Консультация для педагогов (Критическое мышление)
консультация
Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Развитие критического мышления у дошкольников»
К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться.
Что такое критическое мышление
Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.
Развивая навык критического мышления у малыша, вы тренируете и свой мозг тоже. Пусть вам кажется, что некоторые способы и наивны и просты. На самом деле, простые вопросы часто приводят к неоднозначным рассуждениям.
Зачем ребенку критическое мышление
Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка.
Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.
Как развить критическое мышление у дошкольника
С помощью дидактических игр:
Игра «Третий лишний»
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые, например:
Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Примеры для младших дошкольников:
• молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
• машина, лошадь, трамвай;
• шапка, платок, сапоги;
• роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
• дождь, снег, река;
• врач, турист, шофер;
• тень, солнце, планета;
• мороз, вьюга, январь;
• камень, глина, стекло;
• дверь, ковер, окно;
• море, река, бассейн.
Подвижная игра:
Выстраиваем деток в шеренгу. Объясняем, что сейчас ведущий будет называть вразброс цифры «3, 13 и 30». На «3» нужно похлопать, на «13» нужно потопать, а на «30» — подпрыгнуть. Ведущий должен цифры произносить сначала медленно, а если детки справляются, можно увеличить темп.
Малоподвижная игра:
«БЫВАЕТ ИЛИ НЕ БЫВАЕТ» Для этой игры нужен мяч. Говорим фразу, и если такое бывает, ребенок ловит мяч. А если не бывает, то не ловит. Например: «Кошка квакает», «Собака летает», «Уточка плавает» и т.п.
Проблемные ситуации:
- Как увидеть воздух?
- Куда прячется вода?
- Дышат ли рыбы?
- Где можно увидеть динозавра?
- Как без космического корабля слетать на Сатурн?
«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)
Конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). - Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?
Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:
∙ В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если ..., то ...".
∙ Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
∙ Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
∙ Не принимайте ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
∙ Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам— отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.
∙ Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
∙ Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.
Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие мышления путем коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР"
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научить обследовать предметы....
консультация для педагогов «Развитие мышления и речи дошкольников в процессе конструирования художественных композиций»
в процессе конструирования у детей развивается и речь, и мышление, и воображение...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В этой статье мы обсуждаем способы использования кругов Эйлера на занятиях по развитию логического мышления у дошкольников....
Консультация для педагогов "Развитие мышления у дошкольников"
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...
Консультация для педагогов: «Логическое мышление, как один из важнейших аспектов в жизни дошкольников».
ДЛогика-это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чем говорит логика, знакомо каждому и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность до...
Мастер-класс для педагогов"Критическое мышление"
Мастер-класс помогает педагогам освоить новую инновационную технологию, которая помогает дошкольниками самостоятельно находить выход из поставленной ситуации, и критически мыслить, что бы решить...
Консультация для педагогов " Позитивное мышление"
laquo; Мысль-начало всего.И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования-работать над мыслями»Лев Толстой...