Мастер-класс для педагогов"Критическое мышление"
методическая разработка (подготовительная группа)

Гордеева Вера Ивановна

Мастер-класс помогает педагогам освоить новую инновационную технологию, которая помогает дошкольниками самостоятельно находить выход из поставленной ситуации,  и критически мыслить, что бы решить поставленную перед ним задачу посредством поиска и развития разнообразных вариантов, поставленных перед детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kriticheskoe_myshlenie.docx255.38 КБ
Файл master_klass_kriticheskoe_myshlenie.docx255.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Критическое мышление как  способ развития  познавательной активности дошкольников  в условиях  ФГОС ДО»

Гордеева Вера Ивановна, старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №22 «Березка»

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. 

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.

3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов, специалистов ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

  •  Активизация  познавательной  деятельности участников мастер – класса.
  • Получат знания и навыки по развитию критического мышления
  • Повышение уровня профессиональной компетенции.

Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Проектная деятельность в ДОУ», мольберт, пособие «Мишень», фишки красного, зеленого цвета, два листа формата А3, 3 набора фломастеров. Стратегия,  коробка с шариками, корзина, раздаточные карточки для педагогов, микрофон, 4 тарелки с фруктами

Ход мастер-класса:

  • Вступительное слово.

            Здравствуйте,  уважаемые педагоги я начинаю свой мастер-класс.

«Критическое мышление как способ развития познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС.

Что скучно да?

Я рада приветствовать вас в студии, где собрались увлеченные своей работой педагоги, а также опытные эксперты в области педагоги.  Я очень рада видеть вас на нашем ток-шоу «Не знать – не стыдно»!!!  Надеюсь,  что он будет для вас интересным,  полезным.

А теперь я хотела задать вам несколько вопросов:

  • Верите ли вы, что узнаете,  что-то новое для себя, в своей педагогической деятельности по окончании мастер класса?
  • Верите ли вы, что существует множество приемов обучения детей критическому мышлению?
  • Верите ли вы, что детей можно научить, тому как учиться?

Перед фокус – группой в вазе  лежит ваза с фруктами

— Предлагаю взять со стола один понравившийся фрукт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.

— В своих карточках составьте список прилагательных. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

 -Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Представляем  Вашему вниманию тему нашего мастер-класса «Использование приемов критического мышления на занятиях в детском саду».

2. Практическая часть.

Для начала я хотела спросить

- Что такое мышление?

- Что такое критическое мышление в вашем понимании?

- Используете ли вы на занятиях приёмы критического мышления?

Применять её можно на всех занятиях.  

Критическое мышление – способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.

Структура занятия по технологии развития критическое мышление состоит из трех этапов:

1 стадия - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 стадия - осмысление (получение новой информации)

3 стадия - рефлексия (рождение нового знания)

Существуют много  Приемов  развития критического мышления:, которые вы можете увидеть на экране:

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Дерево предсказаний

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Цитата

• Корзина идей и многое другое.

А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИЕМАМИ, НО ДЛЯ ЭТОГО НАМ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА 4 ГРУППЫ:

Практическая часть семинара.

Задание для группы №1:

Прием «Синквейн»

Приём «Синквейн» — (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Задание: составить синквейн.

Например:

1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)

2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)

3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)

4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).

5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)

Задание для группы №2:

Задание: составить кластер по теме «Детский сад» или «Педагогика»

«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;

3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06fd/00071f64-d74a5ba2/hello_html_24ab7cba.jpg

Задание для группы №3:

Мозговой штурм: «Как спасти снеговика, чтобы не растаял?»

Выскажите предположения, выберите подходящую версию.

Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Например:

Задачи:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?

Ответы:

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

Задание для группы №4:

Прием «Логическая цепочка»  Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.

«Логическая цепочка»

Для установления умения устанавливать общий признак.

 - продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.

Задание группе: Приведите свой пример «Логических цепочек».

Вспоминают, какие приемы изучала каждая группа, зачитывает синквейны-загадки группы №1. Так же знакомятся с выполнением заданий групп №2,3,4. 

Стадия Рефлексия

Ведущий подводит итог.

Рефлексия «Шарик успеха»

Было интересно …

Сегодня на мастер классе я узнал, что …

Больше всего мне понравилось …

Новым для меня стало …

Возьму с собой

Особенно мне понравилось

Что нового я узнал?

Где мне было легко?

Что давалось с трудом?

Реально ли применить это на своих занятиях?

Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

Что не понравилось или не понятно?

Составить кластер по теме  Критическое Мышление

Например:

1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)

2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)

3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)

4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).

5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)

Было интересно …

Сегодня на мастер классе я узнал, что …

Больше всего мне понравилось …

Новым для меня стало …

Возьму с собой

Особенно мне понравилось

Что нового я узнал?

Где мне было легко?

Что давалось с трудом?

Реально ли применить это на своих занятиях?

Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

Что не понравилось или не понятно?



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Критическое мышление как  способ развития  познавательной активности дошкольников  в условиях  ФГОС ДО»

Гордеева Вера Ивановна, старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №22 «Березка»

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. 

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.

3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов, специалистов ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

  •  Активизация  познавательной  деятельности участников мастер – класса.
  • Получат знания и навыки по развитию критического мышления
  • Повышение уровня профессиональной компетенции.

Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Проектная деятельность в ДОУ», мольберт, пособие «Мишень», фишки красного, зеленого цвета, два листа формата А3, 3 набора фломастеров. Стратегия,  коробка с шариками, корзина, раздаточные карточки для педагогов, микрофон, 4 тарелки с фруктами

Ход мастер-класса:

  • Вступительное слово.

            Здравствуйте,  уважаемые педагоги я начинаю свой мастер-класс.

«Критическое мышление как способ развития познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС.

Что скучно да?

Я рада приветствовать вас в студии, где собрались увлеченные своей работой педагоги, а также опытные эксперты в области педагоги.  Я очень рада видеть вас на нашем ток-шоу «Не знать – не стыдно»!!!  Надеюсь,  что он будет для вас интересным,  полезным.

А теперь я хотела задать вам несколько вопросов:

  • Верите ли вы, что узнаете,  что-то новое для себя, в своей педагогической деятельности по окончании мастер класса?
  • Верите ли вы, что существует множество приемов обучения детей критическому мышлению?
  • Верите ли вы, что детей можно научить, тому как учиться?

Перед фокус – группой в вазе  лежит ваза с фруктами

— Предлагаю взять со стола один понравившийся фрукт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.

— В своих карточках составьте список прилагательных. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

 -Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Представляем  Вашему вниманию тему нашего мастер-класса «Использование приемов критического мышления на занятиях в детском саду».

2. Практическая часть.

Для начала я хотела спросить

- Что такое мышление?

- Что такое критическое мышление в вашем понимании?

- Используете ли вы на занятиях приёмы критического мышления?

Применять её можно на всех занятиях.  

Критическое мышление – способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.

Структура занятия по технологии развития критическое мышление состоит из трех этапов:

1 стадия - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 стадия - осмысление (получение новой информации)

3 стадия - рефлексия (рождение нового знания)

Существуют много  Приемов  развития критического мышления:, которые вы можете увидеть на экране:

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Дерево предсказаний

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Цитата

• Корзина идей и многое другое.

А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С НЕКОТОРЫМИ ПРИЕМАМИ, НО ДЛЯ ЭТОГО НАМ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА 4 ГРУППЫ:

Практическая часть семинара.

Задание для группы №1:

Прием «Синквейн»

Приём «Синквейн» — (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Задание: составить синквейн.

Например:

1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)

2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)

3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)

4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).

5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)

Задание для группы №2:

Задание: составить кластер по теме «Детский сад» или «Педагогика»

«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;

3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06fd/00071f64-d74a5ba2/hello_html_24ab7cba.jpg

Задание для группы №3:

Мозговой штурм: «Как спасти снеговика, чтобы не растаял?»

Выскажите предположения, выберите подходящую версию.

Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Например:

Задачи:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?

Ответы:

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

Задание для группы №4:

Прием «Логическая цепочка»  Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.

«Логическая цепочка»

Для установления умения устанавливать общий признак.

 - продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.

Задание группе: Приведите свой пример «Логических цепочек».

Вспоминают, какие приемы изучала каждая группа, зачитывает синквейны-загадки группы №1. Так же знакомятся с выполнением заданий групп №2,3,4. 

Стадия Рефлексия

Ведущий подводит итог.

Рефлексия «Шарик успеха»

Было интересно …

Сегодня на мастер классе я узнал, что …

Больше всего мне понравилось …

Новым для меня стало …

Возьму с собой

Особенно мне понравилось

Что нового я узнал?

Где мне было легко?

Что давалось с трудом?

Реально ли применить это на своих занятиях?

Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

Что не понравилось или не понятно?

Составить кластер по теме  Критическое Мышление

Например:

1. строчка КОЛОБОК (1 существительное)

2. строчка КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ (2 прилагательных)

3. строчка СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН (3 глагола, деепричастия)

4. строчка ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ (из 4 слов, выражающая отношение автора к теме).

5. строчка ХИТРОСТЬ (синоним (метафора) из одного слова)

Было интересно …

Сегодня на мастер классе я узнал, что …

Больше всего мне понравилось …

Новым для меня стало …

Возьму с собой

Особенно мне понравилось

Что нового я узнал?

Где мне было легко?

Что давалось с трудом?

Реально ли применить это на своих занятиях?

Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

Что не понравилось или не понятно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...

Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...

мастер-класс для родителей"Развитие логического мышления посредством логико-математических игр"

. Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....

Мастер-класс Тема: « Роль развития логического мышления у дошкольников» Воспитатель: Михно Марина Ивановна

Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду....

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Мастер-класс "Применение приемов технологии критического мышления для формирования читательской грамотности"

Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников через технологию критического мышленияЗадачи мастер- класса:познакомить с историей появления понятия ...

Консультация для педагогов (Критическое мышление)

Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте?...