сесть на корточки, голову нагнуть к коленям и обхватить её руками. А теперь представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста:

  • «один» – медленно выпрямляются ноги;
  • «два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
  • «три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
  • «четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
  • «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

    В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других.

Рефлексия мероприятия.

    Коллеги, на этом у меня всё. Хотелось бы получить обратную связь от вас. С какими чувствами уходите с семинара, в каком эмоциональном состоянии и будете ли применять те приёмы, с которыми сегодня познакомились (педагоги дают свои ответы). Всем спасибо за участие и вашу активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

Семинар -практикум для педагогов "Ребусы в умственном развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов. "Ребусы в умстенном развитии детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...

Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»

Семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель бу...