Мастер-класс для педагогов"Критическое мышление"
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер-класс помогает педагогам освоить новую инновационную технологию, которая помогает дошкольниками самостоятельно находить выход из поставленной ситуации, и критически мыслить, что бы решить поставленную перед ним задачу посредством поиска и развития разнообразных вариантов, поставленных перед детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kriticheskoe_myshlenie.docx | 255.38 КБ |
master_klass_kriticheskoe_myshlenie.docx | 255.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Критическое мышление как способ развития познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Гордеева Вера Ивановна, старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №22 «Березка»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов, специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Активизация познавательной деятельности участников мастер – класса.
- Получат знания и навыки по развитию критического мышления
- Повышение уровня профессиональной компетенции.
Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Проектная деятельность в ДОУ», мольберт, пособие «Мишень», фишки красного, зеленого цвета, два листа формата А3, 3 набора фломастеров. Стратегия, коробка с шариками, корзина, раздаточные карточки для педагогов, микрофон, 4 тарелки с фруктами
Ход мастер-класса:
- Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые педагоги я начинаю свой мастер-класс.
«Критическое мышление как способ развития познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС.
Что скучно да?
Я рада приветствовать вас в студии, где собрались увлеченные своей работой педагоги, а также опытные эксперты в области педагоги. Я очень рада видеть вас на нашем ток-шоу «Не знать – не стыдно»!!! Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным.
А теперь я хотела задать вам несколько вопросов:
- Верите ли вы, что узнаете, что-то новое для себя, в своей педагогической деятельности по окончании мастер класса?
- Верите ли вы, что существует множество приемов обучения детей критическому мышлению?
- Верите ли вы, что детей можно научить, тому как учиться?
Перед фокус – группой в вазе лежит ваза с фруктами
— Предлагаю взять со стола один понравившийся фрукт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.
— В своих карточках составьте список прилагательных. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.
-Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Представляем Вашему вниманию тему нашего мастер-класса «Использование приемов критического мышления на занятиях в детском саду».
2. Практическая часть.
Для начала я хотела спросить
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление в вашем понимании?
- Используете ли вы на занятиях приёмы критического мышления?
Применять её можно на всех занятиях.
Критическое мышление – способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Структура занятия по технологии развития критическое мышление состоит из трех этапов:
1 стадия - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
2 стадия - осмысление (получение новой информации)
3 стадия - рефлексия (рождение нового знания)
Существуют много Приемов развития критического мышления:, которые вы можете увидеть на экране:
• Верные и неверные утверждения
• Кластер
• Дерево предсказаний
• Толстые и тонкие вопросы
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Кубик
• Перемешанные события
• Заучивание по схеме
• Загадка
• Цитата
• Корзина идей и многое другое.
А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИЕМАМИ, НО ДЛЯ ЭТОГО НАМ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА 4 ГРУППЫ:
Практическая часть семинара.
Задание для группы №1:
Прием «Синквейн»
Приём «Синквейн» — (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Задание: составить синквейн.
Например:
1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)
2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)
3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)
4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).
5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)
Задание для группы №2:
Задание: составить кластер по теме «Детский сад» или «Педагогика»
«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;
3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.
Задание для группы №3:
Мозговой штурм: «Как спасти снеговика, чтобы не растаял?»
Выскажите предположения, выберите подходящую версию.
Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.
Например:
Задачи:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
Ответы:
1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.
2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...
Задание для группы №4:
Прием «Логическая цепочка» Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
«Логическая цепочка»
Для установления умения устанавливать общий признак.
- продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.
Задание группе: Приведите свой пример «Логических цепочек».
Вспоминают, какие приемы изучала каждая группа, зачитывает синквейны-загадки группы №1. Так же знакомятся с выполнением заданий групп №2,3,4.
Стадия Рефлексия
Ведущий подводит итог.
Рефлексия «Шарик успеха»
Было интересно …
Сегодня на мастер классе я узнал, что …
Больше всего мне понравилось …
Новым для меня стало …
Возьму с собой
Особенно мне понравилось
Что нового я узнал?
Где мне было легко?
Что давалось с трудом?
Реально ли применить это на своих занятиях?
Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?
Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь
Что не понравилось или не понятно?
Составить кластер по теме Критическое Мышление
Например:
1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)
2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)
3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)
4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).
5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)
Было интересно …
Сегодня на мастер классе я узнал, что …
Больше всего мне понравилось …
Новым для меня стало …
Возьму с собой
Особенно мне понравилось
Что нового я узнал?
Где мне было легко?
Что давалось с трудом?
Реально ли применить это на своих занятиях?
Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?
Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь
Что не понравилось или не понятно?
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Критическое мышление как способ развития познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Гордеева Вера Ивановна, старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №22 «Березка»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов, специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Активизация познавательной деятельности участников мастер – класса.
- Получат знания и навыки по развитию критического мышления
- Повышение уровня профессиональной компетенции.
Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Проектная деятельность в ДОУ», мольберт, пособие «Мишень», фишки красного, зеленого цвета, два листа формата А3, 3 набора фломастеров. Стратегия, коробка с шариками, корзина, раздаточные карточки для педагогов, микрофон, 4 тарелки с фруктами
Ход мастер-класса:
- Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые педагоги я начинаю свой мастер-класс.
«Критическое мышление как способ развития познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС.
Что скучно да?
Я рада приветствовать вас в студии, где собрались увлеченные своей работой педагоги, а также опытные эксперты в области педагоги. Я очень рада видеть вас на нашем ток-шоу «Не знать – не стыдно»!!! Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным.
А теперь я хотела задать вам несколько вопросов:
- Верите ли вы, что узнаете, что-то новое для себя, в своей педагогической деятельности по окончании мастер класса?
- Верите ли вы, что существует множество приемов обучения детей критическому мышлению?
- Верите ли вы, что детей можно научить, тому как учиться?
Перед фокус – группой в вазе лежит ваза с фруктами
— Предлагаю взять со стола один понравившийся фрукт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.
— В своих карточках составьте список прилагательных. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.
-Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Представляем Вашему вниманию тему нашего мастер-класса «Использование приемов критического мышления на занятиях в детском саду».
2. Практическая часть.
Для начала я хотела спросить
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление в вашем понимании?
- Используете ли вы на занятиях приёмы критического мышления?
Применять её можно на всех занятиях.
Критическое мышление – способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Структура занятия по технологии развития критическое мышление состоит из трех этапов:
1 стадия - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
2 стадия - осмысление (получение новой информации)
3 стадия - рефлексия (рождение нового знания)
Существуют много Приемов развития критического мышления:, которые вы можете увидеть на экране:
• Верные и неверные утверждения
• Кластер
• Дерево предсказаний
• Толстые и тонкие вопросы
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Кубик
• Перемешанные события
• Заучивание по схеме
• Загадка
• Цитата
• Корзина идей и многое другое.
А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИЕМАМИ, НО ДЛЯ ЭТОГО НАМ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА 4 ГРУППЫ:
Практическая часть семинара.
Задание для группы №1:
Прием «Синквейн»
Приём «Синквейн» — (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Задание: составить синквейн.
Например:
1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)
2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)
3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)
4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).
5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)
Задание для группы №2:
Задание: составить кластер по теме «Детский сад» или «Педагогика»
«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;
3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.
Задание для группы №3:
Мозговой штурм: «Как спасти снеговика, чтобы не растаял?»
Выскажите предположения, выберите подходящую версию.
Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.
Например:
Задачи:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
Ответы:
1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.
2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...
Задание для группы №4:
Прием «Логическая цепочка» Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
«Логическая цепочка»
Для установления умения устанавливать общий признак.
- продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.
Задание группе: Приведите свой пример «Логических цепочек».
Вспоминают, какие приемы изучала каждая группа, зачитывает синквейны-загадки группы №1. Так же знакомятся с выполнением заданий групп №2,3,4.
Стадия Рефлексия
Ведущий подводит итог.
Рефлексия «Шарик успеха»
Было интересно …
Сегодня на мастер классе я узнал, что …
Больше всего мне понравилось …
Новым для меня стало …
Возьму с собой
Особенно мне понравилось
Что нового я узнал?
Где мне было легко?
Что давалось с трудом?
Реально ли применить это на своих занятиях?
Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?
Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь
Что не понравилось или не понятно?
Составить кластер по теме Критическое Мышление
Например:
1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)
2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)
3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)
4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).
5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)
Было интересно …
Сегодня на мастер классе я узнал, что …
Больше всего мне понравилось …
Новым для меня стало …
Возьму с собой
Особенно мне понравилось
Что нового я узнал?
Где мне было легко?
Что давалось с трудом?
Реально ли применить это на своих занятиях?
Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?
Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь
Что не понравилось или не понятно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...
Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...
мастер-класс для родителей"Развитие логического мышления посредством логико-математических игр"
. Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....
Мастер-класс Тема: « Роль развития логического мышления у дошкольников» Воспитатель: Михно Марина Ивановна
Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду....
Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»
(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...
Мастер-класс "Применение приемов технологии критического мышления для формирования читательской грамотности"
Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышленияЗадачи мастер- класса:познакомить с историей появления понятия ...
Консультация для педагогов (Критическое мышление)
Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте?...