консультация для педагогов «Развитие мышления и речи дошкольников в процессе конструирования художественных композиций»
консультация по конструированию, ручному труду на тему
в процессе конструирования у детей развивается и речь, и мышление, и воображение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие мышления и речи дошкольников в процессе конструирования художественных композиций»
В основе развития мышления лежит восприятие, чувственный опыт ребёнка. На протяжении дошкольного возраста восприятие предшествует мышлению, даёт ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения и выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность. Формирование положительного взаимоотношения между восприятием и мышлением легче всего происходит в предметной и продуктивной деятельности ребёнка. Изменение деятельности ребёнка приводит к изменению его психики.
Самый главный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний в процессе решения какой-либо задачи.
В процессе конструирования художественных композиций дети, действуя с деталями разного вида конструкторов, осваивают действия «замещения» и моделирования с моделями, схемами или без опоры на наглядность.
В процессе конструирования у детей также развивается способность к преобразованию – самостоятельной линии развития мышления дошкольников.
Механизмы мышления позволяют ребёнку описывать конструирование и преобразование объекта в речевой форме, вслух, или проговаривая про себя, а в дальнейшем – в форме внутренней речи.
Продуктивная деятельность – это также средство развития коммуникативных способностей, инициирующее речь ребёнка и источник её совершенствования. Продуктивная деятельность способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка, которая напрямую связана с мозговой регуляцией речевой деятельности.
Речевое развитие детей органично включается в процесс моделирования художественных композиций.
У детей младшего дошкольного возраста развивается и обогащается пассивный и активный словарный запас, осваивается грамматический строй, формируется фразовая речь, возникают первые навыки диалогового общения.
Мотивированная и целенаправленная конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста создаёт оптимальные условия для освоения ими коммуникативных умений, способов и средств взаимодействия, общения со сверстниками и взрослым. В процессе диалогического общения дети учатся одновременно ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать речевой диалог, принимая позицию партнёра.
Анализируя художественную композицию, дети во время совместного обсуждения подробно отмечают, что особенно им понравилось в этой работе, что удалось больше, что меньше, какие использовались цвета бумаги или, например, у какого персонажа удачно передано движение. Для этих высказываний дети находят точные выражения и охотно аргументируют свою точку зрения по каждому вопросу.
Итак, эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают их говорить. И в этом случае продуктивная деятельность является мощной поддержкой специальной речевой работы с учётом индивидуального и возрастного уровня речевого развития каждого ребёнка.
Чем чаще и разнообразней ваш ребёнок будет «что-то строить», тем более совершенной станет его речь и образ мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие мышления путем коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР"
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научить обследовать предметы....
Родительская встреча "Развитие речи дошкольника в процессе чтения художественной литературы"
Данный материал содержит игры, которые можно проводить с детьми, после прочтения книги....
Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"
Познавательные психические процессы у детей очень активно развиваются в дошкольном возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника....
Консультация для педагогов "Развитие мышления у дошкольников"
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Консультация для педагогов «Развитие математических представлений младших дошкольников в процессе конструирования»
Конструирование обладает рядом педагогических возможностей. Отмечается значение конструирования в развитии художественно – эстетических способностей, в развитии трудовой деятельности (Грубе Г. В., обо...
Консультация для педагогов «Развитие математических представлений младших дошкольников в процессе конструирования»
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюр...