Консультация для педагогов "Развитие мышления путем коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научить обследовать предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donchuk_konsultatsiya_myshlenie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Надежда»
Консультация для педагогов
Развитие мышления путем коррекции
восприятия у дошкольников с ЗПР
Подготовила
учитель - дефектолог
структурного подразделения
«Детский сад «Надежда»
Л.Г.Дончук
г.о. Новокуйбышевск, 2016 г.
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Даже в старшем дошкольном возрасте дети путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности.
Формирование представлений о цвете и форме -
Установлено, что при задержке психического развития (в дальнейшем ЗПР) представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-40% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности).
Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое.
Развивая у воспитанников процесс восприятия, дети учатся выделять группу ощущений, осмысливать образ, понимать его, привлекая для этого, пусть ещё небогатый, прошлый опыт детей. Иначе говоря, развитие восприятия не происходит без развития памяти и мышления.
Дошкольный возрастной период это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Мышление активно развивается на протяжении всего дошкольного периода, и фундаментом для формирования мышления является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико. Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу.
Восприятие- ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
- во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
- во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
- в- третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него.
У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы.
Ребенок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Такие сложные действия помогают сформировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определенном соотношении друг с другом, тогда образ называется системным. Ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями. Применяя накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент познания. Восприятие становится психическим процессом, все больше осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются, выполняются незаметно и быстро. Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких, как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и другие. Тогда ребенок готов к обучению к школе.
К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы – представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предметов. Поэтому мышление ребенка – дошкольника называют наглядно-действенным.
Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа- представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходства и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, объекты или явления.
Можно назвать несколько психологических качеств:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Обогащая опыт ребёнка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний (на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на экскурсиях, музыкальных вечерах) – это основные средства коррекции восприятия. Организация и проведение занятий по коррекции и развитию восприятия у детей с ЗПР осуществляется с учетом медицинской и психолого- педагогической характеристики, а также с учётом результатом констатирующей (первичной) диагностики.
На занятиях по коррекции и развитию восприятия детям предлагаются различные игры и упражнения, на развитие мышления. Приобретённые на занятиях знания закрепляются в повседневной жизни, то есть в течение всего дня, а также на индивидуальных занятиях.
Мышление развивается двумя путями: первый - от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому; второй - от восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Мышление есть процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними.
Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути коррекции недостатков фонематического восприятия
При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия....
"ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ".
Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям п...
Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"
Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...
Консультация для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников»
Данная консультация поможет воспитателям с помощью игровых приемов развить фонематическое восприятие у дошкольников...
Консультация педагога-психолога для родителей «Дезадаптивное поведение у дошкольников и пути его коррекции»
Непослушные дети создают родителям много хлопот. Призывать детей к порядку – безрезультатно, а наказания только усугубляют ситуацию. Как же родителям поступать в таких ситуациях? Рассмотрим наиб...
Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...
Конспект консультации для родителей дошкольников c ОВЗ по теме «Заниженная самооценка: причины и пути коррекции»
Данный материал поможет воспитателю провести консультацию у родителей дошкольников c ОВЗ с заниженной самооценкой, тем самым повысить компетентность родителей в вопросах развития адекватной самооценки...