Занятие в старше-подготовительной группе общеразвивающей направленности “Хлеб-наше богатство”
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Занятие в старше-подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_hleb.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

“Хлеб-наше богатство”

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

П.р.

Обобщить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, о процессе выращивания хлеба. Обратить внимание на содержание труда людей. Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах 20.

Р.р.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников. Применять метод синквейна, опираясь на схему – модель и вопросы педагога. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Развивать артикуляционный аппарат.

Ф.р.

Продолжать формировать правильную осанку во всех видах деятельности. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление. Развивать мелкую моторику рук. Укреплять дыхательную систему.

Х-э. р.

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам и явлением окружающего мира.

С-к. р.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, помогать друг другу. Развивать умение договариваться. Воспитывать организованность, дисциплинированность. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

-Материалы и оборудование:

Буханки ржаного и белого хлеба, модель – схема составления синквейна, магнитная доска, ноутбук, экран, иллюстрации колосьев ржи, пшеницы, зерна пшеницы и ржи, Буханка пшеничного хлеба, буханка ржаного хлеба, кусочки пшеничного и ржаного хлеба на шпажках, клубок.

Словарная работа:

обогащение словаря: агроном, колос, зерно.

активизация словаря: рожь, пшеница.

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, работа с моделями, дидактические игры.

Предварительная работа:
Беседа «Урожая хлеба»;
Рассматривание иллюстраций «Как выращивают хлеб?»;
Заучивание пословиц о хлебе, беседа «Легко ли выращивать хлеб?», чтение литературных произведений по теме «Золотой луг» М. Пришвин, «А знаешь ли ты как хлеб на стол пришёл?» О. Каширина, «Сказки о хлебе, злаках, и каше» А. Лопатина М. Скребцова; Рассматривание иллюстраций колосьев ржи и пшеницы;

Заучивание стихотворения “Хлебушек”;

Составление альбома “Длинный путь хлеба”;

Отгадывание загадок о хлебе, хлеборобах;


Ход организованной образовательной деятельности:

(Дети играют)

Воспитатель: Дети, посмотрите, я вам сегодня что – то принесла. (В корзинке каравай). Дети подходят. У меня в руках корзинка. Подумайте, что же здесь может быть?

Катя: Игрушка.

Максим: Книга.

 Ксюша: Кукла.

Воспитатель: Скажите, мы можем угадать, что внутри, не открывая корзинку? 

Дети: да (нет).

Воспитатель: Как можем угадать?

Виталий: можем понюхать и т.д.

Воспитатель: Дети, один из ваших ответов был, что можно понюхать. Как мы нюхаем? Упражнение на дыхание: глубоко вдыхаем воздух через нос, через нос выдыхаем. Через нос вдыхаем, через нос выдыхаем. (Несколько раз).

Воспитатель: Какой запах чувствуем?

Дима: Запах хлеба.

Аня: Ничего не чувствуем.

Влада: запах торта.

Воспитатель: Правильно ли угадали, проверим! Слушайте загадку.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и пушистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб.

(Открываю корзинку. Достаю на подносе буханки ржаного и пшеничного хлеба.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? 

Дети: Сегодня мы поговорим о хлебе.

Воспитатель: Действительно, сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе. С хлебом и солью встречают самых дорогих гостей. Это считается символом благополучия и гостеприимства. Дети, а с чем вы любите есть хлеб?

(Ставлю поднос с хлебом на стол)

Вика: Хлеб можно есть с маслом.

Богдана:  Хлеб можно есть с медом.

Ярослав: Хлеб можно есть с вареньем.

Воспитатель: Мы представим, что хлеб кушаем с вареньем. Сначала отведаем вкусное варенье. (Упражнение «Варенье»). Теперь представьте, что хлебушек едите с вареньем. (Артикуляционная гимнастика “Жевание”.) Вкусно? Давайте покажем и скажем, какой вкусный хлеб с вареньем. М-мм-м, вкусно. Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он еще может быть, вы мне и расскажете. А поможет нам волшебный клубочек. Называем, какой хлеб и передаем клубок товарищу. Дидактическая игра «Какой хлеб?» с клубочком.
Подбор определений к существительному. (Дети и воспитатель стоят в кругу и передают по кругу клубок. Воспитатель начинает первый называть определения, далее по очереди дети, например, хлеб румяный, хлеб свежий, хлеб душистый, хлеб аппетитный, хлеб мягкий, хлеб черствый, хлеб белый, хлеб горячий, хлеб витаминный, хлеб воздушный, хлеб ароматный).

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А чем полезен хлеб?

Дети: В хлебе содержится витамин роста, хлеб питательный и т.д.

Воспитатель: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел на стол?

Никита: Его покупают в магазине.

Настя: Бабушка печёт.

Лиза: Покупают в пекарне.

Воспитатель: Получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. А когда собирают урожай?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, можно сказать «чудо осень», потому что дает урожай. Теперь поиграем. Предлагаю вам подняться возле стульчиков. Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом, хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

(Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь).

Воспитатель: Предлагаю стать исследователями. Подойдем к своим столам. На ваших столах лежат картинки с изображением колосьев пшеницы и ржи. Давайте вместе повторим слово колос. (Спросить нескольких детей индивидуально). Возьмите в руки картинку с  колосом пшеницы (одновременно включаю изображение колоса пшеницы на экране). Повторите: пшеница. А это – картинка с изображением колоса ржи. (Показываю). Покажите и вы колос ржи. Скажем вместе: рожь. Давайте их рассмотрим и сравним. Посмотрите: они похожи?

Дети: Да, нет.

Воспитатель: Чем они похожи? 

Кирилл: У этих растений есть стебель.

Семён: У них есть усики.

Алёна: У них есть зернышки.

Катя: Оба желтого цвета.

Арсений: Они зерновые.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Виталий: Усики ржи длинные, а пшеницы – короче.

Аня: Стебель пшеницы толще, чем стебель ржи.

Воспитатель: Обратите внимание, у вас на столах подставочки, а них зёрнышки ржи и пшеницы. Сколько зёрнышек, посчитаем?

Кирилл: У меня 10 зернышек пшеницы и 12 ржи.

Ксюша: У меня 9 зернышек ржи и 15 пшеницы.

Воспитатель: Чтобы испечь одну булку хлеба, нужно около 10000 зерен пшеницы.

Воспитатель: Посмотрим, какие зёрнышки? Потрогайте их, что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности? 

Никита: Зернышко маленькое.

Настя: Зернышко твердое.

Егор: Зернышко гладкое.

Вика: Зернышко овальное.

Алёна: Зернышко желтого цвета.

Воспитатель: Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки. (Показываю буханки пшеничного и ржаного хлеба). Дети, посмотрите, этот хлеб испечен из пшеничной муки, а это – из ржаной муки. Они отличаются друг от друга?

Дети: да.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Аня: Пшеничный хлеб белый, а ржаной хлеб черный.

Дима: Пшеничный хлеб светлый, а ржаной темный.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам попробовать пшеничный хлеб. (На столах на шпажках белый хлеб). Теперь попробуйте ржаной хлеб. (Дети пробуют). По вкусу они похожи?

Дети: Пшеничный хлеб вкусный, а ржаной хлеб кислый.

Воспитатель: Выращивание хлеба очень трудоемкая работа. Поэтому говорят «Не трудиться – хлеба не добиться». Мы знакомились с пословицами о хлебе, Я предлагаю вам поиграть в игру “Я начну, а ты продолжи” и вспомнить эти пословицы. А поможет нам мяч. Кому мяч достанется, тот называет конец пословицы. (Воспитатель говорит начало пословицы, дети – конец пословицы).

Не трудиться – хлеба не добиться.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Кто не работает – тот не ест.

Без хлеба – нет обеда.

Будет хлеб – будет и песня.

Воспитатель: Хорошо знаете пословицы! Я вам расскажу один случай: как – то, когда шла на работу, на земле увидела ломоть хлеба. Кто – то выбросил хлеб. Как вы думаете, правильно ли поступили?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Настя: Хлеб нельзя бросать.

Ксюша: Чтобы испечь хлеб, нужно много трудиться.

Семён:  Хлеб – всему голова.

Воспитатель: Как бы вы поступили? 

Влада: Я бы подняла хлеб и покрошила голубям.

Богдана: Я бы положила в кормушку.

Андрей: Я бы дал хлеб курочкам.

Лиза: Я бы покормила уток.

Воспитатель: Хлеб нужно беречь. Хлеб – наше богатство. Составим рассказ о хлебе. Вам в этом помогут модель – схема, мои вопросы и вот эти рисунки. Нужно вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается модель – схема составления синквейна).

Воспитатель: О чем мы говорили?

Вика: О хлебе.

Воспитатель: Хлеб какой?

 Катя: Мягкий.

Егор: Пушистый.

Арсений: Теплый

Воспитатель: Для чего нужен хлеб? 

Виталий: Хлеб нужен чтобы его кушать.

Воспитатель: Как получаем хлеб?

Никита: Его выпекают в печке.

Ярослав: Его получают из зёрен пшеницы и ржи. 

Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу? 

Кирилл: К хлебу нужно относиться бережно.

Максим: Нужно хлеб доедать и не выбрасывать.

Ребята, мы с вами попробуем составить предложения по этой модели. (Дети составляют предложения по модели с использованием геометрических фигур. Спросить у нескольких детей).

Первый ряд составляет синквейн со словом хлеб, второй ряд составляет синквейн со словом колос, третий ряд составляет синквейн со словом зерно, а четвёртый ряд составляет синквейн со словом каравай.

Хлеб

Мягкий, белый

 Хранится, ломать, пахнет

Хлеб – наше богатство

Еда

Колос

Высокий, красивый

Колосится, растёт, кормит

Колос растёт в поле

Растение

Зерно

Питательное, маленькое

Мелют, высеивают, хранят

Из зерна получают муку

Ценность

Буханка

Свежая, вкусная

Печётся, продаётся, резать

Буханку можно купить в магазине

Продукт питания

Воспитатель: Хлеб с чем сравнивается в пословицах? 

Катя: Солнцем, богатством.

Воспитатель: Вот и перевёрнута последняя страница знакомства с музеем хлеба. Скажите, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Какое задание по-вашему было самым лёгким?

Арсений: Отгадать загадку.

Ксюша: Пробовать на вкус хлеб.

 Воспитатель: А какое самым трудным?

Егор: обследовать зёрна пшеницы и ржи.

Алёна: Сравнивать колосья.

Воспитатель: Сейчас я попрошу вас нарисовать смайлики, которые покажут, как вам понравилось занятие. Если вам не понравилось занятие, то смайлик грустный, если не знаете, то смайлик задумчивый, если понравилось занятие, то смайлик будет весёлый.

(Дети рисуют улыбки на смайликах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

Тема:1. Свойства воды (прозрачная, без вкуса). Опыты с водой (блок «Волшебница – вода»), программа Н.Рыжовой «Наш дом-природа».2. Экологическая игра «Капельки и тучка»3.Аппликация «Кораблик»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ      во второй младшей группе общеразвивающей направленности  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ в группе общеразвивающей направленности 6-8 лет на тему: «Мы юные пешеходы».

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ в группе общеразвивающей направленности 6-8 лет на тему:«Мы юные пешеходы»....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе общеразвивающей направленности с использованием игровой технологии

знакомить детей с изменениями в природе; формировать представление о том, что весной солнце не только светит, но и греет; знакомить со свойствами воды; закрепить умение детей одеваться по сезону; ...

"Театр. Творчество. Дети. Элементы театрализации на занятиях в младшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности."

Обобщение опыта по теме "Театр. Творчество. Дети. Элементы театрализации на занятиях в младшей  разновозрастной группе общеразвивающей направленности."...