Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
консультация
Практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Образовательный центр №2 г.Челябинска»
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Дата проведения: 26.09.2023
Выступление подготовила:
педагог-психолог Давыдова К.Э
Челябинск, 2023.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством применения простых и эффективных технологий, форм, методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
- Дать практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
- Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на применение игр на развитие эмоциональной сферы в своей педагогической деятельности.
Формат мероприятия: очный.
Длительность мероприятия: 30 мин.
Оборудование: презентация, флипчарт с бумагой, маркер
Ход семинара-практикума:
Слайд № 1.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». И начать мне её хочется со слов Л.С. Выготского:
Слайд № 2.
«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребёнка». |
Действительно, эмоции занимают важное место в нашей жизни. Мы постоянно испытываем разные эмоции и чувства. Нам взрослым проще понимать свои эмоции и чувства, а дети только входят в этот мир. Они учатся их распознавать у себя и других, справляться с ними. А наша задача взрослых помогать им в этом. Такую задачу перед нами ставит Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). В ней в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для каждого возраста прописаны задачи и содержание работы с детьми по эмоциональному развитию. Сегодня мы как раз с вами и будем говорить о том, как мы взрослые будем решать эти задачи, тем самым помогая нашим детям разобраться в эмоциях и чувствах.
Слайд № 3.
Давайте с вами попробуем порассуждать на тему: «Через, что мы будем развивать эмоциональную сферу детей?» (Педагоги дают свои варианты ответов, а педагог-психолог записывает их на флипчарте.)
Слайд № 4.
Я когда готовилась к выступлению тоже накидала несколько вариантов. Вы их сейчас видите на слайде. В принципе, это всё то, что мы сейчас с вами озвучили.
Слайд № 5.
А сейчас я предлагаю нам поиграть в разные игры на развитие эмоциональной сферы. Начнём с вами мы с утреннего приветствия и поздороваемся друг с другом. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем.
Игра «Приветствия»
В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Коснитесь своего партнёра: нога к ноге, рука к руке. Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите ему руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела: левое колено к левому колену, правая ладонь к правой ладони, левое плечо к правому плечу. Отлично. Занимайте свои места. Понравилась ли вам игра? Какие чувства вы испытали во время игры? (Педагоги дают свои ответы).
Эта игра позволяет в процессе игры испытать разные эмоции и чувства, узнать их у себя и обозначить их словом, что очень важно. Так ребёнок учится говорить о своих чувствах.
Игра «Загадки из сказок»
В детском саду вы, как воспитатели, много читаете детям разных сказок, рассказов. Герои этих произведений тоже испытывают разные эмоции и чувства. Наша задача взрослых обращать на это внимание в беседе по прочитанному. Вот мы с вами сейчас и попробуем это сделать. Я буду вам зачитывать фрагменты из сказки, а ваша задача назвать эмоцию, которую испытывает герой. Итак начинаем.
Фрагмент № 1
«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)
Фрагмент № 2
«Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…» (грусть)
Фрагмент № 3
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом (страх)
Фрагмент № 4
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить» (гнев)
Фрагмент № 5
«Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира» (радость)
Отлично вы справились с поставленной задачей. Тоже самое вы можете делать и с детьми. Обсуждать какой-то фрагмент прочитанного в разрезе чувств героя. Здесь же можно спрашивать детей о том, испытывают ли они такие же чувства, как герой и в каких ситуациях.
Слайд № 6.
Отдельно хочется остановиться на таком приёме, ка психогимнастика. На занятиях по психогимнастики дети развивают выразительность движений и артистизм, учатся понимать и выражать свои эмоции, формируют уверенность в себе. Упражнения включают в себя ритмику, пантомимику, игры, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику. Дети сами создают образ, который проигрывают, «проживают» эмоции персонажей. Также психогимнастика снижает риск алекситимии – свойства человека, когда он затрудняется определить и описать свои эмоции словами. Люди с алекситимией почти не способны испытывать эмпатию, не понимают, как сопереживать окружающим. Это ведет к трудностям в коммуникации, психосоматическим заболеваниям.
Упражнения по психогимнастики можно использовать в качестве физминутки, для ауторелаксации после интеллектуальных нагрузок. Я предлагаю нам тоже сейчас немного отдохнуть и подвигаться.
Игра «Изобрази походку».
Я буду описывать вам походку персонажа, а ваша задача изобразить её. Итак начнём.
- Вы - стройный молодой человек на которого заглядываются все девушки (пауза).
- Вы – 90 летняя старушка и вам тяжело идти (пауза).
- У вас странная прыгающая походка, как на луне (пауза).
- Вы опасаетесь погони и слежки, поэтому вы очень испуганы и постоянно оглядываетесь (пауза).
- Вы сачком ловите бабочек (пауза).
- Вы задорно крутите бедрами, как Людмила Прокофьевна из фильма «Служебный роман» (пауза).
Коллеги, поделитесь, как ощущения после выполнения упражнения (педагоги дают свои ответы). Конечно же детям мы подбираем с вами ситуации, которые будут понятны им.
Игра «Пять масок»
Следующая игра называется «Пять масок». На столе перед вами разложены карточки, на которых персонаж изображён с разными эмоциями. Ваша задача взять себе одну карточку и не показывая её остальным с помощью мимики и жестов изобразить героя. В процессе всего этого вам необходимо объединиться в команды. Так, чтобы в одной команде были одинаковые герои. Понятна инструкция? Отлично, тогда приступаем. Карточки на столе. Напоминаю, мы их не показываем друг другу. Карты можно будет открыть после того, как вы объединитесь в команды.
Вижу, что все закончили. Давайте, проверим нет ли «чужих» в команде. Замечательно. Вижу, что у всех всё получилось.
Что ещё хочется сказать относительно психогимнастики? Важно чередовать разнонаправленные упражнения: те, где дети напрягают или расслабляют мышцы, проигрывают этюды с положительными и отрицательными эмоциями, активно двигаются или отрабатывают приемы ауторелаксации. Чередование упорядочивает психическую и двигательную активность ребенка, улучшает настроение.
Давайте, в заключении нашего семинара-практикума сделаем с вами упражнение на напряжение и расслаблении мышц.
Упражнение «Драка»
В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:
Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.
Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.
Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.
Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка.
(Дети делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб. Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)
Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.
Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.
(На выдохе руки и лицо расслабляются.)
Это упражнение на расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук. Упражнение повторяется с детьми 2-3 раза. Давайте ещё одно упражнение сделаем.
Упражнение «Росток»
Вам необходимо сесть на корточки, голову нагнуть к коленям и обхватить её руками. А теперь представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста:
- «один» – медленно выпрямляются ноги;
- «два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
- «три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
- «четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
- «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.
В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других.
Рефлексия мероприятия.
Коллеги, на этом у меня всё. Хотелось бы получить обратную связь от вас. С какими чувствами уходите с семинара, в каком эмоциональном состоянии и будете ли применять те приёмы, с которыми сегодня познакомились (педагоги дают свои ответы). Всем спасибо за участие и вашу активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-365413-1390196337.jpg)
Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/18/picture-1022296-1521380990.jpg)
Семинар -практикум для педагогов "Ребусы в умственном развитии детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для педагогов. "Ребусы в умстенном развитии детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-1203309-1578036553.jpg)
Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1235283-1586164732.jpg)
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-1205112-1615738360.jpg)
Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1428304-1666154690.jpg)
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-736909-1453147996.jpg)
Семинар – практикум для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»
Семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель бу...